1
|
Организация управления и ответственность
|
|
1.1
|
Документ о политике в области качества и управления безопасностью полетов
|
1.1.1 Наличие в организации документа(ов), утвержденного(х) единоличным исполнительным органом организации-Заявителя и устанавливающего общую политику организации в области качества авиационной техники и управления безопасностью полетов.
|
|
1.1.2 Наличие в документе о политике цели по созданию авиационной техники, соответствующей государственным требованиям к летной годности и охране окружающей среды и установленному приемлемому уровню безопасности полетов при разработке воздушных судов и другой авиационной техники.
|
|
1.1.3 Наличие и выполнение документированной процедуры, регламентирующей порядок:
- разработки и утверждения документа о политике в области качества;
- доведения документа о политике в области качества до сотрудников организации;
- пересмотра документа о политике в области качества с целью адаптации к изменившимся условиям.
|
|
1.1.4 Наличие в организации документа, утвержденного единоличным исполнительным органом организации-Заявителя и устанавливающего общую политику организации в области управления безопасностью полетов.
Политика организации в области управления безопасностью полетов должна:
- содержать обязанности организации в области управления безопасностью полетов;
- содержать четкое заявление единоличного исполнительного органа организации-Заявителя о выделении всех необходимых ресурсов для реализации и функционирования системы управления безопасностью полетов;
- быть подписанной единоличным исполнительным органом организации-Заявителя;
- доводиться до сведения всего персонала организации;
- размещаться в общедоступных местах
|
|
1.2
|
Система управления качеством авиационной техники.
Система управления безопасностью полетов (для разработчиков ВС).
Руководство по качеству.
Руководство по управлению безопасностью (для разработчиков ВС).
|
1.2.1 Наличие системы обеспечения качества авиационной техники, обеспечивающей непрерывный контроль за качеством разработки и сертификации поступающей в эксплуатацию создаваемой авиационной техники, подпадающей под действие Заявки, и ее модификаций.
Система управления качеством должна обеспечивать создание авиационной техники, соответствующей требованиям к летной годности и охране окружающей среды, и последующее обеспечение такого соответствия.
Система управления качеством должна определять распределение ответственности, процедуры деятельности и ресурсы, необходимые для обеспечения должного функционирования организации применительно к ее действующей структуре.
|
|
1.2.2 Наличие в организации Руководства по качеству (или иного документа), которое должно содержать:
- процедуры по реализации положений авиационных правил.
- функции структурных подразделений организации, в том числе подразделений по управлению и обеспечению качеством авиационной техники и ее сертификации, должностных лиц и специалистов, осуществляющих разработку, управление и обеспечение качеством и сертификацию создаваемой авиационной техники и ее модификаций, а также обеспечение летной годности авиационной техники;
|
|
1.2.3 Установление персональной ответственности за реализацию положений Авиационных правил.
1.2.4 Процедуры взаимодействия организации со сторонними организациями, принимающими участие в создании и сертификационных работах авиационной техники.
Примечание: детальное описание процедур может приводиться в других документах системы качества, на которые дается ссылка в Руководстве по качеству.
|
|
1.2.5 Наличие Руководства по управлению безопасностью полетов и документированных процедур, указанных в нем (для разработчиков ВС). Руководство по управлению безопасностью полетов должно содержать следующие компоненты и элементы:
(1) Политика и цели обеспечения безопасности полетов:
- обязательства и ответственность руководства;
- иерархия ответственности за безопасность полетов;
- назначение ведущих сотрудников, ответственных за безопасность полетов;
- координация планирования мероприятий на случай аварийной обстановки;
- документация по СУБП;
- устанавливать приемлемый уровень безопасности полетов.
(2) Управление рисками для безопасности полетов:
- выявление источников опасности;
- оценка и уменьшение рисков для безопасности полетов.
(3) Обеспечение безопасности полетов:
- контроль и количественная оценка эффективности обеспечения безопасности полетов;
- осуществление изменений СУБП;
- постоянное совершенствование СУБП.
(4) Популяризация вопросов безопасности полетов:
- подготовка кадров и обучение;
- обмен информацией о безопасности полетов.
|
|
1.3.
|
Управление нормативной документацией
|
1.3.1 Описание документации системы управления качеством авиационной техники и управления безопасностью полетов, их состава (вида), иерархии.
|
|
1.3.2 Процедуры управления внутренней документацией (разработка, оформление, идентификация, утверждение, введение в действие, доведение до структурных подразделений и сотрудников организации, учет, хранение, внесение изменений, изъятие и аннулирование)
|
|
1.3.3 Процедуры управления организационно-распорядительной документацией (разработка, оформление, доведение до структурных подразделений и сотрудников организации, учет, хранение, внесение изменений, изъятие и аннулирование).
|
|
1.3.4. Процедуры управления внешней нормативной документацией (получение, введение в действие, учет, хранение, уведомление и выдача в подразделения или сотрудникам, актуализация, изъятие и аннулирование). Включение во внешнюю нормативную документацию Авиационных правил, международных и национальных стандартов и других документов.
|
|
1.3.5. Наличие подразделений (должностных лиц), ответственных за выполнение указанных процедур.
|
|
1.4.
|
Установление ответственности и управление персоналом
|
1.4.1. Наличие действующей утвержденной организационной структуры Заявителя, утвержденной в соответствие с действующим уставом, определяющей взаимосвязь единоличного исполнительного органа организации-Заявителя со всеми подразделениями, включая филиалы.
