1.2.3. Структура совета директоров

В соответствии с законодательством об акционерных обществах члены совета директоров должны избрать из своего числа большинством голосов председателя совета директоров <49>. Совет директоров вправе в любое время переизбрать председателя большинством голосов от общего числа членов совета директоров, если иное не предусмотрено уставом общества. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не может быть председателем совета директоров <50>.

--------------------------------

<49> Ст. 67 Закона об АО. Аналогичное положение может быть предусмотрено в уставе ООО на основании п. 2 ст. 32 Закона об ООО.

<50> П. 2 ст. 66 Закона об АО, п. 2 ст. 32 Закона об ООО.

В соответствии с п. 3 ст. 64 Закона об АО совет директоров общества вправе формировать комитеты для предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции. Компетенция и порядок деятельности комитета определяются внутренним документом общества, который утверждается советом директоров (наблюдательным советом) общества.

Кодекс корпоративного управления рекомендует создавать в совете директоров профильные комитеты для предварительного рассмотрения наиболее важных вопросов деятельности организации <51>. Комитеты помогают совету директоров осуществлять его функции в сферах, наиболее важных для успешного развития организации, предварительно детально рассматривают и анализируют вопросы, относящиеся к компетенции соответствующего комитета, и подготавливают совету директоров рекомендации для принятия решений.

--------------------------------

<51> П. 2.8 Кодекса корпоративного управления.

Предварительное рассмотрение вопросов по отдельным направлениям деятельности на комитетах совета директоров способствует их более глубокой проработке, что в целом повышает эффективность выполнения советом директоров своих функций и способствует принятию профессионально подготовленного, взвешенного и независимого решения.

Целесообразность формирования комитетов совета директоров, их количественный и персональный состав определяются советом директоров в зависимости от масштаба, характера и потребностей деятельности организации, профиля рисков, а также количества членов, входящих в состав совета директоров.

Для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с контролем за финансово-хозяйственной деятельностью организации, в составе совета директоров может быть сформирован комитет по аудиту <52>. Кодекс корпоративного управления рекомендует формировать комитет по аудиту только из независимых директоров <53>.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Вступление в силу абз. 2 п. 3 ст. 64 Закона об АО о формировании в ПАО комитета по аудиту перенесено на 01.01.2021.

<52> В соответствии с п. 3 ст. 64 Закона об АО в публичном акционерном обществе с 01.07.2020 комитет по аудиту создается в обязательном порядке для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с контролем за финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе с оценкой независимости аудитора публичного общества и отсутствием у него конфликта интересов, а также с оценкой качества проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общества.

<53> П. 2.8.1 Кодекса корпоративного управления.

К основным функциям комитета по аудиту можно отнести следующие функции:

- разработка политики внутреннего аудита и финансовой отчетности;

- контроль за обеспечением полноты, точности и достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- контроль за надежностью и эффективностью системы управления рисками и внутреннего контроля, системы корпоративного управления;

- контроль процедур, обеспечивающих соблюдение организацией требований законодательства, анализ и оценка исполнения политики управления конфликтом интересов;

- обеспечение независимости и объективности осуществления функции внутреннего аудита, рассмотрение плана деятельности подразделения внутреннего аудита, оценка эффективности осуществления функции внутреннего аудита;

- оценка независимости, объективности и отсутствия конфликта интересов внешних аудиторов организации, включая оценку кандидатов в аудиторы, выработку предложений по назначению, переизбранию и отстранению внешних аудиторов, оплате их услуг и условиям их привлечения;

- обеспечение эффективного взаимодействия между подразделением внутреннего аудита и внешними аудиторами;

- контроль за проведением внешнего аудита и оценка качества выполнения аудиторской проверки и заключений аудитора;

- контроль эффективности функционирования системы оповещения о потенциальных случаях недобросовестных действий работников организации и третьих лиц, а также об иных нарушениях;

- иные специальные функции в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих деятельность отдельных видов финансовых организаций <54>.

--------------------------------

<54> См., например, п. 1 приложения 1 к Положению Банка России N 242-П.

