Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Глава 2. Организационная структура, используемая Банком России при обеспечении БФПС

2.1. Организационная структура, используемая Банком России при обеспечении БФПС, формируется на основе принципа трех линий защиты:

первая линия защиты представлена подразделениями в составе структурных подразделений Банка России, которые выполняют бизнес-процесс (операцию, шаг) и управляют рисками в ПС, а также непрерывностью функционирования ПС (далее - ПУРиН), руководителями ПУРиН, владельцем бизнес-процесса, заместителем Председателя Банка России, курирующим вопросы организации и функционирования ПС (далее - курирующий руководитель Банка России), Председателем Банка России;

вторая линия защиты представлена уполномоченными структурными подразделениями Банка России - структурным подразделением центрального аппарата Банка России, реализующим полномочия оператора ПС (далее - подразделение, реализующее полномочия оператора ПС), и структурным подразделением центрального аппарата Банка России, ответственным за развитие системы управления рисками Банка России (далее - УРСУР), а также Комитетом по управлению рисками в ПС (далее - Комитет), которые выполняют методологические и (или) контрольные функции по обеспечению БФПС;

третья линия защиты представлена Службой главного аудитора Банка России, осуществляющей независимую оценку системы управления рисками в ПС (далее - СУР).

2.2. Субъектами организационной структуры, обеспечивающими БФПС, являются:

Председатель Банка России;

курирующий руководитель Банка России;

Комитет;

владелец бизнес-процесса - руководитель подразделения, реализующего полномочия оператора ПС, ответственный в соответствии с организационно-распорядительным документом Банка России за результаты выполнения бизнес-процесса;

руководители ПУРиН;

работники структурных подразделений Банка России, в состав которых в том числе входят ПУРиН (далее - работники структурных подразделений Банка России);

работники УРСУР, выполняющие методологические функции по управлению рисками, присущими бизнес-процессу (далее - работники УРСУР);

работники подразделения, реализующего полномочия оператора ПС, выполняющие методологические функции по управлению непрерывностью функционирования ПС (далее - работники оператора ПС);

работники подразделения, реализующего полномочия оператора ПС, назначенные владельцем бизнес-процесса для координации и выполнения работ по обеспечению БФПС исходя из имеющихся у них знаний о бизнес-процессе (операциях, шагах) и знаний в области обеспечения БФПС (далее - риск-координаторы бизнес-процесса);

работники ПУРиН, назначенные руководителем структурного подразделения Банка России для координации и выполнения работ по обеспечению БФПС в рамках компетенции данного структурного подразделения Банка России (далее - риск-координаторы ПУРиН).

2.2.1. Председатель Банка России:

рассматривает и утверждает ежегодный отчет об управлении рисками в ПС;

принимает решения о выделении ресурсов, необходимых для обеспечения БФПС;

принимает решения о реагировании на инциденты, последствия которых требуют перехода на резервную автоматизированную систему.

2.2.2. Курирующий руководитель Банка России:

осуществляет контроль за обеспечением БФПС;

рассматривает и согласовывает предложения владельца бизнес-процесса по мерам реагирования на значимые риски (далее - меры реагирования) в части, относящейся к его компетенции, и обеспечивает организацию выполнения принятых решений;

согласовывает ключевые индикаторы рисков (далее - КИР), предложенные владельцем бизнес-процесса в дополнение к указанным в приложении 1 к настоящему Положению (далее - дополнительные КИР), или отмену КИР;

утверждает план действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановление деятельности Банка России как оператора ПС (далее - план ОНиВД);

принимает решения о применении мер, направленных на обеспечение непрерывности функционирования ПС в условиях инцидента (далее - обеспечивающие меры), приводящего к приостановлению оказания одной или нескольких УПИ в ПС более чем на 2 часа, в том числе об активации соответствующих сценариев плана ОНиВД;

принимает решения по спорным вопросам, возникающим при обеспечении БФПС, в том числе при отсутствии по ним согласованной позиции у курируемых структурных подразделений Банка России.

2.2.3. Комитет является действующим на постоянной основе коллегиальным органом по управлению рисками, присущими бизнес-процессу. Функции и полномочия Комитета, в том числе в части оценки СУР, определяются положением о Комитете, которое утверждается организационно-распорядительным документом Банка России.

2.2.4. Владелец бизнес-процесса в рамках предоставленных полномочий обеспечивает БФПС посредством выполнения следующих мероприятий.

