Документ не применяется. Подробнее см. Справку

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ

от 15 декабря 1993 г. N 40/13

О ПОРЯДКЕ ИСПОЛНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ "О РЕАБИЛИТАЦИИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ"

ОТ 18.10.91

В связи с внесением изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.91 и в целях наиболее полного и оперативного восстановления справедливости в отношении жертв политических репрессий в дальнейшем в первоочередном порядке разрешать дела по заявлениям заинтересованных лиц и граждан.

Для формирования единой практики определить следующий порядок исполнения некоторых положений Закона.

Органы прокуратуры разрешают заявления в соответствии со статьей 2.1 Закона в тех случаях, когда репрессии осуществлялись в порядке уголовного судопроизводства по решениям судов или несудебных органов, а реабилитация производилась на основании п. п. "а", "б", "г", "д", "е" статьи 3 и статьи 5 Закона и ранее действовавшего законодательства.

С учетом этого пострадавшими от политических репрессий могут быть признаны дети, родители которых по политическим мотивам необоснованно помещались по решениям судов и несудебных органов в психиатрические учреждения на принудительное лечение, подвергались наказаниям как социально опасные личности без предъявления конкретного обвинения, незаконно привлекались к уголовной ответственности с последующим прекращением дела по нереабилитирующим основаниям, направлялись в ссылку по решениям "Особых совещаний", а также дети лиц, реабилитированных за побег из мест лишения свободы, ссылки, спецпоселения и мест привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, где они находились в связи с необоснованными политическими репрессиями (пункт "д" статьи 5 Закона).

Возраст детей - субъектов реабилитации согласно статье 2.1 Закона определяется на момент применения незаконной репрессии к родителям.

На основании ч. 1 статьи 2.1 Закона пострадавшими от политических репрессий должны признаваться дети до 16 лет, родившиеся, вынужденно выехавшие и оказавшиеся вместе с необоснованно репрессированными по политическим мотивам родителями в ссылке, высылке, на спецпоселении.

Дети по достижении 16 лет, поставленные на учет в местах спецпоселения родителей, признаются репрессированными, а не пострадавшими от политических репрессий.

Согласно действующему законодательству (статья 11 ГК РСФСР) в части 2 статьи 2.1 Закона несовершеннолетними следует считать лиц, не достигших 18-летнего возраста.

Что касается детей, указанных в части 3 статьи 2.1 Закона, то следует признавать пострадавшими всех, независимо от их возраста, в том числе и детей, достигших совершеннолетия.

Лица, перечисленные в статье 2.1 Закона, могут быть признаны пострадавшими от политической репрессии и в случае частичной реабилитации родных, если такое право возникло у них в период незаконной репрессии.

Так, если лицо было осуждено по статьям 58 - 60, 182 ч. 1 УК РСФСР на 10 лет лишения свободы, а после пересмотра дела суд признал обоснованным его осуждение только по статье 182 ч. 1 УК РСФСР на 4 года лишения свободы, то в соответствии со статьей 2.1 Закона пострадавшими от политических репрессий будут признаны дети, являвшиеся несовершеннолетними после отбытия осужденным 4-х лет лишения свободы по статье 182 ч. 1 УК РСФСР.

Если осужденный после отбытия 4-летнего наказания умер, то пострадавшими от политических репрессий в соответствии с частью 3 статьи 2.1 Закона будут признаны его дети, супруг(а), родители.

Следует обратить внимание на то, что лицу, реабилитированному за контрреволюционное преступление, совершенное в период отбытия наказания за общеуголовное преступление, в справке о реабилитации следует указывать конец отбытия срока наказания по первому приговору (приложение N 1). Если срок наказания за второе преступление не выходит за пределы наказания за первое преступление, то права этих лиц не подлежат восстановлению.

Супруге (супругу) по основаниям части 3 статьи 2.1 Закона льготы предоставляются, если она (он) не вступила в другой брак.

