5. Общественные палаты

5. Общественные палаты.

Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (далее - Закон об общественном контроле) понятие общественного контроля определено как деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в цепях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

Субъектами общественного контроля, наряду с Общественной палатой Российской Федерации, являются общественные палаты субъектов Российской Федерации и общественные палаты (советы) муниципальных образований (подпункт 3 пункта 1 статьи 9 Закона об общественном контроле).

В соответствии со статьей 12 Закона об общественном контроле общественные палаты (советы) муниципальных образований осуществляют общественный контроль в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 04.04.2005 N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации", законами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами о соответствующих общественных палатах.

Таким образом, общественные палаты являются особой формой объединений, деятельность которых урегулирована специальным законодательством. При этом государственная регистрация общественных палат в качестве юридических лиц действующим законодательством не предусмотрена.

Согласно пункту 3 статьи 1 указанного федерального закона наименование "Общественная палата Российской Федерации" не может быть использовано в названиях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также в названиях объединений, организаций, учреждений и предприятий. Наименование "Общественная палата Российской Федерации" не подлежит государственной регистрации.

Аналогичные требования предусмотрены соответствующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Используя системный подход к применению законодательства об общественном контроле, а также аналогию закона, предусмотренную пунктом 1 статьи 6 Гражданского кодекса, можно сделать вывод о недопустимости использования словосочетания "общественная палата" в наименованиях иных организаций.