2. Подготовка водителей для работы в контролируемой зоне аэродрома

2. Подготовка водителей для работы в контролируемой зоне аэродрома.

2.1. Подготовка водителей всех операторов в аэропорту для работы в контролируемой зоне аэродрома осуществляется в рамках аэродромного обеспечения инженером (группой) по организации безопасного движения службы спецавтотранспорта, либо аэродромной службы оператора аэродрома (далее - инженер по БД).

2.2. Подготовка водителей включает в себя следующие процедуры:

теоретическая подготовка;

практическая стажировка;

проверка знаний и принятие зачетов;

допуск водителей к самостоятельной работе.

2.3. Водители готовятся трех категорий:

с правом подъезда к ВС;

без права подъезда к ВС и без права выполнения работ по эксплуатационному содержанию летного поля аэродрома;

с правом выполнения работ по эксплуатационному содержанию летного поля аэродрома.

Перед началом подготовки на каждого водителя оформляются листы стажировки на каждый тип (марку) спецмашины на которых предполагается его дальнейшая работа. Исключением являются водители, подготавливаемые к работе на аэродроме без права подъезда к ВС, на которых стажировочные листы оформляются в соответствии с категориями на транспортные средства, разрешенные водительским удостоверением.

В процессе теоретической подготовки и практической стажировки листы стажировки должны находиться у водителя.

Образцы листов стажировки представлены в приложениях к настоящим Правилам:

для водителей спецмашин (с правом подъезда к ВС) в приложении N 1;

для водителей спецмашин (без права подъезда к ВС и без права выполнения работ по эксплуатационному содержанию летного поля аэродрома) в приложении N 2;

для водителей спецмашин (с правом выполнения работ по эксплуатационному содержанию летного поля аэродрома) в приложении N 3.

2.4. При теоретической подготовке с водителями изучаются:

конструкция спецмашины, для работы на которой он подготавливается;

технология взаимодействия служб, обеспечивающих полеты;

требования по охране труда при эксплуатации и ремонте спецмашин;

правила движения спецмашин на перронах, МС и РД аэродрома;

схема расстановки и организации движения ВС, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме;

правила (инструкция) по эксплуатации радиостанций внутриаэропортовой связи и фразеологии радиообмена;

правила подъезда (отъезда) спецмашин к (от) ВС;

меры по обеспечению авиационной безопасности.

2.5. Практическая стажировка проводится под руководством опытных водителей-наставников, назначаемых приказом оператора аэродрома и (или) операторов по наземному обслуживанию (каждый для своего юридического лица).

Водители-наставники имеют право стажировать водителей только на тех типах (марках) спецмашин на которых они сами допущены к работе и о чем имеется соответствующая запись в их талонах на право вождения спецмашин по аэродрому.

2.6. Стажировка водителей спецмашин проводится водителями-наставниками и на спецмашинах служб спецтранспорта и аэродромной службы оператора аэродрома.

При отсутствии в указанных службах оператора аэродрома необходимых типов (марок) спецмашин и соответствующих водителей-наставников, стажировка водителей может проводиться водителями-наставниками на спецмашинах операторов по наземному обслуживанию.

2.7. В случае поступления на оснащение оператора аэродрома (оператора по наземному обслуживанию) нового типа (марки) спецмашины, ранее не эксплуатировавшейся в аэропорту и отсутствия на нее подготовленного водителя-наставника водители операторов аэродрома могут быть подготовлены для работы на аэродроме, либо специалистом (водителем) завода-поставщика спецмашины, либо в другом аэропорту, где данный тип спецмашин эксплуатируется.

2.8. Стажировка проводится:

2.8.1. Водителей спецмашин с правом подъезда к ВС - в объеме не менее восьми рабочих смен, из них две смены ночью, с выполнением всего цикла технологических операций при обеспечении обслуживания ВС на каждом типе (марке) спецмашин. Предварительно, отработка навыков подъезда (отъезда) спецмашин к ВС проводится на специальных площадках, на которых изображены контуры конструкций ВС, наиболее подверженных повреждениям.

Практическая стажировка водителей организовывается к имеющимся на аэродроме в период стажировки типам ВС. Для остальных типов ВС, включенных в Свидетельство о государственной регистрации аэродрома, проводится теоретическое изучение мест расположения точек обслуживания ВС и их особенностей.

При наличии в аэропорту большого количества спецмашин разных марок (моделей) с аналогичными органами управления и принципами работы (движения) внутренним актом предприятия допускается объединение их в определенные группы по типам (спецмашины для противообледенительной обработки ВС, установки воздушного запуска и пр.). В листе стажировки при этом указывать группу спецмашин по типам с проведением соответствующей стажировки, при возможности. Перечень групп спецмашин прилагается (приложение N 11).

2.8.2. Водителей аэродромных спецмашин, с правом выполнения работ по эксплуатационному содержанию летного поля аэродрома (летная полоса, РД, перроны, МС) - в объеме не менее восьми рабочих смен, из них две смены ночью, с выполнением всего цикла технологических операций по эксплуатационному содержанию аэродрома на каждом типе (марке) машин. Группирование спецмашин при подготовке водителей аэродромных спецмашин, с правом выполнения работ по эксплуатационному содержанию летного поля аэродрома не допускается.

