Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Глава 9. Организация работы инспекторских органов по сертификации

ГЛАВА 9

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ИНСПЕКТОРСКИХ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ

9.1. Основы организации

9.1.1. Для сертификации эксплуатантов и их последующего инспектирования привлекаются инспекторские органы - соответствующие отделы по направлениям деятельности Полномочного органа ГА (Департамента воздушного транспорта) и региональных управлений. Структура, права, обязанности и ответственность отделов ДВТ, Главной инспекции по безопасности полетов ВС РФ и региональных управлений определены в соответствующих Положениях.

Организация процедур сертификации и ведение реестра эксплуатантов Российской Федерации осуществляется Отделом сертификации эксплуатантов воздушного транспорта Департамента воздушного транспорта (ОСЭВТ), который взаимодействует с функциональными отделами Минтранса и ДВТ, региональными управлениями, научными организациями и Главной инспекцией по безопасности воздушных судов РФ.

9.1.2. Для оценки готовности эксплуатанта к выполнению заявленных авиационных перевозок и работ, а также подготовки сертификационных материалов по выдаче Свидетельств эксплуатантов ОСЭВТ привлекает специалистов соответствующих отделов по направлениям деятельности Полномочного органа ГА - как и его региональных управлений, а также научно - исследовательских организаций и независимых экспертов.

9.1.3. Общая оценка готовности эксплуатанта производится комиссией, утвержденной руководством Полномочного органа ГА.

9.2. Требования к специалистам инспекторских органов.

9.2.1. Эффективность осуществляемого государством в интересах общества контроля и руководства в отношении воздушных коммерческих перевозок, авиационных работ в значительной степени зависит от компетентности инспекторских органов. Для эффективного выполнения своих обязанностей инспекторские органы должны быть укомплектованы подготовленным персоналом.

9.2.2. Персонал инспекторских органов должен иметь высшее по специальности образование и соответствующую квалификацию.

9.2.3. Специалисты инспекторских органов должны получить квалификационную подготовку на курсах сертификации эксплуатантов ГА.

9.3. Проведение инспектирования

9.3.1. Инспектирование должно проводиться согласно данному Руководству и соответствующим Положениям об инспекторских органах (Положениями о ДВТ, отделов ДВТ, Главной инспекции по БП ВС РФ).

В последующих пунктах настоящей главы содержится краткое описание регулярных инспекционных проверок на этапах сертификации или проверок, которые должны проводиться инспектором в рамках осуществляемого надзора за эксплуатантом. Рекомендуемые для проверки конкретные вопросы разрабатываются соответствующими отделами Полномочного органа по направлениям деятельности.

9.3.2. Инспектирование средств и оборудования эксплуатанта, его представительств при аэропортах

9.3.2.1. Данная инспекция должна проводиться периодически в каждом месте, в котором эксплуатант имеет оборудование и службы своих представительств, связанные с производством полетов его воздушных судов. Ее целью является оценка пригодности различных средств и оборудования, относящихся к инспектируемой эксплуатации и связанных с организацией и выполнением полетов, а также оценка наземных служб и компетентности соответствующего персонала. При этом в задачу инспектирования входит определение того, что данные средства и оборудование соответствуют установленным требованиям, правильно используются персоналом при надлежащем ведении соответствующей документации. Для получения полной информации о работе представительств и эффективности используемого оборудования, подразделении и порядка действий персонала. Необходимо, чтобы эти инспекции проводились в реальных условиях эксплуатации ВС.

9.3.3. Инспектирование организации и выполнения работ на перроне перед вылетом (или после вылета) ВС

9.3.3.1. Инспектор должен представиться соответствующим официальным лицам аэропорта и уведомить их о своем намерении провести инспекцию, а также, согласно установленным правилам, запросить разрешение на посещение перрона, зон, где расположены органы управления по обеспечению безопасности, таможня и иммиграционные власти.

9.3.3.2. При проведении инспекции выполнения работ на перроне в других государствах инспектор должен разъяснить соответствующим аэропортовым полномочным органам, что его целью является проверка качественного обслуживания принадлежащих эксплуатанту ВС и их соответствие сертификационным авиационным требованиям и правилам гражданской авиации государства эксплуатанта.

9.3.3.3. Инспекционные проверки на перроне могут проводиться в местах отправления, транзита и прибытия. Такие проверки проводятся без предварительного предупреждения эксплуатанта и включают в себя выборочную инспекцию ВС для определения наличия на борту и соответствия требованиям следующей документации:

- свидетельства о регистрации ВС,

- удостоверения о годности к полетам ВС,

- разрешения на радиооборудование,

- свидетельства летного состава и обслуживающего персонала экипажа ВС,

- руководства по летной эксплуатации ВС,

- инструкции по производству полетов, технологии взаимодействия служб, обеспечивающих полеты,

- бортового журнала,

- аэронавигационной документации,

- других документов, регламентирующих организацию и производство полетов.

