В соответствии с законодательством об акционерных обществах члены совета директоров должны избрать из своего числа большинством голосов председателя совета директоров <49>. Совет директоров вправе в любое время переизбрать председателя большинством голосов от общего числа членов совета директоров, если иное не предусмотрено уставом общества. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не может быть председателем совета директоров <50>.
--------------------------------
<49> Ст. 67 Закона об АО. Аналогичное положение может быть предусмотрено в уставе ООО на основании п. 2 ст. 32 Закона об ООО.
<50> П. 2 ст. 66 Закона об АО, п. 2 ст. 32 Закона об ООО.
В соответствии с п. 3 ст. 64 Закона об АО совет директоров общества вправе формировать комитеты для предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции. Компетенция и порядок деятельности комитета определяются внутренним документом общества, который утверждается советом директоров (наблюдательным советом) общества.
Кодекс корпоративного управления рекомендует создавать в совете директоров профильные комитеты для предварительного рассмотрения наиболее важных вопросов деятельности организации <51>. Комитеты помогают совету директоров осуществлять его функции в сферах, наиболее важных для успешного развития организации, предварительно детально рассматривают и анализируют вопросы, относящиеся к компетенции соответствующего комитета, и подготавливают совету директоров рекомендации для принятия решений.
--------------------------------
<51> П. 2.8 Кодекса корпоративного управления.
Предварительное рассмотрение вопросов по отдельным направлениям деятельности на комитетах совета директоров способствует их более глубокой проработке, что в целом повышает эффективность выполнения советом директоров своих функций и способствует принятию профессионально подготовленного, взвешенного и независимого решения.
Целесообразность формирования комитетов совета директоров, их количественный и персональный состав определяются советом директоров в зависимости от масштаба, характера и потребностей деятельности организации, профиля рисков, а также количества членов, входящих в состав совета директоров.
Для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с контролем за финансово-хозяйственной деятельностью организации, в составе совета директоров может быть сформирован комитет по аудиту <52>. Кодекс корпоративного управления рекомендует формировать комитет по аудиту только из независимых директоров <53>.
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Вступление в силу абз. 2 п. 3 ст. 64 Закона об АО о формировании в ПАО комитета по аудиту перенесено на 01.01.2021.
<52> В соответствии с п. 3 ст. 64 Закона об АО в публичном акционерном обществе с 01.07.2020 комитет по аудиту создается в обязательном порядке для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с контролем за финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе с оценкой независимости аудитора публичного общества и отсутствием у него конфликта интересов, а также с оценкой качества проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общества.
<53> П. 2.8.1 Кодекса корпоративного управления.
К основным функциям комитета по аудиту можно отнести следующие функции:
- разработка политики внутреннего аудита и финансовой отчетности;
- контроль за обеспечением полноты, точности и достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- контроль за надежностью и эффективностью системы управления рисками и внутреннего контроля, системы корпоративного управления;
- контроль процедур, обеспечивающих соблюдение организацией требований законодательства, анализ и оценка исполнения политики управления конфликтом интересов;
- обеспечение независимости и объективности осуществления функции внутреннего аудита, рассмотрение плана деятельности подразделения внутреннего аудита, оценка эффективности осуществления функции внутреннего аудита;
- оценка независимости, объективности и отсутствия конфликта интересов внешних аудиторов организации, включая оценку кандидатов в аудиторы, выработку предложений по назначению, переизбранию и отстранению внешних аудиторов, оплате их услуг и условиям их привлечения;
- обеспечение эффективного взаимодействия между подразделением внутреннего аудита и внешними аудиторами;
- контроль за проведением внешнего аудита и оценка качества выполнения аудиторской проверки и заключений аудитора;
- контроль эффективности функционирования системы оповещения о потенциальных случаях недобросовестных действий работников организации и третьих лиц, а также об иных нарушениях;
- иные специальные функции в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих деятельность отдельных видов финансовых организаций <54>.
--------------------------------
<54> См., например, п. 1 приложения 1 к Положению Банка России N 242-П.
С учетом специфики деятельности финансовых организаций одним из ключевых комитетов, рекомендуемых к формированию при совете директоров, является комитет по управлению рисками. К его основным функциям можно отнести:
- выработку стратегии управления рисками, предоставление рекомендаций совету директоров в части подходов к определению уровня риск-аппетита, корректировки системы управления рисками;
- осуществление контроля за внедрением и надлежащим функционированием политики управления рисками и культуры управления рисками;
- согласование системы управления рисками со стратегией организации и ее долгосрочными бизнес-целями;
- осуществление контроля за эффективностью системы управления рисками, ее соответствия меняющимся условиям деятельности организации;
- осуществление контроля (оценки) подверженности всем существенным рискам, присущим деятельности организации, в том числе контроля за соблюдением уровня утвержденного риск-аппетита организации;
- взаимодействие с должностным лицом, ответственным за управление рисками, контроль за его деятельностью; получение на регулярной основе отчетов о текущем профиле рисков организации, степени использования установленного риск-аппетита, утвержденных лимитов, о фактах нарушения установленных лимитов и планах действий, предусматривающих меры воздействия на риски;
- взаимодействие с комитетом по аудиту в целях обмена информацией в отношении всех видов рисков, присущих деятельности организации, в том числе в отношении потенциальных рисков, а также в целях определения направлений совершенствования системы управления рисками организации;
- оценку достижения оптимального баланса между развитием организации и принимаемыми ею рисками;
- иные специальные функции в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих деятельность отдельных видов финансовых организаций <55>.
