3. Взаимодействие таможенных и налоговых органов при организации и проведении СКМ

3. Взаимодействие таможенных и налоговых органов

при организации и проведении СКМ

3.1. Взаимодействие таможенных органов (таможня и (или) региональное таможенное управление (далее - РТУ), в случае, если СКМ проводит РТУ и (или) таможня, непосредственно подчиненная ФТС России (далее - ТНП)), и налоговых органов (управление ФНС России по субъекту Российской Федерации (далее - УФНС) и (или) межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (далее - МИ ФНС России по КН)) осуществляется на региональном и территориальном уровнях.

Региональные и территориальные таможенные и налоговые органы осуществляют взаимодействие находясь на территории одного или разных субъектов Российской Федерации (федеральных округов) (далее - взаимодействие вне зависимости от территориальной принадлежности).

3.2. Налоговый орган может осуществлять взаимодействие с таможенным органом, в регионе деятельности которого осуществлялось таможенное декларирование товаров и (или) находится товар и (или) в регионе деятельности которого лицо состоит на учете в качестве налогоплательщика.

Налоговый орган на основании перечня вопросов, которые целесообразно исследовать посредством проведения контрольных мероприятий во взаимодействии с таможенным органом, самостоятельно определяет таможенный орган, с которым будет осуществлять взаимодействие.

Налоговый орган принимает решение о проведении СКМ с каждым таможенным органом отдельно.

В случае, если таможенный орган принял решение об отказе в согласовании проведения СКМ, то данный таможенный орган возвращает налоговому органу, инициировавшему проведение СКМ, его материалы с приложением мотивированного решения об отказе. Решение таможенного органа оформляется на бланке таможенного органа и подписывается начальником (заместителем начальника) таможенного органа (в РТУ - заместителем начальника РТУ - начальником службы таможенного контроля после выпуска товаров (далее - СТКПВТ)/начальником СТКПВТ).

3.3. В случае, когда налоговым органом планируется проведение выездной налоговой проверки или проводится камеральная (выездная) налоговая проверка в отношении лица за период, в котором данное лицо осуществляло декларирование товаров в нескольких таможенных органах, УФНС, на территории которого лицо состоит на учете в качестве налогоплательщика, или МИ ФНС России по КН, в которой лицо состоит на учете, при необходимости может рассматривать вопрос о проведении СКМ с этим таможенным органом (таможенными органами), выбранным налоговым органом, в соответствии с пунктом 3.2 настоящего Регламента.

В этом случае налоговый орган принимает решение о проведении СКМ с каждым таможенным органом отдельно.

3.4. Инициирование проведения СКМ может осуществляться (при наличии правовых оснований) как таможенным органом, так и налоговым органом посредством направления в письменной форме в налоговый (таможенный) орган предложений по лицам как осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, так и не осуществляющим данную деятельность, и срокам проведения СКМ с приложением материалов, которые в том числе должны содержать результаты аналитической работы, отражающие выявленные (возможные) нарушения права Евразийского экономического союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, с указанием:

наименования лица и его организационно-правовой формы;

идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), кода причины постановки на учет (КПП);

адреса юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, содержащегося в едином государственном реестре юридических лиц (места жительства для индивидуальных предпринимателей), сведений о месте фактического осуществления деятельности, сведений о месте нахождения товара (при наличии);

формы налогового контроля с указанием налоговых периодов, подлежащих проверке (ФТК с указанием периода, подлежащего проверке);

перечня вопросов, которые целесообразно исследовать таможенному и налоговому органам посредством проведения СКМ;

списка должностных лиц таможенных (налоговых) органов, на которых возлагается ответственность за проведения СКМ, с указанием их контактных данных;

предполагаемой даты (месяц, год) начала проведения СКМ.

Предложения о проведении СКМ оформляются на бланке налогового (таможенного) органа в соответствии с настоящим пунктом и подписываются руководителем (заместителем руководителя) УФНС или начальником (заместителем начальника) МИ ФНС России по КН и начальником (заместителем начальника) таможенного органа (в РТУ - заместителем начальника РТУ - начальником СТКПВТ/начальником СТКПВТ).