В части управления значимыми рисками:

обеспечивает формирование и поддержание в актуальном состоянии описания бизнес-процесса;

совместно с руководителями ПУРиН обеспечивает идентификацию рисков, присущих бизнес-процессу, и утверждает перечень значимых рисков;

совместно с руководителями ПУРиН обеспечивает проведение оценки значимых рисков;

организует ведение профиля риска нарушения БФПС, содержащего информацию о значимых рисках (далее - единый профиль рисков в ПС), и утверждает единый профиль рисков в ПС, подготовленный по результатам проведенной оценки значимых рисков;

обеспечивает подготовку и направление курирующему руководителю Банка России предложений о реагировании на значимые риски, обеспечивает выполнение принятых решений по ним;

обеспечивает разработку дополнительных КИР или их отмену;

обеспечивает проведение мониторинга комбинации вероятности реализации риска и его воздействия (далее при совместном упоминании - уровень значимого риска) на предмет своевременного применения мер реагирования;

обеспечивает проведение оценки эффективности управления значимыми рисками и принимает меры, направленные на совершенствование бизнес-процесса, в том числе на решение проблем при обеспечении БФПС, затрагивающих несколько бизнес-процессов Банка России и (или) структурных подразделений Банка России (далее - системные проблемы);

обеспечивает подготовку ежегодного отчета об управлении рисками в ПС;

обеспечивает выполнение решений Комитета, сформированных по итогам проведенной оценки СУР;

обеспечивает непрерывность исполнения обязанностей, возложенных настоящим Положением на риск-координаторов бизнес-процесса и риск-координаторов ПУРиН, в том числе посредством назначения лиц, их замещающих.

В части управления непрерывностью функционирования ПС:

обеспечивает выявление, сбор и обработку сведений об инцидентах;

обеспечивает полноту и корректность данных об инцидентах;

обеспечивает проведение оценки влияния на БФПС каждого и всех в совокупности инцидентов, реализовавшихся в течение календарного месяца при выполнении бизнес-процесса;

обеспечивает подготовку проекта плана ОНиВД;

принимает решения о применении обеспечивающих мер, в том числе об активации сценариев плана ОНиВД, в отношении инцидентов, приводящих к приостановлению оказания одной или нескольких УПИ в ПС менее чем на 2 часа;

обеспечивает подготовку предложений о применении обеспечивающих мер, в том числе об активации сценариев плана ОНиВД, в отношении инцидентов, приводящих к приостановлению оказания одной или нескольких УПИ в ПС более чем на 2 часа и выполнение принятых решений;

обеспечивает тестирование и пересмотр плана ОНиВД;

обеспечивает проведение оценки эффективности управления непрерывностью функционирования ПС.

В части организации взаимодействия Банка России и участников ПС по обеспечению БФПС владелец бизнес-процесса обеспечивает информирование участников ПС о приостановлении и восстановлении оказания УПИ в ПС.

2.2.5. Руководители ПУРиН обеспечивают БФПС в части операций (шагов) бизнес-процесса, выполнение которых отнесено к компетенции ПУРиН, посредством выполнения следующих мероприятий.

В части управления значимыми рисками:

обеспечивают формирование и поддержание в актуальном состоянии описания выполняемых операций (шагов) бизнес-процесса, в том числе посредством направления предложений о внесении изменений в описание бизнес-процесса;

участвуют в идентификации рисков, присущих бизнес-процессу, и согласовывают перечень значимых рисков;

обеспечивают проведение оценки значимых рисков;

организуют ведение информации о значимых рисках в рамках единого профиля рисков в ПС в части операций (шагов) бизнес-процесса, выполнение которых отнесено к компетенции ПУРиН, и согласовывают содержание данной информации в едином профиле рисков в ПС по результатам оценки значимых рисков;

согласовывают предложения риск-координаторов ПУРиН о применении в отношении значимых рисков мер реагирования и обеспечивают выполнение принятых решений по ним;

обеспечивают подготовку предложений о разработке или отмене дополнительных КИР;

согласовывают предложенные риск-координаторами ПУРиН дополнительные КИР;

обеспечивают проведение мониторинга уровней значимых рисков на предмет своевременного применения мер реагирования;

обеспечивают проведение оценки эффективности управления значимыми рисками и принимают меры, направленные на совершенствование бизнес-процесса, в том числе обеспечивают подготовку предложений владельцу бизнес-процесса о реагировании на системные проблемы;

обеспечивают подготовку материалов для включения в ежегодный отчет об управлении рисками в ПС;

обеспечивают выполнение решений Комитета, сформированных по итогам проведенной оценки СУР;

обеспечивают осведомленность работников ПУРиН о значимых рисках и порядке управления ими.

