Прямой сбор первичных статистических данных

Прямой сбор первичных статистических данных включает в себя методы, предполагающие прямой или опосредованный контакт с респондентами. Это может быть доведение до респондентов бумажных версий форм федерального статистического наблюдения для самостоятельного заполнения (рассылка по почте или доставка интервьюером), опрос респондентов и заполнение форм интервьюерами (специалистами органов государственной статистики или лицами, привлекаемыми для сбора первичных статистических данных), самостоятельное заполнение респондентами электронных версий форм, размещенных в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", а также, при необходимости, повторное обращение к респонденту.

При выборе метода прямого сбора первичных статистических данных учитывается возможность сокращения статистической нагрузки на респондентов и затрат на проведение сбора и в то же время обеспечения максимального улучшения своевременности и точности статистических данных.

По возможности выбираются способы с использованием электронно-технологических средств (портативные компьютеры, Web-сбор и т.п.), так как они обеспечивают:

повышение эффективности сбора и обработки первичных статистических данных;

возможность проверки ответов непосредственно при сборе статистических данных (в частности при использовании портативных компьютеров), возможность проведения формального и логического контроля в присутствии респондента и уточнения ответов на отдельные вопросы формы федерального статистического наблюдения;

сокращение времени на опрос;

общее снижение затрат и, в частности, исключение этапа сканирования и верификации бумажных версий форм, отсутствие необходимости печати, транспортировки, хранения и уничтожения большого количества бумажных версий форм.

Важнейшим аспектом процесса сбора первичных статистических данных является участие респондентов в обследовании. В этой связи планируется и реализуется ряд мер по предотвращению неполучения ответов от них, например:

отправка респондентам информационного письма за подписью руководителя, заместителя руководителя Росстата или руководителя, заместителя руководителя территориального органа Росстата;

проведение информационно-разъяснительной работы о цели и задачах наблюдения в средствах массовой информации;

обеспечение гарантий защиты конфиденциальности;

взаимодействие с ФНС России, Пенсионным фондом России по установке фактического местонахождения респондента (в случае неответа респондента);

создание бесплатной телефонной линии или электронной почты для обращений респондентов;

взаимодействие с председателями ТСЖ, ЖК, старшими по подъезду и т.п. по вопросам проведения наблюдения.

Качество конечных результатов наблюдения методом опроса респондентов интервьюером во многом зависит от самого интервьюера, его личной активности, дисциплинированности и уровня знаний. Интервьюеры получают широкую подготовку по всем аспектам, касающимся целей статистического наблюдения и содержания форм, связей и контактов с потенциальными респондентами, учета пропусков в формах, использования электронной версии формы и т.д. Интервьюеры обеспечиваются всеми полезными материалами, указаниями по заполнению форм и другими информационными материалами о статистическом наблюдении. На этапе сбора первичных статистических данных организуются консультации с интервьюерами для своевременного выявления проблем и их решения.

Нагрузка интервьюеров контролируется с целью ее оптимизации, а также во избежание недостаточно качественной работы интервьюеров и чрезмерной текучести кадров. Нагрузка на интервьюеров может регламентироваться специальными документами, например, в случае проведения обследований домашних хозяйств - Основными методологическими и организационными положениями выборочного наблюдения домашних хозяйств (обследования).

Контроль процесса сбора первичных статистических данных осуществляется путем создания системы мониторинга для отслеживания доли полученных ответов от респондентов, в том числе доли отчетов, предоставленных в электронном виде. Система мониторинга способствует эффективному использованию ресурсного обеспечения на стадиях сбора и обработки статистических данных.

Для мониторинга доли полученных ответов от респондентов используется специализированное или стандартное программное обеспечение.

Все этапы проведения прямого сбора первичных статистических данных должны быть задокументированы.