3.5. СКМ может проводиться также одновременно в отношении нескольких лиц, являющихся участниками схемы возможного уклонения от уплаты налоговых и (или) таможенных платежей.

Принятие решения о проведении (отказе в проведении) СКМ осуществляется таможенным органом и налоговым органом, на территории которого лицо - "выгодоприобретатель" состоит на учете в качестве налогоплательщика.

В случае выявления схемы возможного уклонения от уплаты налоговых и (или) таможенных платежей инициирование проведения СКМ осуществляет налоговый (таможенный) орган, выявивший указанную схему. Налоговый (таможенный) орган направляет в письменной форме в таможенный (налоговый) орган предложения по лицам и срокам проведения СКМ в соответствии с пунктом 3.4 настоящего Регламента и с приложением указанной схемы и обоснованием целесообразности проведения СКМ в отношении данных лиц во взаимодействии таможенного и налогового органов.

3.6. СКМ проводится в случаях:

1) если по результатам аналитической работы налоговыми и таможенными органами выявлены признаки возможного нарушения права Евразийского экономического союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

2) если возникла необходимость в проведении таможенного (налогового) контроля в оперативном порядке (таможенный (налоговый) орган уже проводит камеральную или выездную проверку, в ходе которой выявлены признаки возможного нарушения права Евразийского экономического союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и (или) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах).

3.7. Отбор лиц для проведения СКМ осуществляют таможенный и налоговый органы.

Инициирование проведения СКМ таможенным (налоговым) органом, у которого уже проводится проверка, не является безусловным основанием для налогового (таможенного) органа для принятия решения о проведении СКМ.

Отбор лиц осуществляется на основании:

результатов аналитической работы налогового и таможенного органов, свидетельствующих о выявленных (возможных) фактах нарушения права Евразийского экономического союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, в соответствии с пунктом 3.4 настоящего Регламента;

критериев принятия решения о проведении СКМ:

в отношении лица - наличие связанных между собой сведений о возможных нарушениях права Евразийского экономического союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, проверку которых целесообразно осуществлять таможенному и налоговому органам во взаимодействии;

в отношении нескольких лиц, являющихся участниками возможной схемы уклонения от уплаты налоговых и (или) таможенных платежей, выявленной налоговым (таможенным) органом, - наличие информации о возможных способах уклонения этих лиц от уплаты налоговых и (или) таможенных платежей, проверку которой целесообразно осуществить таможенному и налоговому органам во взаимодействии.

В случае, если таможенный (налоговый) орган принял решение об отказе в проведении СКМ, налоговому (таможенному) органу, инициировавшему проведение СКМ, направляется мотивированное решение в письменной форме на бланке таможенного (налогового) органа, подписанное должностным лицом, указанным в пункте 3.4 настоящего Регламента. Результаты аналитической работы налогового (таможенного) органа могут быть использованы таможенным (налоговым) органом (по согласованию с налоговым (таможенным) органом) при организации и проведении ТНКИ в соответствии с настоящим Регламентом.

Должностные лица таможенного и налогового органов в случае принятия решения о проведении СКМ вырабатывают согласованные решения по стратегии проведения СКМ и перечню вопросов, которые подлежат исследованию.

Положительный ответ таможенного (налогового) органа и (или) протокол рабочей встречи являются основанием для проведения СКМ. Ответ таможенного (налогового) органа и (или) протокол рабочей встречи должен содержать:

наименование лица, согласованного для проведения СКМ, и его организационно-правовую форму;

идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет (КПП);

адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, содержащийся в едином государственном реестре юридических лиц (место жительства для индивидуальных предпринимателей), сведения о месте фактического осуществления деятельности, сведения о месте нахождения товара (при наличии);

форму налогового контроля с указанием налоговых периодов, подлежащих проверке (ФТК с указанием периода, подлежащего проверке);

перечень вопросов, которые целесообразно исследовать таможенному и налоговому органам посредством проведения СКМ. В ходе проведения СКМ данный перечень может быть дополнен. Данные дополнения должны быть согласованы таможенным и налоговым органами в соответствии с настоящим Регламентом;

список должностных лиц таможенных (налоговых) органов, на которых возлагается ответственность за проведения СКМ, с указанием их контактных данных;

предполагаемую дату (месяц, год) начала проведения СКМ. В случае, если согласование СКМ проводилось в оперативном порядке, налоговый (таможенный) орган, у которого налоговая проверка (ФТК) уже проводится, отражает дату фактического начала налоговой проверки (первой ФТК).