В части управления непрерывностью функционирования ПС:

обеспечивают выявление, сбор и обработку сведений об инцидентах;

обеспечивают полноту и корректность данных об инцидентах;

обеспечивают проведение оценки влияния на БФПС каждого инцидента и всех в совокупности инцидентов, реализовавшихся в течение календарного месяца при выполнении бизнес-процесса, в части операций (шагов) бизнес-процесса, выполнение которых отнесено к компетенции ПУРиН;

обеспечивают подготовку предложений к проекту плана ОНиВД в части операций (шагов) бизнес-процесса, выполнение которых отнесено к компетенции ПУРиН;

принимают решения о применении обеспечивающих мер, в том числе об активации сценариев плана ОНиВД, в отношении инцидентов, приводящих к приостановлению оказания УПИ в ПС менее чем на 2 часа;

обеспечивают реализацию обеспечивающих мер, в том числе об активации сценариев плана ОНиВД, в отношении инцидентов, приводящих к приостановлению оказания УПИ в ПС более чем на 2 часа;

обеспечивают тестирование и пересмотр плана ОНиВД в части отдельных сценариев;

обеспечивают проведение оценки эффективности управления непрерывностью функционирования ПС.

В части организации взаимодействия Банка России и участников ПС по обеспечению БФПС руководители ПУРиН обеспечивают информирование участников ПС о приостановлении и восстановлении оказания УПИ в ПС, если такое информирование входит в состав операций (шагов) бизнес-процесса, выполнение которых отнесено к компетенции ПУРиН.

2.2.6. Работники структурных подразделений Банка России выполняют решения по обеспечению БФПС, принятые Председателем Банка России, курирующим руководителем Банка России, владельцем бизнес-процесса и руководителями соответствующих ПУРиН, а также информируют их и риск-координаторов ПУРиН об идентифицированных рисках, присущих бизнес-процессу, выявленных инцидентах и предоставляют необходимые документы и информацию по запросам риск-координаторов бизнес-процесса и риск-координаторов ПУРиН.

2.2.7. Работники УРСУР осуществляют общую координацию и методологическую поддержку деятельности по управлению рисками, присущими бизнес-процессу, в том числе:

осуществляют верификацию сведений о значимых рисках, сведений о связанных с ними инцидентах и сведений о дополнительных КИР;

разрабатывают и поддерживают в актуальном состоянии таксономии источников риска (риск-факторов), областей реализации рисков (риск-событий) и мер реагирования;

проводят анализ данных о значимых рисках и об управлении ими, в том числе на предмет выявления системных проблем, и при необходимости готовят предложения для структурных подразделений Банка России и (или) руководства Банка России, направленные на повышение эффективности управления рисками и совершенствование бизнес-процесса.

2.2.8. Работники оператора ПС осуществляют общую координацию деятельности и методологическую поддержку деятельности по управлению непрерывностью функционирования ПС, а также разрабатывают и поддерживают в актуальном состоянии классификаторы (структурированные перечни) рисков, риск-событий и причин риск-событий, которые применяются наряду с таксономиями, указанными в подпункте 2.2.7 настоящего пункта.

2.2.9. Риск-координаторы бизнес-процесса оказывают методологическую поддержку ПУРиН по вопросам обеспечения БФПС и выполняют следующие мероприятия.

В части управления значимыми рисками:

контролируют актуальность описания бизнес-процесса;

идентифицируют риски, присущие бизнес-процессу, и формируют перечень значимых рисков;

согласовывают подготовленные ПУРиН результаты оценки значимых рисков и составляют единый профиль рисков в ПС;

согласовывают предложения ПУРиН о применении в отношении значимых рисков мер реагирования;

осуществляют контроль за своевременным выполнением ПУРиН решений о применении в отношении значимых рисков мер реагирования, принятых курирующим руководителем Банка России и владельцем бизнес-процесса, в том числе посредством направления запросов о предоставлении информации и документов руководителям ПУРиН, риск-координаторам ПУРиН и другим работникам ПУРиН;

подготавливают предложения по дополнительным КИР или их отмене и представляют их на рассмотрение владельцу бизнес-процесса;

согласовывают разработанные риск-координаторами ПУРиН дополнительные КИР, а также предложения по их отмене;

проводят мониторинг уровней значимых рисков;

проводят оценку эффективности управления значимыми рисками и подготавливают предложения для владельца бизнес-процесса по принятию мер, направленных на совершенствование бизнес-процесса;

осуществляют подготовку ежегодного отчета об управлении рисками в ПС;

подготавливают предложения для владельца бизнес-процесса по реализации решений Комитета, сформированных по итогам проведенной оценки СУР.

