Подготовка предложений о подписании договоров и присоединении к договорам, не содержащим оснований для ратификации

Подготовка предложений о подписании договоров

и присоединении к договорам, не содержащим оснований

для ратификации

5. Предложение о подписании договора или о присоединении к договору, не содержащему оснований для ратификации <1>, готовится головным ведомством и включает следующие документы:

--------------------------------

<1> Об основаниях для ратификации см. п. 82 настоящих Рекомендаций.

5.1. для предложений, представляемых непосредственно Президенту или в Правительство:

5.1.1. проект сопроводительного письма Председателю Правительства или Президенту. В сопроводительном письме указывается основание представления соответствующего предложения (делается ссылка на конкретное положение Закона: п.п. 1, 2 или 3 ст. 9, пп.пп. "б" или "в" п. 1 либо п.п. 2 или 3 ст. 21 Закона), кратко излагаются содержание представляемого предложения и информация о его согласовании.

5.1.2. проект распоряжения Правительства или Президента.

5.1.3. проект договора на русском языке или заверенная копия договора, в необходимых случаях с переводом на русский язык. Когда представляется предложение о подписании договора, текст которого уже является окончательным (например, договор уже подписан другими государствами, его текст принят на международной конференции и т.п.), либо о присоединении к договору, в комплект документов включается заверенная копия официального текста такого договора на русском языке. Если текст договора не был составлен на русском языке, помимо заверенной копии официального текста договора на одном из иностранных языков (как правило, английском или французском) в комплект документов включается также заверенный перевод текста договора на русский язык <2>.

--------------------------------

<2> О порядке заверения копий официальных текстов договоров и их переводов см. п. 84.1.8 настоящих Рекомендаций.

5.1.4. пояснительная записка, в которой излагается обоснование целесообразности заключения договора или присоединения к нему, определяется соответствие договора (его проекта) законодательству Российской Федерации, дается оценка возможных финансово-экономических и иных последствий заключения договора (присоединения к нему). Распространены следующие формулировки, характеризующие соответствие договора (проекта) законодательству и финансовые последствия реализации договора:

"Проект Соглашения не содержит правил иных, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации";

"Реализация Соглашения не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета".

Если договор (его проект) не соответствует законодательству, следует как минимум в общем виде описать, в чем состоит расхождение с российским законом. Если реализация договора влечет дополнительные расходы (затраты), следует дать подробную оценку таких расходов (затрат) с указанием источников, из которых их планируется покрывать.

Соответствие договора (его проекта) российскому законодательству, а также последствия (в том числе финансовые) его реализации определяет, как правило, головное ведомство.

Если при подписании договора или присоединении к нему предполагается сделать оговорку (заявление), либо возразить против оговорки (заявления), сделанной другим(и) участником(ами) договора, в пояснительную записку следует включать мотивированное обоснование такой необходимости.

Если договор (его проект) содержит основания для ратификации <3>, в пояснительной записке необходимо сослаться на конкретный подпункт п. 1 ст. 15 Закона и/или на п. 2 ст. 15 Закона и статью (пункт) договора, либо на соответствующие положения федеральных законов, перечисленных в п. 82 настоящих Рекомендаций. Предлагаются, например, следующие формулировки для включения в пояснительную записку:

--------------------------------

<3> Об основаниях для ратификации см. п. 82 настоящих Рекомендаций.

"Проект Конвенции содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. В этой связи после подписания она будет подлежать ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации";

"Договор затрагивает вопросы обороноспособности Российской Федерации. В этой связи после подписания он будет подлежать ратификации на основании подпункта "г" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", а также пункта 2 статьи 15 указанного Закона и пункта 4 статьи 16 Договора".

При представлении предложения о подписании договора или присоединении к нему непосредственно Президенту сведения, содержащиеся в иных случаях в пояснительной записке, если они имеют незначительный объем, могут быть включены в сопроводительное письмо Президенту. В таком случае пояснительная записка не направляется.

5.1.5. материалы согласования. В комплект документов должны входить копии писем согласующих органов и организаций о согласовании представляемого предложения. Помимо этого в комплект документов, представляемых в Правительство, должны входить также копии проектов актов Правительства, завизированные руководителями согласующих органов и организаций или их заместителями.

5.2. для предложений, вносимых федеральным органом исполнительной власти в Правительство для последующего представления Президенту (в случаях, когда подлежащее представлению Президенту предложение о подписании договора или присоединении к нему требует предварительного рассмотрения его Правительством):

5.2.1. проект сопроводительного письма Председателю Правительства, в котором указывается основание представления соответствующего предложения (делается ссылка на конкретное положение Закона: п. 2 ст. 9, пп.пп. "б" или "в" п. 1 либо п.п. 2 или 3 ст. 21 Закона), кратко излагаются содержание представляемого предложения и информация о его согласовании.

5.2.2. проект сопроводительного письма от Председателя Правительства Президенту, в котором указывается основание представления соответствующего предложения (делается ссылка на конкретное положение Закона: п. 2 ст. 9, пп. "б" п. 1 либо п.п. 2 или 3 ст. 21 Закона), кратко излагаются сведения о содержании представляемого предложения.

5.2.3. проект постановления Правительства о представлении соответствующего предложения Президенту.

5.2.4. проект распоряжения Президента о подписании договора или присоединении к нему.

5.2.5. заключение Минюста России на проект постановления Правительства.

5.2.6. документы, указанные в п.п. 5.1.3 - 5.1.5 настоящих Рекомендаций.