I. Общие положения

Настоящая Концепция предназначена для обеспечения комплексного подхода к изменениям, вносимым в нормативно-правовую базу и договорные документы в отношении маркировки и прослеживаемости движения товаров в целях учета баланса интересов участников рынка, государственных органов власти и минимизации рисков возникновения негативных последствий на товарных рынках и в сфере оборота данных в связи с введением обязательной маркировки товаров.

В настоящей Концепции определяются цели, задачи и основные принципы создания и функционирования системы маркировки и прослеживаемости товаров, основные параметры ее функционирования, а также основные требования к государственной информационной системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров (далее - государственная информационная система).

Настоящая Концепция разработана на основании:

Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе от 2 февраля 2018 г., ратифицированного Федеральным законом "О ратификации соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе" (далее - Соглашение о маркировке);

Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

Федерального закона "О внесении изменений в статью 4.7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" и статьи 5 и 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";

Федерального закона от 29 июня 2018 г. N 173-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 2592-р.

Понятия, используемые в настоящей Концепции, означают следующее:

"маркировка" - комплекс мероприятий по идентификации единицы товара либо совокупности единиц товара с помощью нанесения средства идентификации или контрольного (идентификационного) знака, содержащего средство идентификации, в целях обеспечения прослеживаемости товаров при их движении по товаропроводящей сети;

"средство идентификации" - уникальная последовательность символов в машиночитаемой форме, представленная в виде штрихового кода либо с использованием иного средства (технологии) автоматической идентификации или записанная на радиочастотную метку;

"контрольный (идентификационный) знак" - бланк строгой отчетности (документ) с элементами (средствами) защиты от подделки (защищенная полиграфическая продукция), содержащий средство идентификации и предназначенный для маркировки товаров;

"прослеживаемость движения товаров" - комплекс мероприятий, обеспечивающих регистрацию движения товаров по товаропроводящей сети с момента нанесения средства идентификации или контрольного (идентификационного) знака, а также автоматизированное предоставление юридически значимых сведений о совершенных операциях с единицей товара и их обработку в государственной информационной системе;

"физическая прослеживаемость" - вид прослеживаемости, обеспеченной с помощью маркировки;

"документальная прослеживаемость" - вид прослеживаемости, обеспеченной с помощью передачи данных о движении товара в сопроводительных документах (товарно-транспортные накладные, товарные накладные, налоговые и иные документы);

"маркированные товары" - товары, на которые нанесены средства идентификации с соблюдением установленных требований и достоверные сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации) должны быть представлены в государственную информационную систему;

"мониторинг оборота маркированных товаров" - функция федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере мониторинга оборота отдельных групп товаров, по обработке данных государственной информационной системы в целях реализации своих полномочий в области контроля и надзора за оборотом товаров, а также при решении фискальных и антимонопольных задач;

"обязательные данные" - данные, предоставляемые физическими и юридическими лицами в силу требований нормативных правовых актов;

"система маркировки и прослеживаемости товаров" - комплексный механизм обеспечения достижения целей и выполнения задач прослеживаемости товаров, состоящий из взаимосвязанных элементов информационно-технологического, организационного и нормативно-правового характера.

Система маркировки и прослеживаемости товаров состоит из следующих взаимосвязанных элементов:

государственная информационная система, включающая программы для электронно-вычислительных машин, базы данных, сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", иные объекты информационных технологий, содержащуюся в них информацию и исходные данные, программно-аппаратные комплексы и иное имущество, связанное с указанными объектами;

взаимодействие производителей товаров, участников их оборота, потребителей товаров, органов государственной власти, осуществляющих мониторинг оборота маркированных товаров, и иных заинтересованных органов государственной власти;

нормативно-правовая база, регулирующая отношения в области маркировки товаров, в том числе оборот данных;

организационно-функциональная модель системы маркировки и прослеживаемости товаров.

Предполагается, что государственная информационная система будет построена на основе использования средств идентификации для обеспечения физической прослеживаемости. При этом государственная информационная система будет при необходимости интегрирована с инструментами, обеспечивающими документальную прослеживаемость, для обеспечения непротиворечивости данных о движении товаров.