См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утв. Минфином России.

Цели отчета

В настоящее время продолжается работа по систематизации и анализу предоставляемых налоговых льгот (налоговых расходов). Под налоговыми расходами понимаются выпадающие доходы бюджета, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам и таможенным платежам, предусмотренными в качестве мер государственной поддержки в соответствии с целями государственных программ и (или) целями социально-экономической политики, не входящими в государственные программы.

В качестве налоговых расходов рассматриваются льготы и преференции, цели предоставления которых могут быть достигнуты альтернативным способом через предоставление субсидии или иных прямых расходов бюджета. Иными словами, под определение налоговых расходов подпадают только те льготы и преференции, которые представляют собой отклонения относительно базовой (удовлетворяющей критериям справедливости, нейтральности и эффективности) структуры налогообложения.

Отчет включает описание и стоимостную оценку налоговых расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В связи с актуальностью вопроса сбалансированности бюджетов внебюджетных фондов Российской Федерации также проводится оценка налоговых расходов, возникающих в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Минфин России нацелен на внедрение системного подхода к оценке налоговых расходов бюджетов. Создание системы мониторинга налоговых расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулярный анализ объемов и оценка их эффективности позволят провести оптимизацию налоговых льгот и преференций при сохранении установленных целевых показателей государственных программ. Полученные дополнительные финансовые ресурсы могут быть направлены на реализацию приоритетных направлений экономики, а также принятых во исполнение указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" национальных проектов (программ).

В силу того, что налоговые расходы представляют собой разницу между доходами бюджета при использовании "базовой" структуры налогов (иных платежей) и фактически закрепленной в законодательстве, их учет и оценка необходимы для корректного прогнозирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что является одним из важнейших этапов бюджетного процесса.

Отсутствие отдельного учета налоговых расходов также приводит к недооценке влияния государства на экономику. Так, несмотря на то, что налоговые расходы приводят к росту государственного вмешательства, в отсутствии отдельного учета расширенное применение налоговых расходов будет отражаться как сокращение доходов, что может некорректно интерпретироваться как снижение роли государства в экономике.

Таким образом, основными целями формирования и представления информации о налоговых расходах в данном отчете являются:

- повышение прозрачности бюджетной и налоговой политики;

- формирование полномасштабного представления об использовании бюджетных ресурсов в разрезе тех или иных целей социально-экономической политики;

- повышение эффективности государственной политики на основе информированного выбора оптимального способа достижения тех или иных целей социально-экономической политики;

- улучшение качественных характеристик налоговой системы - нейтральность, справедливость, эффективность - и повышение эффективности налоговых реформ;

- повышение качества прогнозирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.