9.3.4. Инспекционные проверки на перроне дают возможность инспектору оценить организацию и обеспечение полетов по следующим аспектам:

- составу летного экипажа, распорядку его работы, полетному и рабочему времени,

- квалификации летного экипажа по свидетельству (применительно к определенным ВС, аэродромам и маршрутам),

- организации УВД,

- метеоинформации,

- порядку загрузки воздушного судна,

- расчетам массы и центровки,

- порядку заправки,

- эксплуатационной надежности воздушных судов,

- порядку наземного обслуживания,

- оборудованию пассажирского салона, обслуживанию пассажиров и их безопасности.

9.4.4. Инспекция на маршрутах (в полете)

9.4.4.1. Этот вид инспекции предоставляет инспектору возможность контроля за действиями в кабине экипажа и пассажирской кабине за работой бортпроводников в ходе выполнения коммерческих полетов и оценки компетентности летного экипажа и обслуживающего персонала воздушного судна.

9.4.4.2. Основной целью проведения инспекции на маршрутах является оценка соответствия сертификационным требованиям организации и выполнения полетов, практики УВД, использования средств обеспечения полетов.

Инспектор контролирует выполнение персоналом их функциональных обязанностей на земле и в полете. Он должен убедиться, что летная, техническая эксплуатация и обеспечение полетов данного воздушного судна соответствуют установленным требованиям.

9.4.4.3. При проведении инспекции в ходе полета инспекторы обязаны ознакомиться с Руководством по летной эксплуатации, требованиями, правилами и методами, а также оборудованием и средствами, которые используются и применяются эксплуатантом. Обычно инспекция на маршрутах должна проводиться инспекторами, которые имеют квалификацию применительно к данному типу ВС и используемому маршруту.

9.4.4.4. Инспекторская проверка на маршруте должна планироваться заранее. При наличии в экипаже двух проверяющих необходимо руководствоваться действующими требованиями и Положениями об инспекторских органах. Право контроля остается за инспектором Полномочного органа ГА.

9.4.4.5. В начале проверки инспектор обязан посетить летную службу и службу УВД, где он должен встретиться с командиром ВС и персоналом, участвующим в планировании и обеспечении полета.

9.4.4.6. Инспекция на маршрутах должна быть аналогичной инспектированию в ходе первоначальной сертификации. Основным различием между оценкой в ходе сертификации и инспекцией на маршрутах является то, что последняя является оценкой выполнения полетов, которые уже санкционированы в Свидетельстве эксплуатанта и осуществляются с пассажирами на борту.

9.4.4.7. Все проверки на маршрутах должны проводиться таким образом, чтобы действия инспектора не вызывали затруднений при выполнении экипажем функциональных обязанностей в полете.

9.4.4.8. На этапах инспекции на маршруте или при завершении полета инспектор также должен провести проверку аварийного оборудования ВС. При этом следует проконтролировать общие методы обеспечения безопасности в пассажирском салоне, включая меры предосторожности в зоне борткухни, пригодность и использование сидений бортпроводников и пользование оборудованием, а также размещение ручной клади, устранение беспорядка в салоне, при обслуживании пассажиров и выполнение указания "пристегнуть привязные ремни - не курить". Он также должен проверить знание бортпроводниками вопросов размещения и использования аварийного оборудования, применения различных аварийных правил и методов, а также проверить их подготовку по использованию аварийного оборудования и его применения.

9.4.4.9. В ходе полета инспектор должен следить за всеми сообщениями по линии управления воздушным движением на земле и в воздухе, а также за осуществлением управления полетов со стороны персонала УВД. Обнаруженные недостатки в работе подразделений УВД, САИ, аэродрома или нарушения соответствующих требований, правил и процедур, а также недостатки в работе средств и оборудования, влияющие на безопасность, доводятся до руководства регионального управления воздушным транспортом.

9.4.4.10. По завершении каждого инспекционного полета по маршруту необходимо, чтобы инспектор провел разбор с экипажем ВС о результатах инспекции, включая как положительные, так и отрицательные их стороны.

9.4.5. Инспекция базовых объектов

9.4.5.1. Инспекция базовых объектов (здания, сооружения, средства обеспечения полетов и т.д.) должна проводиться на основной базе эксплуатанта и во всех службах, обеспечивающих его полеты. Целью инспекции является оценка соответствия базовых объектов эксплуатанта установленным требованиям по обеспечению безопасности полетов.