2.8.3. Водителей спецмашин без права подъезда к ВС и без права выполнения работ по эксплуатационному содержанию летного поля аэродрома - в объеме не менее трех рабочих смен, из них одна смена ночью, с движением во всех зонах аэродрома, за исключением пересечения летной полосы и движения по рулежным дорожкам, на спецмашинах в соответствии с категориями на транспортные средства, разрешенных водительским удостоверением.

2.9. Сведения о прохождении водителем теоретической подготовки и практической стажировки заносятся в лист стажировки после окончания каждой рабочей смены, лицами их проводившими, с удостоверением соответствующими подписями.

По окончании практической стажировки листы стажировки водителем сдаются инженеру по БД оператора аэродрома.

2.10. Проверка знаний и принятие зачетов у водителей по итогам проведенных теоретической подготовке и практической стажировке осуществляется квалификационной комиссией, определяемой приказом оператора аэродрома.

В состав квалификационной комиссии включаются инженер БД, представитель инспекции по безопасности полетов аэропорта, должностные лица служб (подразделений) оператора аэродрома, операторов по наземному обслуживанию, эксплуатирующих спецтранспорт, в интересах которых подготавливаются водители, а также другие должностные лица (при необходимости) по решению оператора аэродрома.

Комиссию возглавляет заместитель руководителя оператора аэродрома, курирующий наземные службы аэропорта или другое должностное лицо, определенное оператором аэродрома.

Результаты проверки знаний водителей оформляются протоколами. Образец протокола проверки знаний представлен в приложении N 4.

2.11. Допуск водителей к самостоятельной работе на аэродроме оформляется приказом оператора аэродрома по итогам проверки знаний водителей.

На основании приказа в зависимости от предназначения спецтехники водителям выдаются талоны на право вождения спецмашин по аэродрому (далее - талон), образцы которых представлены в приложениях к настоящим Правилам:

на право вождения спецмашин по аэродрому и обеспечения обслуживания воздушных судов (с правом подъезда к ВС) в приложении N 5;

на право вождения спецмашин по аэродрому (без права подъезда к ВС и выполнения работ по эксплуатационному содержанию летного поля аэродрома) в приложении N 6;

на право вождения спецмашин по аэродрому (с правом выполнения работ по эксплуатационному содержанию летного поля аэродрома) в приложении N 7.

Талон оформляется и выдается инженером по БД оператора аэродрома.

2.12. Талоны выдаются на бессрочный период, как водителям оператора аэродрома, так и водителям операторов по наземному обслуживанию, кроме сторонних организаций на весь период работы водителя в данном аэропорту независимо от смены им места работы (в другой службе, другом юридическом лице).

2.13. Учет выданных талонов осуществляется инженером по БД оператора аэродрома в специальном журнале с указанием в нем: фамилии, имени и отчества водителя; наименования юридического лица в котором работает водитель; номер и дата приказа о допуске к работе на аэродроме; номер талона; на каких типах спецмашин допущен к работе; к каким типам ВС имеет право подъезда.

2.14. При нарушении водителями правил движения по аэродрому в талонах делаются отметки о допущенных нарушениях.

2.15. Отметки о нарушениях могут быть сделаны лицами, инспектирующими работу оператора аэродрома, руководителем оператора аэродрома и его заместителями, курирующими деятельность наземных служб, руководителями операторов по наземному обслуживанию (в части подчиненных им водителей), сотрудниками инспекции по безопасности полетов аэропорта, другими должностными лицами, в компетенцию которых входят вопросы по контролю за организацией движения спецмашин на аэродроме.

2.16. У водителей, имеющих в талонах три отметки о допущенных нарушениях, указанные талоны изымаются.

Данные водители допускаются к работе после повторной стажировки и проверки квалификационной комиссией знаний по правилам движения по аэродрому спецмашин, а также оформления приказа оператора аэродрома о допуске к самостоятельной работе на аэродроме с выдачей нового талона.

2.17. В случае необходимости подготовки водителя для работы на другом типе (марке) спецмашин, за исключением водителей, допущенных для работы на аэродроме без права подъезда к ВС, процедура его подготовки осуществляется в порядке, определенном в пунктах 2.4 - 2.11 настоящих Правил, после чего в талон вносится тип (марка) техники на котором водитель дополнительно подготовлен.

При отсутствии в талоне места для дополнительных записей допускается оформление вкладыша к ранее выданному талону с регистрацией его в журнале выдачи талонов.

2.18. В случае утраты талона на право вождения спецмашины по аэродрому взамен его оригинала на основании приказа оператора аэродрома может быть оформлен дубликат талона после проведения служебного расследования обстоятельств утраты талона.

2.19. Оператору аэродрома запрещается навязывать услугу по повторной подготовке водителей операторов по наземному обслуживанию через какой-либо временной период (через полгода, год, при подготовке предприятий к весенне-летнему (осенне-зимнему) периодам работы) за исключением случаев, указанных в пунктах 2.16 и 2.17 настоящих Правил.