ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Вступают в силу отдельные положения Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ, направленные на дальнейшее совершенствование правового регулирования в области охраны окружающей среды

В частности, предусматривается следующее:

- вводятся понятия "временно разрешенные выбросы" и "временно разрешенные сбросы";

- при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности);

- скорректированы положения, касающиеся основ нормирования в области охраны окружающей среды, нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, нормативов допустимых выбросов и сбросов, а также технологических и технических нормативов;

- для лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, вводится обязанность получить комплексное экологическое разрешение, за отсутствие которого вводится административная ответственность, а для лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории - представлять декларацию о воздействии на окружающую среду;

- проектирование, строительство и реконструкция объектов капитального строительства, зданий, сооружений, которые являются объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, и относятся к областям применения наилучших доступных технологий, должны осуществляться с учетом технологических показателей наилучших доступных технологий при обеспечении приемлемого риска для здоровья населения, а также с учетом необходимости создания системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ;

- в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории, плановые проверки не проводятся;

- на объектах I категории стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством РФ, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

- в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды;

- на объектах I категории в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности;

- к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня теперь относится проектная документация объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа;

- при проведении экспертизы оценка соответствия экологическим требованиям проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, в границах особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории, а также проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности, искусственных земельных участков на водных объектах, проектной документации на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, не осуществляется.

Предусматривается ряд переходных положений, в частности:

- с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в установленные сроки допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством РФ или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в установленные сроки;

- юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта РФ декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из следующих документов - разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

- в состав заявки на получение комплексного экологического разрешения информация о положительном заключении государственной экологической экспертизы на объекты I категории, не включается, если получение такого заключения до 1 января 2019 года не требовалось.

(Федеральные законы от 21.07.2014 N 219-ФЗ и от 25.12.2018 N 496-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 16.07.2015 N 708, от 28.08.2015 N 903, от 07.11.2016 N 1138, от 03.03.2017 N 255 и от 13.08.2018 N 934; Приказ Росприроднадзора от 28.03.2018 N 97; Информация Росприроднадзора, Информация Росприроднадзора, Письма Росприроднадзора от 20.06.2018 N АА-10-02-32/12525, от 12.10.2018 N АА-03-02-31/21799, от 29.12.2018 N АА-10-02-36/29629 и от 09.01.2019 N АА-09-03-31/32, Письма Минприроды России от 12.11.2018 N 12-50/09326-ОГ, от 29.11.2018 N 12-50/09882-ОГ, от 30.11.2018 N 12-50/09939-ОГ, от 26.12.2018 N 12-47/32964 и от 25.03.2019 N 19-50/02703-ОГ, Письмо Минстроя России от 28.02.2019 N 6894-ОД/08)

Вводятся в действие форма декларации о негативном воздействии на окружающую среду и форма комплексного экологического разрешения

Декларация о воздействии на окружающую среду представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в Росприроднадзор, в отношении иных объектов - в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ.

Декларация подлежит представлению один раз в 7 лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.

Комплексное экологическое разрешение будет выдаваться на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в Росприроднадзор. Приводится форма указанной заявки.

(Приказы Минприроды России от 11.10.2018 N 509 и N 510; Информация Минприроды России)

Вступает в силу закон, направленный на повышение эффективности мер, направленных на охрану водных объектов от загрязнения сточными водами

В частности, вводится система нормирования сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, на основе технологических нормативов в отношении организаций, осуществляющих водоотведение. Разграничивается ответственность организаций водопроводно-канализационного хозяйства и их абонентов по очистке сточных вод, вводятся требования к составу сточных вод, сбрасываемых абонентами (за исключением жилых и многоквартирных домов).

Уточняется порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду за сбросы загрязняющих веществ организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, при сбросе загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов.

Определяется порядок установления нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и особенности возмещения вреда окружающей среде для организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов.

Устанавливается, что планы снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади организаций, осуществляющих водоотведение, разработанные до 1 января 2019 года, действуют до окончания срока их действия. При этом организация, осуществляющая водоотведение, вправе разработать и утвердить программу повышения экологической эффективности, план мероприятий по охране окружающей среды до окончания срока действия плана снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.

(Федеральный закон от 29.07.2017 N 225-ФЗ; Письмо Минстроя России от 09.10.2017 N 36109-АЧ/04)

Уточняются полномочия органов местного самоуправления в области обращения с ТКО

В частности, органы местного самоуправления наделяются полномочиями по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, по определению схем их размещения и ведению реестра таких мест (площадок), по организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО.

Также предусматривается, что реестр мест (площадок) накопления ТКО должен включать в себя:

- данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО;

- данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления ТКО;

- данные о собственниках мест (площадок) накопления ТКО;

- данные об источниках образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО.

(Федеральный закон от 31.12.2017 N 503-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 и от 15.12.2018 N 1572; Информация Минприроды России)

На объектах НВОС I категории вводится система автоматического контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ

Устанавливается, что объекты I категории, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, виды которых устанавливаются Правительством РФ, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов и сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на основании программы создания системы автоматического контроля.

