1.2. Совершенствование программ профессионального образования, создание новых форматов обучения для удовлетворения потребности в новых специалистах

Система профессионального образования должна как можно быстрее начать обеспечивать экономику необходимыми кадрами, обладающими сформированными цифровыми компетенциями, чтобы устранить существующий дефицит специалистов. Программой предусмотрено уже в 2019 году утвердить новые контрольные цифры приема для обеспечения потребностей цифровой экономики специалистах, а также запустить проекты на базе ведущих университетов по реализации новых образовательных программ и моделей, на которые не распространяются в полном объеме существующие нормативные ограничения.

С учетом быстроты меняющегося ландшафта и требований к знаниям специалистов, содержание многих программ высшего образования устаревает еще до момента их окончания. В рамках Федерального проекта предлагается осуществить пилотирование нового типа образовательных программ высшего образования продолжительностью до 2-х лет (аналоги Associate's degree, half-bachelc) не менее чем для 10 специальностей цифровой экономики.

Острая потребность в специалистах с цифровыми компетенциями требует создания условий для их ускоренной подготовки. Этот образовательный трек предполагается реализовать в пилотном режиме с участием различных образовательных организаций с отдельным нормативным регулированием, изучением всех возможностей и ограничений в контексте оперативного прохождения образовательных программ реализованных под задачи цифровой экономики и построенных персонализировано под возможности и нужды каждого гражданина с использованием независимого оценивания и признания полученных результатов.

Сокращение большого числа рабочих мест в связи с автоматизацией и цифровизацией рабочих процессов создает потребность в организации условий для самозанятости и предпринимательской активности населения. Для развития предпринимательских и бизнес компетенций населения предусмотрено нормативно закрепить право использования стартапа, созданного студентом, в качестве выпускной квалификационной работы, а также обеспечить развитие сети школьных и студенческих бизнес-инкубаторов, акселераторов в различных городах России.

Ключевые вехи:

2019 г. - контрольные цифры приема обеспечивают потребности цифровой экономики; стартап как выпускная квалификационная работа; запуск проектов на базе ведущих университетов по реализации новых образовательных программ и моделей, на которые не распространяются в полном объеме существующие нормативные ограничения;

2019 - 2020 гг. - пилотирование нового типа образовательных программ высшего образования продолжительностью до двух лет по направлениям цифровой экономики; система специализированного среднего профессионального образования для обучения компетенциям цифровой экономики в ускоренном режиме;

2019 - 2021 гг. - разработка и масштабирование модели центра ускоренной подготовки, реализующего программы различной длительности на материале реальных производственных процессов совместно с компаниями цифровой экономики и предприятиями-партнерами.