О необходимости введении тотального контроля во всех сферах предпринимательской деятельности

В 2015 году Президентом Российской Федерации были поставлены задачи по установлению новых подходов к осуществлению государственного и муниципального контроля. К числу основных задач было отнесено: изменение принципов работы контрольно-надзорных органов в целях перенаправления контроля (надзора) в зоны риска, внедрение системы оценки эффективности и результативности деятельности контрольно-надзорных органов и снижение общественно опасных последствий, возникающих в результате несоблюдения законодательства объектами контроля.

Проводимая работа направлена, в том числе, на достижение следующих целей:

- повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей в сферах производства или оказания услуг за счет обеспечения соблюдения обязательных требований;

- оптимизация использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

В течение 2015 - 2017 гг. в нормативно-правовую базу осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля были внесены значительные изменения, в том числе созданы правовые основания и началось внедрение риск-ориентированного подхода, а также проведен целый ряд иных изменений.

Необходимо отметить, что внедрение риск-ориентированного подхода оказывает влияние, в первую очередь, на переход от всеобъемлющего контроля (надзора) к дифференцированному планированию проверок, что позволит увеличить охват потенциальных нарушителей обязательных требований, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям, и одновременно позволит оптимально использовать ресурсы контрольно-надзорных органов.

Принимаемые указанные меры при осуществлении государственного контроля должны привести к снижению числа проверок добросовестных участников рынка, деятельность которых не несет значимой угрозы охраняемым законом ценностям. При этом обеспечивается сохранение или даже повышение уровня защиты охраняемых законом ценностей в сфере государственного управления.

В свою очередь введение тотального и непрерывного контроля напротив снижает его результативность и эффективность, а также способствует злоупотреблениям при его проведении.