Вводятся требования к программам создания системы автоматического контроля, в которой должны определяться, помимо прочего, стационарные источники и показатели выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, подлежащие автоматическому контролю, места и сроки установки автоматических средств измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также технических средств фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состав и форма передаваемой информации.

Правительство РФ наделяется полномочиями по утверждению правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля.

(Федеральный закон от 29.07.2018 N 252-ФЗ)

Обновлены количество конкретных озоноразрушающих веществ в допустимом объеме потребления озоноразрушающих веществ в РФ и допустимый объем производства озоноразрушающих веществ в РФ

(Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2018 N 2555-р)

Коэффициент воздействия загрязняющего вещества или показателя свойств сточных вод на централизованные системы водоотведения увеличен до 1,2

(Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644)

Увеличивается повышающий коэффициент к ставкам платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности

В частности, в 2019 году указанные ставки платы, установленные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 876, применяются с коэффициентом 2,01. Размер ставки платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения в 2019 году составляет 141 рубль за 1 тыс. куб. метров водных ресурсов.

(Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1509)

Вводятся в действие Правила разработки и установления нормативов допустимых выбросов и сбросов радиоактивных веществ, выдачи разрешений на выбросы и сбросы радиоактивных веществ

Разработка нормативов выбросов или нормативов сбросов осуществляется:

- в отношении вводимых в эксплуатацию новых или реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности - на основе проектной документации на объекты со стационарными источниками выбросов или стационарными источниками сбросов;

- в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности - на основе данных инвентаризации выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух или сбросов радиоактивных веществ в водные объекты.

При разработке нормативов выбросов или нормативов сбросов применяются методики или методы разработки нормативов выбросов и нормативов сбросов, утверждаемые Ростехнадзором (далее - уполномоченный орган).

Нормативы выбросов или сбросов устанавливаются разрешением на выбросы или разрешением на сбросы при наличии их согласования с Роспотребнадзором, подтверждающего разработку нормативов выбросов или сбросов в соответствии с санитарными правилами.

Для установления нормативов выбросов или сбросов соискатель разрешения представляет в уполномоченный орган или его территориальные органы по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности соответствующее заявление с приложением необходимых документов.

Предусматриваются основания для принятия решения об отказе в рассмотрении заявления и документов, а также основания для отказа в выдаче разрешения на выбросы или разрешения на сбросы.

После принятия решения о рассмотрении документов уполномоченный орган или его территориальный орган организует проведение экспертизы представленного в пакете документов проекта нормативов выбросов или сбросов.

Разрешения на выбросы и разрешения на сбросы выдаются сроком на 7 лет.

Уполномоченный орган или территориальный орган ведет реестр выданных разрешений на выбросы и разрешений на сбросы, который размещает на своем официальном сайте в сети Интернет.

Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией "Росатом" государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, дополнен экспертизой проекта нормативов допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух и/или проекта нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные объекты на предмет их разработки в соответствии с требованиями Правил.

Разрешения на выбросы радиоактивных веществ в атмосферный воздух и разрешения на сбросы радиоактивных веществ в водные объекты, выданные Ростехнадзором ранее, действуют до истечения указанных в них сроков.

(Постановление Правительства РФ от 26.06.2018 N 731; Письмо Ростехнадзора от 02.08.2018 N 11-00-12/9986)

В 2019 году применяются ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные на 2018 год, с использованием дополнительно к иным коэффициентам коэффициента 1,04

(Постановление Правительства РФ от 29.06.2018 N 758)

Правительство РФ решило не поднимать ставки платы за НВОС при размещении ТКО IV класса опасности в 2019 - 2023 годах

На указанный период времени устанавливается единая ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) - 95 рублей за 1 тонну.

Ранее предусматривалось установление на 2019 год ставок в размере 194,5 руб. за тонну с постепенным повышением к 2023 году до 691,9 руб. за тонну.

(Постановление Правительства РФ от 16.02.2019 N 156)

КонсультантПлюс: примечание.

Информацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду см. в Справочной информации.

Вводится квота на использование услуг малых и средних предприятий в области транспортирования ТКО

Устанавливается, что региональный оператор по обращению с ТКО при проведении торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора в отношении не менее 15% объема услуг по транспортированию ТКО, выделенных в отдельные лоты, должен провести аукционы с участием только субъектов малого и среднего предпринимательства. В случае если аукцион, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, признан несостоявшимся ввиду отсутствия заявок, организатор аукциона вправе самостоятельно обеспечить транспортирование твердых коммунальных отходов или провести повторный аукцион.

(Постановление Правительства РФ от 18.10.2018 N 1245)

Расширяется перечень видов отходов (за исключением отдельных позиций), в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается

В него включены, в частности, использованные книги, журналы, брошюры, проспекты, каталоги; шины пневматические автомобильные отработанные; отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные; тара стеклянная и т.д.

(Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2017 N 1589-р)

Повышаются тарифы на захоронение радиоактивных отходов 1 - 6 классов опасности

(Приказ ФАС России от 28.12.2017 N 1812/17)