Заявления в порядке статьи 8.1 Закона могут подаваться в республиканские, краевые и областные органы прокуратуры, городов Москвы и Санкт-Петербурга по месту жительства заявителя, но рассматриваются по месту хранения дела.

Что же касается подачи заявлений, которые в соответствии с распоряжением заместителя Генерального прокурора Российской Федерации N 13/3-18-93 от 17.09.92 поднадзорны военным прокурорам, то они должны направляться в военные прокуратуры окружного звена по месту применения репрессий.

Заявления детей по делам граждан, реабилитированных по законам республик бывшего Союза ССР, разрешаются по существу Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

К заявлению о признании пострадавшим от политической репрессии прилагаются справки о реабилитации или справки о пересмотре дела судом и документы, подтверждающие родственные отношения. Таковыми являются свидетельство о рождении, справки органов ЗАГСа, свидетельство о регистрации брака, судебное решение, устанавливающее факт родства, и т.д.

Прокуратура, принявшая заявление, проверяет полноту представленных документов. В случае отсутствия всех необходимых документов принимает меры к их получению от заявителя или соответствующих организаций. Определив место хранения дела, направляет заявление со всеми собранными документами в органы прокуратуры по месту хранения дела для разрешения по существу, сообщив об этом заявителю.

Прокуратура, получившая заявление с документами, по материалам дела проверяет достоверность реабилитации и родственных связей заявителя с репрессированным, наличие оснований для признания пострадавшим от политической репрессии, предусмотренных статьей 2.1 Закона, после чего составляет заключение о признании пострадавшим от политических репрессий или об отказе (приложения N 2 и N 3).

В заключении должны быть указаны установочные данные заявителя на момент подачи заявления, установочные данные репрессированного, когда, кем, за что и к какой мере наказания он осужден и когда, кем реабилитирован, номер и дата справки о реабилитации или справки о пересмотре дела, сведения о родственных отношениях с заявителем со ссылкой на представленные документы и материалы дела, основание для признания пострадавшим от политической репрессии или обстоятельная мотивировка отказа.

Заключения утверждаются прокурорами республик, краев и областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, военными прокурорами окружного звена или их заместителями и приобщаются вместе с заявлением к материалам уголовных дел, а их копии хранятся в надзорных производствах по данным делам.

По результатам рассмотрения заявителю выдается справка о признании пострадавшим от политических репрессий (приложение N 4) либо дается мотивированный ответ об отказе в удовлетворении просьбы.

Согласно статье 8.1 Закона это решение может быть обжаловано заявителем в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", т. е. непосредственно в суд либо в вышестоящую прокуратуру.

Согласно статьям 11 и 12 Закона восстановление в правах лиц, репрессированных за пределами России, а также признанных пострадавшими по этой категории дел, производится органами социальной защиты тогда, когда принятое решение о реабилитации не противоречит законодательству Российской Федерации.

Заключения о соответствии реабилитации российскому законодательству даются Генеральной прокуратурой Российской Федерации по запросам Министерства социальной защиты населения Российской Федерации в отношении лиц, признанных виновными в совершении преступлений, перечисленных в статье 4 Закона Российской Федерации.

Такие заявления, поступившие в органы социальной защиты по месту жительства заявителя, направляются через Министерство социальной защиты населения Российской Федерации в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. В остальных случаях органами социальной защиты заявления разрешаются самостоятельно.

Например, без заключения прокуратуры по этому вопросу разрешаются заявления лиц, реабилитированных за политические преступления по законодательству бывшего Союза ССР, а также за преступления, аналогичные перечню, приведенному в статье 5 Закона Российской Федерации.

Без привлечения органов прокуратуры рассматриваются вопросы об отказе в выплате компенсации и предоставлении льгот лицам, реабилитированным в государствах - бывших союзных республиках не за политические преступления.

По результатам I квартала 1994 года следует обобщать работу по исполнению Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" и не позже 25 апреля будущего года внести свои предложения по ее совершенствованию.

Заместитель Генерального прокурора

Российской Федерации

государственный советник

юстиции 3 класса

Э.Г.ДЕНИСОВ