См. Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2018 год.

Комплектование Национального фондохранилища отечественных печатных изданий, а также обязательного экземпляра аудиовизуальной продукции

Комплектование Национального фондохранилища

отечественных печатных изданий, а также обязательного

экземпляра аудиовизуальной продукции

В соответствии с пунктом 7 плана мониторинга Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Роспечатью, Минкультуры России с участием федеральных государственных унитарных предприятий "Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)", "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" проведен мониторинг правоприменения в сфере действия Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" (далее - Федеральный закон N 77-ФЗ), а также подзаконных нормативных правовых актов.

В результате осуществления мониторинга установлено следующее.

В целях совершенствования законодательства Российской Федерации приняты 3 подзаконных нормативных правовых акта, необходимость принятия которых связана с реализацией Федерального закона N 77-ФЗ (приложение N 6).

При анализе правоприменительной практики по показателю наличия нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы (подпункт "б" пункта 8 методики), установлено, что до настоящего времени не реализованы два положения Федерального закона N 77-ФЗ (приложения N 7, 8).

В условиях цифровой экономики и с учетом развития информационных технологий требуется пересмотр положений Федерального закона N 77-ФЗ.

В настоящее время Федеральным законом N 77-ФЗ не установлены требования к форме и формату предоставления обязательного экземпляра документов (фонопродукции, фотодокументов, алгоритмов и программ), не определены сроки предоставления обязательного экземпляра документов для игровых, анимационных, научно-популярных фильмов, программ для электронных вычислительных машин и баз данных, официальных документов, фотодокументов, патентных документов и др.).

В то же время установленные Федеральным законом N 77-ФЗ требования к форме предоставления фильмов (в виде позитивной копии) устарели и практически не используются на практике производителями фильмов, что несет для них дополнительную финансовую нагрузку, связанную с переводом фильма на требуемый носитель.

Для урегулирования указанных вопросов предлагается наделить полномочиями по утверждению форм, форматов и сроков предоставления обязательного экземпляра документов компетентные федеральные органы исполнительной власти. Представляется также необходимым внедрение дифференцированного подхода к сбору печатной и издательской продукции разного вида в электронной форме.

Кроме того, требует решения вопрос комплектования фондохранилища обязательного экземпляра документов печатных изданий в электронной форме в полном объеме.

Справочно: По информации Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Российской государственной библиотеки, федерального государственного унитарного предприятия "Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)" на хранение получателям обязательного экземпляра документов поступают в электронной форме от 5 до 20% общего числа печатных изданий.

При изучении практики правоприменения по показателю наличия единой понятийно-терминологической системы в нормативных правовых актах (подпункт "б" пункта 10 методики) выявлено, что понятийный аппарат, используемый в Федеральном законе N 77-ФЗ, не соответствует Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть 4), Федеральному закону от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" и другим нормативным правовым актам.

Для решения вышеуказанных вопросов планируется поручить Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации с участием заинтересованных органов разработать проект федерального закона в части совершенствования деятельности по формированию национального фондохранилища обязательного экземпляра документов с учетом развития информационных технологий (приложение N 12).

По результатам анализа подзаконных актов, принятых во исполнение Федерального закона N 77-ФЗ, выявлено, что постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 859 "Об обязательном экземпляре изданий", от 3 декабря 2002 г. N 860 "Об утверждении Правил распределения обязательного бесплатного экземпляра, состоящего из комбинированных документов, а также обязательного экземпляра, содержащего аналогичную, зафиксированную на различных носителях информацию" не соответствуют Федеральному закону N 77-ФЗ в части понятийного аппарата "обязательный платный (бесплатный) экземпляр". В целях приведения постановлений Правительства Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом N 77-ФЗ предлагается поручить Минкультуры России, Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации разработать соответствующие проекты постановлений Правительства Российской Федерации о внесении изменений в указанные акты (приложение N 11).

При осуществлении мониторинга правоприменения по показателям, установленным пунктом 9 методики, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, регулирующих соответствующие правоотношения, не выявлены.