С учетом специфики деятельности финансовых организаций одним из ключевых комитетов, рекомендуемых к формированию при совете директоров, является комитет по управлению рисками. К его основным функциям можно отнести:

- выработку стратегии управления рисками, предоставление рекомендаций совету директоров в части подходов к определению уровня риск-аппетита, корректировки системы управления рисками;

- осуществление контроля за внедрением и надлежащим функционированием политики управления рисками и культуры управления рисками;

- согласование системы управления рисками со стратегией организации и ее долгосрочными бизнес-целями;

- осуществление контроля за эффективностью системы управления рисками, ее соответствия меняющимся условиям деятельности организации;

- осуществление контроля (оценки) подверженности всем существенным рискам, присущим деятельности организации, в том числе контроля за соблюдением уровня утвержденного риск-аппетита организации;

- взаимодействие с должностным лицом, ответственным за управление рисками, контроль за его деятельностью; получение на регулярной основе отчетов о текущем профиле рисков организации, степени использования установленного риск-аппетита, утвержденных лимитов, о фактах нарушения установленных лимитов и планах действий, предусматривающих меры воздействия на риски;

- взаимодействие с комитетом по аудиту в целях обмена информацией в отношении всех видов рисков, присущих деятельности организации, в том числе в отношении потенциальных рисков, а также в целях определения направлений совершенствования системы управления рисками организации;

- оценку достижения оптимального баланса между развитием организации и принимаемыми ею рисками;

- иные специальные функции в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих деятельность отдельных видов финансовых организаций <55>.

--------------------------------

<55> См., например, Указание Банка России N 3624-У.

ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЙ ПРИМЕР

Организация XYZ, осуществляющая профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, инвестировала денежные средства клиентов в сложные финансовые инструменты. В течение двух лет из-за кризисных явлений на рынке деривативов Организация XYZ понесла крупные убытки. Кроме того, Организация XYZ осуществляла дополнительные инвестиции в финансовые инструменты, чтобы предотвратить наступление технического дефолта, что привело к увеличению убытков. Одновременно Организация XYZ проводила выкуп своих ценных бумаг, причем, по мнению ее акционера, цены выкупа были искусственно завышены.

Акционер предъявил иск к членам совета директоров Организации XYZ с требованием возместить убытки. Акционер полагал, что члены совета директоров должны были обладать необходимой финансовой экспертизой, чтобы своевременно ликвидировать открытые позиции и предотвратить реализацию программы по выкупу акций Организации XYZ при неблагоприятной конъюнктуре.

Суд отказал в удовлетворении требований истца. По мнению суда, обвинение членов совета директоров в недобросовестности строилось исключительно на наличии у Организации XYZ убытков. Суд отметил, что этого недостаточно, поскольку директора принимают деловые решения в условиях неопределенности на рынках. Слишком строгая ответственность приведет к тому, что директора устранятся от принятия рискованных деловых решений, которые и приносят выгоду акционерам. По мнению суда, советом директоров были предприняты достаточные процедуры с точки зрения корпоративного управления, в частности, сформирован комитет по рискам, в который вошли независимые директора, обладающие знаниями, опытом и квалификацией в области финансовых рынков; вопросы о заключении сделок были предварительно рассмотрены и одобрены комитетом по рискам.

Ключевые выводы:

- Вопросы управления рисками рекомендуется предварительно прорабатывать на уровне профильного комитета совета директоров.

- Приведенный пример демонстрирует процесс организации управления рисками, распределения ответственности за принятие решений в зоне риска, что не исключает принятия рискованных решений, но свидетельствует о надлежащем отношении совета директоров к системе управления рисками, организации контроля за ее эффективностью.

Важную роль в предотвращении излишнего принятия рисков и обеспечении надлежащих стимулов долгосрочного устойчивого развития финансовой организации играет система вознаграждения членов органов управления. В целях разработки политики вознаграждения членов совета директоров, исполнительных органов и ключевых сотрудников организации и контроля за ее реализацией в составе совета директоров может быть создан комитет по вознаграждениям <56>. Кодекс корпоративного управления рекомендует формировать комитет по вознаграждениям только из независимых директоров.

--------------------------------

<56> Наличие в составе совета директоров комитета по вознаграждениям является обязательным для публичных акционерных обществ, акции которых включены в котировальные списки первого и второго уровня ПАО Московская Биржа (п. 2.18 Правил листинга ПАО Московская Биржа).