Принятое решение по результатам рассмотрения предложения о проведении СКМ оформляется на бланке налогового (таможенного) органа в соответствии с пунктом 3.4 настоящего Регламента.

Протокол рабочей встречи согласовывается руководителем (заместителем руководителя) УФНС или начальником (заместителем начальника) МИ ФНС России по КН и начальником (заместителем начальника) таможенного органа (в РТУ - заместителем начальника РТУ/начальником СТКПВТ или начальником СТКПВТ или лицами, их замещающими).

3.8. В рамках одного СКМ проверяемый налоговым органом период должен включать период, в котором осуществлялось декларирование товара.

3.9. На основании принятых решений о проведении СКМ:

1) налоговый орган формирует список согласованных с таможенными органами СКМ. Список согласованных с таможенными органами СКМ формируется с учетом требований, предъявляемых к информации для служебного пользования.

Список согласованных с таможенными органами СКМ утверждается руководителем (заместителем руководителя) УФНС или начальником (заместителем начальника) МИ ФНС России по КН.

Форма списка согласованных с таможенными органами СКМ приведена в приложении N 1 к настоящему Регламенту.

Список согласованных с таможенными органами СКМ составляется и утверждается ежеквартально не позднее чем за 10 рабочих дней до начала соответствующего квартала.

Дополнения (изменения) в список согласованных с таможенными органами СКМ оформляются в виде приложения к данному списку и являются его неотъемлемой частью.

Дополнения (изменения) к списку согласованных с таможенными органами СКМ утверждаются руководителем (заместителем руководителя) УФНС или начальником (заместителем начальника) МИ ФНС России по КН в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня принятия решения о внесении дополнений (изменений) в список согласованных с таможенными органами СКМ.

УФНС направляет по защищенным каналам связи выписки из утвержденных списков согласованных с таможенными органами СКМ соответствующим инспекциям ФНС России по району, району в городе, городу без районного деления, инспекциям ФНС России межрайонного уровня (далее - ИФНС) в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня утверждения списка согласованных с таможенными органами СКМ, с приложением сведений о выработанной стратегии проведения СКМ и перечня вопросов, которые необходимо исследовать в ходе проведения СКМ в соответствии с пунктом 3.7 настоящего Регламента.

ИФНС (МИ ФНС России по КН) проводят СКМ в соответствии с утвержденными списками согласованных с таможенными органами СКМ;

2) таможни направляют в РТУ сведения о согласованных с налоговыми органами СКМ не позднее чем за 10 рабочих дней до начала соответствующего квартала.

РТУ ежеквартально формирует Реестр СКМ с учетом требований, предъявляемых к информации для служебного пользования.

Реестр СКМ утверждается заместителем начальника РТУ - начальником СТКПВТ/начальником СТКПВТ, или лицами, их замещающими.

Форма Реестра СКМ приведена в приложении N 2 к настоящему Регламенту.

Дополнения (изменения) в Реестр СКМ оформляются в виде приложения к данному Реестру и являются его неотъемлемой частью.

Дополнения (изменения) к Реестру СКМ утверждаются заместителем начальника РТУ - начальником СТКПВТ/начальником СТКПВТ или лицами, их замещающими.

Таможни, в случае проведения СКМ в оперативном порядке уведомляют РТУ в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня принятия решения о проведении СКМ.

3.10. Датой начала СКМ является дата фактического начала налоговой проверки (первой ФТК).

Временной промежуток между датами начала проведения форм таможенного и налогового контроля (за исключением проведения СКМ в оперативном порядке в соответствии с подпунктом 2 пункта 3.6 настоящего Регламента) не должен превышать один месяц.