9.4.5.2. До проведения инспекции базовых объектов инспекторы должны внимательно изучить Руководства и инструкции эксплуатанта, в том числе по производству полетов, взаимодействию служб, обеспечивающих полеты, техническому обслуживанию и подготовке персонала. Основной целью изучения Руководств и инструкций является определение того, что в них включены соответствующие требования для сотрудников эксплуатанта, которые позволяют им правильно выполнять свои обязанности. В ходе инспекции также должна быть определена своевременность распространения среди соответствующего персонала необходимой для выполнения его обязанностей информации по обеспечению безопасности полетов.

9.4.5.3. По прибытии на объекты эксплуатанта инспектор обязан представиться руководителям, предъявить свое удостоверение, задание и план проведения инспекции объектов эксплуатанта.

9.4.5.4. При проведении инспекции базовых объектов обеспечения полетов ВС инспекторам необходимо удостовериться в том, что строения, включая ангары, цехи и мастерские технического обслуживания и ремонта, пассажирские и грузовые комплексы, административные помещения, зоны УВД, радиотехнического обеспечения полетов, проведения технических работ, подготовки кадров и другие объекты имеют соответствующее оснащение, пригодны для выполнения предусматриваемых задач и полностью соответствуют Государственным авиационным требованиям и нормам, определяющим их годность к эксплуатации.

9.4.5.5. Анализ программы подготовки персонала.

Инспектор должен изучить документы, относящиеся к программе летной и наземной подготовки авиаспециалистов, для определения их соответствия современным требованиям. Для оценки содержания программы наземной подготовки, а также отдачи и эффективности в работе инструкторов инспектор должен в ходе проверки проследить за рядом этапов осуществления этой программы (проведение занятий, проверка знаний и т.п.).

9.4.5.6. Документация подготовки персонала.

Инспектор должен проверить, что в отношении каждого специалиста эксплуатанта, которому требуется пройти подготовку по техническому обслуживанию, летную или наземную подготовку, подготовку на тренажерах, тренировку в аварийных ситуациях, имеется соответствующая документация, подтверждающая, что:

а) соответствующее обучение, предписываемое программой подготовки персонала, было проведено в соответствии с требованиями и в указанные сроки;

б) в такой документации отражены сведения о каждом проходящем подготовку лице;

в) такая документация ведется и хранится в соответствии с применимыми к ней правилами.

9.4.5.7. Документация производства полетов и летная документация.

Для определения, соответствия предъявляемым требованиям используемого порядка действий и подтверждения выполнения установленных эксплуатантом требований, правил и процедур, инспектору следует изучить документацию по достаточному числу полетов, документов по загрузке и центровке, учетных документов по топливу и смазочным маслам, бортжурналов воздушных судов, разрешений на выполнение полетов, журналов бортрадистов и штурманов, рейсовых журналов, расшифровок средств полетной информации и всех других связанных с производством полета записей и подготовить соответствующие материалы.

9.4.5.8. Учетная документация технического обслуживания ВС.

Основной целью изучения документации по техническому обслуживанию ВС является определение того, ведет ли эксплуатант предписываемую правилами учетную документацию, отвечает ли она требованиям руководства эксплуатанта по ТО, соответствует государственным требованиям и правилам, правильно ли она составлена и сохраняется ли она в течение установленного периода времени.

9.4.6. Квалификационная проверка летного экипажа

9.4.6.1. Инспекторы обязаны удостовериться в том, что квалификационные проверки летных экипажей эксплуатанта проводятся в соответствии с установленными требованиями и правилами и что частота их соответствует относящимся к ним документам. В том случае, если инспектор лично проводит квалификационную проверку членов экипажа, он должен иметь соответствующее свидетельство и подготовку по типу воздушного судна, используемого при проверке. В случае, если инспектор не допущен к полетам на воздушных судах, он может контролировать работу экипажа в полете не занимая пилотского сиденья или контролировать такие проверки, проводимые пилотом - инспектором или специалистом - инспектором, назначенными Полномочным органом ГА. В этом случае инспектор должен контролировать проведение этими должностными лицами необходимого числа проверок ежегодно с тем, чтобы гарантировать контроль качества выполнения квалификационных проверок.

9.4.6.2. Квалификационная проверка пилота должна определить его удовлетворительные знания, навыки в отношении:

а) воздушного судна, его систем и агрегатов;

б) правильного управления воздушным судном, конфигурацией управляющих поверхностей, путевого управления, управления высотой и угловым пространственным положением в соответствии с процедурами, правилами, порядком действий и ограничениями, содержащимися в Руководстве по летной эксплуатации ВС, Руководстве эксплуатанта по производству полетов и других используемых для данного воздушного судна нормативных актах;

в) выполнения правил полета по маршруту, снижения, захода на посадку по приборам, ухода на второй круг и соответствующих указаний со стороны специалистов по УВД;

г) координации действий экипажа;

д) выполнения обязанностей по спасанию людей в аварийной обстановке.