|
|
1.4.2. Описание в нормативных документах системы управления и обеспечения качества авиационной техники и управления безопасностью полетов в части:
- ответственности, полномочий и подчиненности высших должностных лиц;
- функций каждого подразделения, включая филиалы, его структуры и взаимодействия с другими подразделениями в организации;
- полномочий, обязанностей и ответственности руководителей и сотрудников каждого подразделения;
- квалификационных требований, которым должны соответствовать руководители и сотрудники при назначении на соответствующую должность.
|
|
1.4.3. Установление полномочий, обязанностей должностных лиц и подразделений, ответственных за функционирование системы управления и обеспечения качества авиационной техники и управления безопасностью полетов и их взаимодействие
|
|
1.4.4. Наличие и выполнение документированной процедуры, регламентирующей:
- обеспечение и поддержание необходимого уровня квалификации персонала организации, предусматривающего в том числе, знание сотрудниками документов системы управления и обеспечения качества авиационной техники, системы управления безопасностью полетов, системы сертификации авиационной техники и разработчиков авиационной техники в относящийся к ним области;
- периодическую оценку квалификации сотрудников (аттестацию), а также оформление и учет результатов аттестации.
|
|
1.5.
|
Подразделение по сертификации и подразделение управлению безопасностью полетов
|
1.5.1. Наличие в организации подразделений по управлению безопасностью полетов и по сертификации, подчиненных непосредственно единоличному исполнительному органу организации-Заявителя.
|
|
1.5.2. Наличие Положения о службе сертификации, содержащего:
а) функции, ответственность, полномочия и взаимодействие с другими подразделениями организации;
б) процедуру взаимодействия с Росавиацией по организационным вопросам сертификации авиационной техники;
в) процедуры по координации деятельности подразделений, реализующих требования к летной годности и охране окружающей среды в конструкции и характеристиках создаваемой авиационной техники.
г) процедура внутреннего контроля за соблюдением процедур сертификации авиационной техники;
д) процедуры контроля результатов сертификационных работ;
е) процедура визирования службой сертификации доказательной и другой документации, направляемой в Росавиацию.
ж) требований о знании сотрудниками службы действующей системы сертификации по следующим аспектам:
- правовые основы сертификации;
- номенклатура (виды) документов системы сертификации;
- правила и нормативные документы, устанавливающие процедуры сертификации/квалификации.
|
|
1.6.
|
Внутренний контроль системы обеспечения качества авиационной техники
|
1.6.1 Процедуры организации и проведения внутренних проверок по выполнению требований документов системы обеспечения качества авиационной техники и соответствием системы действующей структуре и функциям организации, структурными подразделениями, обеспечивающими качество авиационной техники.
|
|
1.6.2 Порядок оформления и утверждения годового плана проведения внутренних проверок, обеспечивающий проверку каждого подразделения не реже одного раза в три года. Порядок принятия решения о необходимости проведения внеплановых проверок.
|
|
1.6.3 Процедуры разработки программ внутренних проверок и документального оформления результатов проведенных проверок.
|
|
1.6.4 Порядок доведения соответствующих результатов внутренних проверок до подразделений и/или сотрудников организации, ответственных за проведение анализа, разработки и выполнения корректирующих действий по выявленным несоответствиям.
|
|
1.6.5 Процедуры контроля за выполнением мероприятий, направленных на устранение несоответствий и их причин, выявленных внутренними проверками.
|
|
1.6.6 Наличие требований к аудиторам, проводящим внутренние проверки, программам их подготовки, аттестации и переаттестации.
|
|
1.6.7 Обеспечение принципа независимости аудиторов от руководителей проверяемых структурных подразделений организации.
|
|
1.6.8 Наличие подразделения организации, ответственного за проведение внутренних проверок.
|
|
1.6.9 Порядок ежегодного проведения анализа результатов внутренних проверок, его документального оформления и доведения до высшего руководства.
|
|
1.7
|
Взаимодействие организации и Независимой инспекции
|
1.7.1 Наличие утвержденной процедуры взаимодействия организации и Независимой инспекции на этапах разработки, испытаний, сертификации, серийного производства и эксплуатации авиационной техники, обеспечивающих выполнение Независимой инспекции возложенных на нее функций и предоставление отчетности заявителем.
|
|
1.7.2 Наличие процедур по согласованию с Независимой инспекцией документов системы обеспечения качества авиационной техники.
|
|
1.7.3 Наличие перечня документов, подлежащих согласованию с Независимой инспекцией
|
|
1.8
|
Взаимодействие организации с Росавиацией
|
1.8.1 Наличие утвержденной процедуры взаимодействия с Росавиацией при проведении и выполнении сертификационных работ.
|
|
1.8.2 Процедура информирования Росавиации о выявленных отступлениях от требований Авиационных правил и других нормативных и методических документов.
|
|
1.8.3 Порядок оформления и представления в Росавиацию сведений об изменениях:
- юридического статуса, наименования и адреса организации, а также ее подразделений и филиалов;
- в структуре организации, высшем руководящем составе;
- службе сертификации;
- должностных лиц, ответственных за анализ, согласование и утверждение соответствующей документации и изменений к ней, направляемой в Росавиацию;
- должностных лиц ответственных, за взаимодействие с Росавиацией при проведении сертификационных работ;
- места расположения подразделений, осуществляющих разработку авиационной техники, в том числе опытное производство;
- об изменениях в системе обеспечения качества авиационной техники.
|
|
1.8.4 Наличие утвержденной процедуры информирования Росавиации об отказах, неисправностях, дефектах и других авиационных событиях, которые привели или могут привести к небезопасным состояниям авиационной техники.
|
|
1.8.5 Наличие утвержденной процедуры разработки и представления в Росавиацию технических решений для издания им Директив летной годности, для своевременного принятия мер по реализации технических решений, предусмотренных Директивами летной годности.
|
|