Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

11.1.3. Основные виды композиции

К основным видам (жанрам) относятся композиции, отличающиеся по характеру игры - проблемы, этюды, задачи и позиционные концовки.

Во всех основных видах композиции задание выполняют белые, решение должно начинаться с неударного хода. В проблемах, этюдах и позиционных концовках заданием является "Выигрыш" или "Ничья", в задачах - "Запирание".

ПРОБЛЕМА - композиция с преобладанием комбинационной игры и количеством белых шашек (простых, дамок) более четырех.

По соотношению шашек проблемы подразделяются на группы.

В русские шашки:

- миниатюры (до 6 простых с каждой стороны);

- концовки (до 12 простых с каждой стороны);

- проблемы с дамками и простыми в начальной позиции.

В стоклеточные шашки:

- миниатюры (до 7 простых с каждой стороны);

- средние проблемы (до 12 простых с каждой стороны);

- большие проблемы (до 20 простых с каждой стороны);

- практические проблемы (с простыми);

- проблемы с дамками и простыми в начальной позиции.

ЭТЮД - композиция с игрой, характерной для эндшпиля, и количеством шашек у белых не более четырех, у черных - не более шести.

ПОЗИЦИОННАЯ КОНЦОВКА - композиция с преобладанием позиционных и этюдных приемов игры и количеством шашек с каждой стороны не более восьми. Позиционные концовки встречаются только в русских шашках.

ЗАДАЧА - композиция с преобладанием комбинационной игры и заданием запереть определенное количество шашек.

Задачи в русские и стоклеточные шашки подразделяются по заданию на три группы:

- на запирание простых;

- на запирание дамок и дамок с простыми;

- задачи-миниатюры, в которых силы белых ограничены 7-ю единицам.

Борьба сторон в задаче весьма своеобразна. Несмотря на большой перевес сил у белых, силы атаки и силы защиты находятся в равновесии. Белые должны не просто выиграть, но и запереть шашки соперника. Черные же, защищаясь, могут не только стремиться уничтожить шашки белых, но и стремиться к поддаче своих шашек. Этот элемент игры в "поддавки" роднит ортодоксальную систему задач с задачами в поддавки, в которых белые заставляют черных запереть белые шашки.

Равновесию сторон способствует требование единственности решения. Нередко, однако, допускаются небольшие отклонения от этого правила:

- перестановка ходов;

- неточность хода - отход дамкой на любое из нескольких полей диагонали;

- двойственность решения.

Более серьезны нарушения правила единственности решения, которые именуются побочными решениями. Побочные решения характеризуются следующими признаками:

- замена экономичного финала неэкономичным;

- замена одного финала другим;

- существенное изменение игры - замена одних приемов игры другими, добавление (или, наоборот, потеря) новых, нежелательных вариантов.

Для констатации побочного решения достаточно одного (любого) из этих признаков.

Побочное решение даже в незначительном разветвлении решения задачи уничтожает задачу и ведет к исключению ее из соревнования.

Перестановка первого хода с любым другим приравнивается к побочному решению.

Побочное решение в варианте называется частным, с любого хода вступления - полным.

Игра в задаче должна строиться так, чтобы белые для достижения финала должны были затратить все свои силы. По конечному результату такой игры правило формулируется как требование экономичности финалов. Правило экономичности финалов в задачах должно выполняться во всех без исключения вариантах, даже, казалось бы, самых незначительных.

Важнейшим элементом игры в задаче является активная защита черных, что достигается в системе вариантов. Требование вариантности - важнейшее требование в композиции шашечных задач. Черные защищаются тем, что опровергают конкретный план атаки белых и заставляют их искать новый план, осуществляя который, белые приводят игру к другому финалу. Различие финалов является важнейшим атрибутом требования вариантности. Чем большее число раз черные заставят искать новый план игры, приводящий к новым финалам, тем задача ценнее. Вариантов должно быть не менее двух, но есть задачи, в которых достигается даже 5 финалов.

Многовариантные задачи составляются методом "наращивания": автор ищет возможности добавления новых вариантов. Если при этом достигается только удлинение решения, то говорят об углублении, если появляются варианты с новыми финалами, то говорят об усложнении задачи. Первоначальный вариант правил ввел обычай указывать, чью задачу усложняет новый автор.

Примечание: статьи правил охватывают основные виды композиции, но с соответствующими поправками они могут применяться и к особым видам.