К основным функциям комитета по вознаграждениям можно отнести:

- разработку и периодический пересмотр политики по вознаграждению членов совета директоров, исполнительных органов и иных ключевых руководящих работников, в том числе определение механизмов краткосрочной и долгосрочной мотивации членов исполнительных органов;

- надзор за внедрением и реализацией политики по вознаграждению и различных программ мотивации;

- предварительную оценку работы исполнительных органов и иных ключевых руководящих работников по итогам года, а также предварительную оценку достижения указанными лицами поставленных целей в рамках долгосрочной программы мотивации;

- определение существенных условий трудовых договоров с членами исполнительных органов и иными ключевыми руководящими работниками, включая все финансовые обязательства организации (в том числе условия досрочного расторжения договоров) и другие функции.

Для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с осуществлением планирования преемственности, профессиональным составом и эффективностью работы совета директоров, рекомендуется создать комитет по номинациям <57>. Согласно рекомендациям Кодекса корпоративного управления, большинство членов комитета должны быть независимыми директорами.

--------------------------------

<57> П. 2.8.3 Кодекса корпоративного управления.

К основным функциям комитета по номинациям можно отнести:

- оценку состава совета директоров с точки зрения профессиональной специализации, опыта, независимости и вовлеченности его членов в работу совета, определение приоритетных направлений для усиления состава совета;

- взаимодействие с собственниками в целях формирования состава совета, наиболее полно отвечающего целям и задачам организации;

- анализ профессиональной квалификации и независимости всех кандидатов, номинированных в совет директоров;

- ежегодное проведение самооценки или внешней оценки совета директоров и комитетов совета директоров с позиции эффективности их работы в целом, а также индивидуального вклада директоров в работу совета директоров и его комитетов;

- формирование плана введения в должность для вновь избранных членов совета директоров;

- формирование рекомендаций совету директоров в отношении кандидатов на должность членов исполнительных органов и иных ключевых руководящих работников и другие функции <58>.

--------------------------------

<58> В случае если законом и уставом избрание (назначение) на должность членов исполнительных органов относится к компетенции совета директоров.

В случае отсутствия возможности сформировать отдельный комитет по номинациям его функции могут быть переданы иному комитету совета директоров - например, комитету по вознаграждениям.

С учетом вида, масштабов деятельности, профиля рисков, потребностей могут быть созданы иные комитеты совета директоров (комитет по стратегии, комитет по информационным технологиям, комитет по безопасности и др.).

Информационное и техническое обеспечение деятельности совета директоров, составление протоколов заседаний, подведение итогов голосования и осуществление других функций, определяемых уставом и внутренними документами организации, как правило, возлагается на отдельное лицо - секретаря совета директоров.

В небольших организациях функции секретаря совета директоров могут быть возложены на одного из работников организации либо на одного из членов совета директоров, в более крупных организациях данную функцию, как правило, осуществляет специальное должностное лицо - корпоративный секретарь. Помимо организационно-технического обеспечения и поддержки деятельности совета директоров и его комитетов, в функции корпоративного секретаря входят участие в реализации политики по раскрытию информации, обеспечение хранения корпоративных документов, обеспечение взаимодействия с акционерами и инвесторами, иными заинтересованными лицами организации, участие в предотвращении корпоративных конфликтов. Также к обязанностям корпоративного секретаря относится координация действий должностных лиц организации при осуществлении корпоративных процедур. Корпоративный секретарь выступает в качестве связующего звена между менеджментом и советом директоров, является основным каналом предоставления членам совета директоров необходимой информации.

Функциональная и материальная зависимость корпоративного секретаря от исполнительных органов может служить препятствием для надлежащего осуществления им указанных функций, поскольку способна стать источником конфликта интересов, связанного с необходимостью исполнения поручений совета директоров, которые могут негативно восприниматься исполнительным руководством организации. Соответственно, для преодоления указанной проблемы следует разделять административную и функциональную подчиненность корпоративного секретаря.

В связи с этим в случае наличия в организации корпоративного секретаря следует отнести вопросы по утверждению кандидатуры на должность корпоративного секретаря и прекращению его полномочий, а также утверждению положения о корпоративном секретаре, оценке работы корпоративного секретаря, системе его вознаграждения и по утверждению отчетов о его работе к компетенции совета директоров.