--------------------------------
<55> См., например, Указание Банка России N 3624-У.
Важную роль в предотвращении излишнего принятия рисков и обеспечении надлежащих стимулов долгосрочного устойчивого развития финансовой организации играет система вознаграждения членов органов управления. В целях разработки политики вознаграждения членов совета директоров, исполнительных органов и ключевых сотрудников организации и контроля за ее реализацией в составе совета директоров может быть создан комитет по вознаграждениям <56>. Кодекс корпоративного управления рекомендует формировать комитет по вознаграждениям только из независимых директоров.
--------------------------------
<56> Наличие в составе совета директоров комитета по вознаграждениям является обязательным для публичных акционерных обществ, акции которых включены в котировальные списки первого и второго уровня ПАО Московская Биржа (п. 2.18 Правил листинга ПАО Московская Биржа).
К основным функциям комитета по вознаграждениям можно отнести:
- разработку и периодический пересмотр политики по вознаграждению членов совета директоров, исполнительных органов и иных ключевых руководящих работников, в том числе определение механизмов краткосрочной и долгосрочной мотивации членов исполнительных органов;
- надзор за внедрением и реализацией политики по вознаграждению и различных программ мотивации;
- предварительную оценку работы исполнительных органов и иных ключевых руководящих работников по итогам года, а также предварительную оценку достижения указанными лицами поставленных целей в рамках долгосрочной программы мотивации;
- определение существенных условий трудовых договоров с членами исполнительных органов и иными ключевыми руководящими работниками, включая все финансовые обязательства организации (в том числе условия досрочного расторжения договоров) и другие функции.
Для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с осуществлением планирования преемственности, профессиональным составом и эффективностью работы совета директоров, рекомендуется создать комитет по номинациям <57>. Согласно рекомендациям Кодекса корпоративного управления, большинство членов комитета должны быть независимыми директорами.
--------------------------------
<57> П. 2.8.3 Кодекса корпоративного управления.
К основным функциям комитета по номинациям можно отнести:
- оценку состава совета директоров с точки зрения профессиональной специализации, опыта, независимости и вовлеченности его членов в работу совета, определение приоритетных направлений для усиления состава совета;
- взаимодействие с собственниками в целях формирования состава совета, наиболее полно отвечающего целям и задачам организации;
- анализ профессиональной квалификации и независимости всех кандидатов, номинированных в совет директоров;
- ежегодное проведение самооценки или внешней оценки совета директоров и комитетов совета директоров с позиции эффективности их работы в целом, а также индивидуального вклада директоров в работу совета директоров и его комитетов;
- формирование плана введения в должность для вновь избранных членов совета директоров;
- формирование рекомендаций совету директоров в отношении кандидатов на должность членов исполнительных органов и иных ключевых руководящих работников и другие функции <58>.
--------------------------------
<58> В случае если законом и уставом избрание (назначение) на должность членов исполнительных органов относится к компетенции совета директоров.
В случае отсутствия возможности сформировать отдельный комитет по номинациям его функции могут быть переданы иному комитету совета директоров - например, комитету по вознаграждениям.
С учетом вида, масштабов деятельности, профиля рисков, потребностей могут быть созданы иные комитеты совета директоров (комитет по стратегии, комитет по информационным технологиям, комитет по безопасности и др.).
Информационное и техническое обеспечение деятельности совета директоров, составление протоколов заседаний, подведение итогов голосования и осуществление других функций, определяемых уставом и внутренними документами организации, как правило, возлагается на отдельное лицо - секретаря совета директоров.
В небольших организациях функции секретаря совета директоров могут быть возложены на одного из работников организации либо на одного из членов совета директоров, в более крупных организациях данную функцию, как правило, осуществляет специальное должностное лицо - корпоративный секретарь. Помимо организационно-технического обеспечения и поддержки деятельности совета директоров и его комитетов, в функции корпоративного секретаря входят участие в реализации политики по раскрытию информации, обеспечение хранения корпоративных документов, обеспечение взаимодействия с акционерами и инвесторами, иными заинтересованными лицами организации, участие в предотвращении корпоративных конфликтов. Также к обязанностям корпоративного секретаря относится координация действий должностных лиц организации при осуществлении корпоративных процедур. Корпоративный секретарь выступает в качестве связующего звена между менеджментом и советом директоров, является основным каналом предоставления членам совета директоров необходимой информации.
Функциональная и материальная зависимость корпоративного секретаря от исполнительных органов может служить препятствием для надлежащего осуществления им указанных функций, поскольку способна стать источником конфликта интересов, связанного с необходимостью исполнения поручений совета директоров, которые могут негативно восприниматься исполнительным руководством организации. Соответственно, для преодоления указанной проблемы следует разделять административную и функциональную подчиненность корпоративного секретаря.
В связи с этим в случае наличия в организации корпоративного секретаря следует отнести вопросы по утверждению кандидатуры на должность корпоративного секретаря и прекращению его полномочий, а также утверждению положения о корпоративном секретаре, оценке работы корпоративного секретаря, системе его вознаграждения и по утверждению отчетов о его работе к компетенции совета директоров.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875