Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов.

Недостаточное развитие логистической инфраструктуры

Проблема недостаточного развития логистической инфраструктуры, в частности нехватки хранилищ и мощностей по первичной переработке, проявляется в краткосрочных и среднесрочных колебаниях цен. Для продукции растениеводства недостаток мощностей хранения и переработки является причиной высокой зависимости конъюнктуры рынка от погодных и климатических условий, отражающихся на объемах урожая и его качестве. Это один из существенных факторов сохранения высокой волатильности цен продуктов питания, которая негативно сказывается на устойчивости инфляционных ожиданий домохозяйств и производителей в агропромышленном комплексе и может затруднять достижение ценовой стабильности.

В последние годы наблюдалось активное расширение и модернизация систем хранения и переработки аграрной продукции, развитие тепличного хозяйства. По данным Минсельхоза России, за последние три года площадь теплиц выросла на треть, в 2018 г. ожидается прирост на 7,9%. Такой показатель ценовой волатильности, как дисперсия темпа прироста потребительских цен, на рынке продовольствия в 2017 - 2018 гг. существенно снизился. Заметным было снижение волатильности динамики цен на плодоовощную продукцию. Этому способствовал устойчивый рост выпуска тепличных овощей (основные тепличные овощи - огурцы и томаты). По данным Минсельхоза России, за последние три года импорт овощей сократился более чем в два раза. Строительство новых теплиц, внедрение современных технологий позволило увеличить в два раза среднюю урожайность овощей в закрытом грунте. Производство тепличных овощей выросло в 2017 г. на 13,7%, за январь - август 2018 г. - на 20% (к январю - августу 2017 г.). Это способствовало сокращению размаха сезонных колебаний цен, в частности на помидоры и огурцы.

Тем не менее волатильность динамики цен на фрукты и овощи по-прежнему остается выше, чем по другим группам продовольствия. В отдельных регионах существуют сложности с возведением оптово-распределительных центров, строительство которых осуществляется при поддержке государства. Так, среди всех регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов строительство оптово-распределительных центров (ОРЦ) в 2018 г. начато только в Республике Дагестан. В Волгоградской и Ростовской областях подготовка к строительству откладывается из-за продолжительного процесса оформления земельных участков и получения разрешений, недостаточной обеспеченности необходимыми коммунальными сетями (особенно электросетями).

Структура цены рыбопродуктов для продукции Северного

и Дальневосточного бассейнов (%)

00000043.png

Для рынка рыбопродуктов качество хранилищ (холодильных и морозильных установок) в большой степени определяет себестоимость и объем предложения продукции. При этом около 40% существующих портовых мощностей холодильников не соответствуют современным требованиям, а большинство холодильников введено в эксплуатацию 30 и более лет назад. Это создает риски не только для качества хранения, но и для сохранности продукции в целом, а потеря товара может отразиться в цене. Усиливает значение логистической инфраструктуры (как хранения, так и транспортировки) для рынка рыбопродуктов удаленность основных районов производства (Дальневосточный и Северный рыбопромысловые бассейны) от главных районов потребления (Центральная Россия, Поволжье, Урал). Из-за этого доля доставки и хранения в структуре цены рыбопродуктов может достигать более 20%.

Способствуя обновлению мощностей хранения и устранению дефицита подвижного состава специализированных железнодорожных вагонов, можно достичь уменьшения волатильности цен на рыбопродукты. При реализации уже принятых решений <4> присутствуют те же проблемы, что и при реализации программы развития сети хранилищ плодоовощной продукции. Что касается создания ОРЦ и транспортно-логистических комплексов (ТЛК), то либо оно находится на стадии проектной документации (например, ОРЦ во Владивостоке), либо наблюдается слабая загрузка реализованных проектов (терминал "Сероглазка" в Петропавловске-Камчатском). В связи с этим целесообразно провести инвентаризацию действующих ОРЦ и ТЛК, осуществить анализ показателей их деятельности с целью выявления причин низкой востребованности, разработать схемы оптимизации поставок рыбной продукции на внутренний рынок через российские рыбные порты.

--------------------------------

<4> Приказ Минсельхоза России от 20.04.2017 N 189 "Об утверждении Стратегии развития морских терминалов для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота с учетом береговой логистической инфраструктуры, предназначенной для транспортировки, хранения и дистрибуции рыбной продукции".

Продолжающееся снижение волатильности на рынке продовольствия при сохранении большого размаха ценовых колебаний (в сравнении с рынками непродовольственных товаров и услуг) указывает на необходимость продолжения мер по развитию агропромышленного комплекса.

Для региональных различий инфляции большое значение имеет также обеспеченность регионов хранилищами нефтепродуктов. Этот фактор определяет волатильность цен на бензин и дизельное топливо, например в Курской области, в которой крупные хранилища нефтепродуктов отсутствуют. Строительство хранилищ моторного топлива в тех регионах, где таковых нет или наблюдается их нехватка, может позитивно сказаться на ценообразовании на розничном рынке автомобильных бензинов и дизельного топлива. Возможность мелкооптовой отгрузки нефтепродуктов нефтяными компаниями в адрес независимых хозяйствующих субъектов, а также наличие свободных емкостей с целью создания резервов оказывают значимое влияние на формирование цен моторного топлива в регионе.