Датой завершения СКМ считается дата составления таможенного документа, свидетельствующего о завершении последней ФТК, и дата вступления в силу решения налогового органа по результатам налоговой проверки.

3.11. Таможенные и налоговые органы, принявшие решение о проведении СКМ, осуществляют:

контроль за исполнением проведения СКМ;

на постоянной основе (по договоренности таможенного и налогового органов, но не реже чем раз в квартал) сверку проведенных (проводимых, запланированных к проведению) СКМ. Форма акта сверки проведенных (проводимых, запланированных к проведению) скоординированных контрольных мероприятий (далее - акт сверки СКМ) приведена в приложении N 3 к настоящему Регламенту;

утверждение актов сверки СКМ. Утверждение актов сверки СКМ осуществляется руководителем (заместителем руководителя) УФНС или начальником (заместителем начальника) МИ ФНС России по КН и начальником (заместителем начальника) таможенного органа (в РТУ - заместителем начальника РТУ - начальником СТКПВТ/начальником СТКПВТ, или лицами, их замещающими), которые согласовывали (принимали) решение о проведении СКМ;

направление сводных (обобщенных) актов сверки СКМ в Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России (далее - ГУТКПВТ) и в Контрольное управление ФНС России (далее - КУ).

Таможни направляют акты сверки СКМ в РТУ, УФНС направляют сводные акты сверки СКМ в межрегиональную инспекцию ФНС России по федеральному округу (далее - МИ ФНС России по ФО).

Срок направления актов сверки СКМ в РТУ и МИ ФНС России по ФО:

за первый квартал отчетного года - 30 апреля отчетного года;

за первое полугодие отчетного года - 30 июля отчетного года;

за 9 месяцев отчетного года - 30 октября отчетного года;

за отчетный год - 5 февраля года, следующего за отчетным.

РТУ составляет сводный акт сверки СКМ с учетом СКМ, проведенных самим РТУ, и направляет его в ГУТКПВТ. МИ ФНС России по ФО формирует обобщенный акт сверки СКМ и направляет его в КУ.

ТНП направляет акт сверки СКМ в ГУТКПВТ, МИ ФНС России по КН направляет акт сверки СКМ в КУ.

Срок направления актов сверки СКМ РТУ, ТНП в ГУТКПВТ и МИ ФНС России по ФО, МИ ФНС России по КН в КУ:

за первый квартал отчетного года - 15 мая отчетного года;

за первое полугодие отчетного года - 15 августа отчетного года;

за 9 месяцев отчетного года - 15 ноября отчетного года;

за отчетный год - 20 февраля года, следующего за отчетным.

Если запланированные к проведению СКМ не были проведены, к акту сверки СКМ, направляемому в ГУТКПВТ (КУ), должна прилагаться пояснительная записка по данному факту.

РТУ и ТНП вместе с актом сверки СКМ направляют аналитическую записку по результатам завершенных СКМ в отчетном периоде. В случае, если имеет место значительное изменение показателей эффективности и результативности проведенных СКМ, в аналитической записке отражаются в том числе причины, повлиявшие на результаты СКМ.

МИ ФНС России по ФО по результатам анализа обобщенного акта сверки СКМ, направленного в КУ, направляет в КУ аналитическую записку по результатам завершенных СКМ в отчетном периоде. В случае, если имеет место значительное изменение показателей эффективности и результативности проведенных СКМ, МИ ФНС России по ФО отражает в аналитической записке, в том числе, причины, повлиявшие на результаты СКМ.

МИ ФНС России по КН по результатам анализа сводного акта сверки СКМ, направленного в КУ, направляет в КУ аналитическую записку по результатам завершенных СКМ в отчетном периоде. В случае, если имеет место значительное изменение показателей эффективности и результативности проведенных СКМ, МИ ФНС России по КН отражает в аналитической записке, в том числе причины, повлиявшие на результаты СКМ.

Срок направления в КУ аналитической записки МИ ФНС России по ФО и МИ ФНС России по КН:

за первое полугодие отчетного года - 30 августа отчетного года;

за отчетный год - 30 марта года, следующего за отчетным.