9.4.6.3. Квалификационная проверка бортинженера должна выявить его знания и подготовленность в отношении всей текущей информации и процедур (правил) эксплуатанта, применимых к используемому для проверки типу ВС. Требования к данной квалификационной проверке бортинженера аналогичны используемым при проверке во время полета при первой выдаче Свидетельства.

9.4.6.4. Проверки пилотов эксплуатанта должны проводиться либо инспектором Полномочного органа ГА, имеющим соответствующую подготовку по используемому для данной цели конкретному типу ВС, или пилотом - инспектором, который назначен Полномочным органом ГА в следующем порядке:

а) проверка сроков устанавливаемых Полномочным органом ГА руководителей летных служб эксплуатанта (командиров летных отрядов, шеф - пилотов и т.д.);

б) проверка состояния тренажерной базы, качество подготовки персонала на тренажерах и соблюдение установленных сроков тренировки;

в) выборочная проверка командиров воздушных судов и командно - летного состава обычно проводится пилотом - инспектором регионального инспекторского органа;

г) проверка согласно срокам, устанавливаемым Полномочным органом ГА назначенных эксплуатантом пилотов - инспекторов;

д) проверка кандидатов на должность пилотов - инспекторов;

е) проверка пилотов, которые требуют повторного инспектирования вследствие того, что они не выдержали испытаний в ходе предыдущей проверки;

ж) проверка пилотов для повышения уровня их квалификации;

з) проверка пилотов, переучивающихся на другой тип воздушного судна;

и) проверка пилотов, имевших авиационное происшествие или инциденты, при которых была поставлена под вопрос их квалификация или подготовленность.

9.4.7. Повторяемость инспекций

9.4.7.1. Устанавливается следующий порядок повторяемости проведения различных типов инспекций:

┌────────────────────────────────┬───────────────────────────┐

│Тип проверки │ Частота (не менее) │

├────────────────────────────────┼───────────────────────────┤

│Инспекция персонала, │ │

│средств и оборудования │ │

│эксплуатанта │ один раз в три месяца │

│Очередная инспекция аэродромов │ один раз в 2 года │

│Инспекция перрона │ один раз в три месяца │

│Инспекция на маршрутах │ │

│(в полете) │ один раз в три месяца │

│Инспекция базовых объектов │ │

│и технического обслуживания │ один раз в шесть месяцев │

└────────────────────────────────┴───────────────────────────┘

9.4.7.2. Предлагаемая выше повторяемость инспекций по решению Полномочного органа ГА может быть изменена в зависимости от масштабов и разнообразия полетов эксплуатанта, а также ограниченности штата инспекторских органов или рабочего распорядка тех, кто может выполнять эти инспекционные функции.

9.4.8. Меры, принимаемые инспекторскими органами по результатам инспектирования.

9.4.8.1. По результатам инспектирования составляет акт или инспекционный контрольный перечень результатов инспектирования <*>, которые доводятся до эксплуатанта и докладываются Полномочному органу ГА.

-------------------------------

<*> Форма акта и инспекционный контрольный перечень по результатам инспектирования разрабатываются Полномочным органом ГА.

9.4.8.2. Эксплуатанту при необходимости направляется Инспекторское предписание с указанием сроков по устранению обнаруженных недостатков.

9.4.8.3. При обнаружении недостатков (необеспечении установленных Государственных требований (стандартов), правил и норм) инспекторские органы в соответствии с Положением о них могут отстранить специалиста, руководителя, не выполняющих требования безопасности полетов, от исполнения возложенных на них обязанностей с извещением об этом Полномочного органа гражданской авиации и руководства эксплуатанта.

9.4.8.4. В случае обнаружения недостатков в организации и выполнении полетов, при техническом обслуживании и ремонте ВС, обеспечении полетов, содержании аэродромов, оборудовании, УВД и др., приостановить производственный процесс, приостановить эксплуатацию ВС от полета, закрыть перрон, места стоянок, пункты УВД, аэродром и т.д., запретить выполнение полетов до устранения недостатков с извещением Полномочного органа гражданской авиации и руководства эксплуатанта.

9.4.8.5. В соответствии с Положениями об инспекторских органах они также имеют право с обязательным последующим уведомлением руководства Полномочного органа ГА:

а) приостановить действие Свидетельства эксплуатанта, если нарушаются положения и условия, изложенные в Свидетельстве эксплуатанта, а также в требованиях, правилах и нормах;

б) приостановить действие Удостоверения о годности гражданского ВС при нарушении Правил выдачи Удостоверений о годности или необеспечении безопасности полетов;

в) принять другие меры согласно действующему законодательству Российской Федерации до приведения организации полетов и их обеспечения в соответствие действующим нормативным актам и правилам.