В части управления непрерывностью функционирования ПС:

согласовывают сведения о выявленных риск-координаторами ПУРиН инцидентах;

согласовывают результаты оценки влияния на БФПС каждого инцидента, совокупности инцидентов, реализовавшихся в течение календарного месяца при выполнении бизнес-процесса;

подготавливают проект плана ОНиВД;

согласовывают предложения риск-координаторов ПУРиН о применении в отношении инцидентов, реализовавшихся при выполнении бизнес-процесса, обеспечивающих мер, в том числе сценариев плана ОНиВД;

осуществляют контроль за своевременным выполнением работниками ПУРиН решений о применении обеспечивающих мер, в том числе посредством направления запросов о предоставлении информации и документов руководителям ПУРиН, риск-координаторам ПУРиН и другим работникам ПУРиН;

участвуют в тестировании и пересмотре плана ОНиВД;

проводят оценку эффективности управления непрерывностью функционирования ПС.

В части организации взаимодействия Банка России и участников ПС по обеспечению БФПС риск-координаторы бизнес-процесса совместно с риск-координаторами ПУРиН контролируют исполнение мероприятий по информированию участников ПС о приостановлении и восстановлении оказания УПИ в ПС.

2.2.10. Риск-координаторы ПУРиН оказывают методологическую поддержку работникам ПУРиН по вопросам обеспечения БФПС и проводят следующие мероприятия в части операций (шагов) бизнес-процесса, выполнение которых отнесено к компетенции ПУРиН.

В части управления значимыми рисками:

контролируют актуальность описания бизнес-процесса;

участвуют в идентификации значимых рисков и формировании перечня значимых рисков;

проводят оценку значимых рисков и заполняют единый профиль рисков в ПС в части значимых рисков, присущих операциям (шагам) бизнес-процесса, выполнение которых отнесено к компетенции ПУРиН;

подготавливают предложения о применении в отношении значимых рисков мер реагирования и согласовывают их с руководителями ПУРиН;

осуществляют контроль за своевременным выполнением ПУРиН решений, принятых курирующим руководителем Банка России, владельцем бизнес-процесса и руководителями ПУРиН в части, относящейся к компетенции ПУРиН, о применении мер реагирования, в том числе посредством направления запросов о предоставлении информации и документов работникам ПУРиН;

разрабатывают по решению руководителей ПУРиН дополнительные КИР, а также предложения по их отмене;

проводят мониторинг уровней значимых рисков;

проводят оценку эффективности управления значимыми рисками, в том числе на предмет выявления системных проблем, и подготавливают предложения для руководителей ПУРиН по принятию мер, направленных на совершенствование бизнес-процесса;

участвуют в подготовке материалов для включения в ежегодный отчет об управлении рисками в ПС;

подготавливают предложения для руководителей ПУРиН по реализации решений Комитета, сформированных по итогам проведенной оценки СУР.

В части управления непрерывностью функционирования ПС:

выявляют инциденты, а также осуществляют сбор и обработку сведений об инцидентах;

проводят оценку влияния на БФПС каждого инцидента, совокупности инцидентов, реализовавшихся в течение календарного месяца при выполнении бизнес-процесса, в части операций (шагов) бизнес-процесса, выполнение которых отнесено к компетенции ПУРиН, и направляют результаты оценки на согласование риск-координаторам бизнес-процесса;

подготавливают предложения к проекту плана ОНиВД по отдельным сценариям в части операций (шагов) бизнес-процесса, выполнение которых отнесено к компетенции ПУРиН;

подготавливают предложения для руководителей ПУРиН о применении в отношении выявленных инцидентов обеспечивающих мер, в том числе сценариев плана ОНиВД;

осуществляют контроль за своевременным выполнением работниками ПУРиН решений о применении обеспечивающих мер, в том числе посредством направления запросов о предоставлении информации и документов работникам ПУРиН;

участвуют в тестировании отдельных сценариев плана ОНиВД и пересмотре плана ОНиВД в части отдельных сценариев;

проводят оценку эффективности управления непрерывностью функционирования ПС.

В части организации взаимодействия Банка России и участников ПС по обеспечению БФПС риск-координаторы ПУРиН совместно с риск-координаторами бизнес-процесса контролируют выполнение мероприятий по информированию участников ПС о приостановлении и восстановлении оказания УПИ в ПС, если такое информирование входит в состав операций (шагов) бизнес-процесса, выполнение которых отнесено к компетенции ПУРиН.

2.3. Распределение обязанностей между субъектами организационной структуры при выполнении ими деятельности по управлению значимыми рисками, предусмотренной главой 3 настоящего Положения, и деятельности по управлению непрерывностью функционирования ПС, предусмотренной главой 4 настоящего Положения, осуществляется в порядке, установленном в Банке России.