4. ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Объектами статистического наблюдения по дорожному хозяйству являются автомобильные дороги, искусственные дорожные сооружения на них; сооружения и оборудование, повышающие безопасность дорожного движения; объекты автогазозаправочной инфраструктуры; ремонт автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений на них, затраты на их содержание и ремонт; сельские населенные пункты, имеющие автотранспортную связь по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования или с ближайшей железнодорожной станцией, морским или речным портом (пристанью), аэропортом.

Единицами статистического наблюдения являются владельцы (балансодержатели) автомобильных дорог (в части автомобильных дорог федерального значения - федеральные казенные учреждения, подведомственные Федеральному дорожному агентству, Государственная компания "Российские автомобильные дороги"; в части автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения - органы управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации; в части автомобильных дорог местного значения - органы местного самоуправления муниципальных образований <1>; в части автомобильных дорог необщего пользования - органы местного самоуправления муниципальных образований <1>, юридические лица).

--------------------------------

<1> Имеющие автомобильные дороги в собственности на основе вещного права (например, на балансе муниципального образования, в хозяйственном ведении, в оперативном управлении, в казне муниципального образования).

Субъектами официального статистического наблюдения являются Росавтодор и Росстат.

Методом статистического наблюдения является сбор статистической отчетности, основанный на сплошном наблюдении по формам:

годовой - о протяженности автомобильных дорог, количестве и протяженности искусственных дорожных сооружений на них, количестве сооружений и оборудования, повышающих безопасность дорожного движения, количестве объектов автогазозаправочной инфраструктуры, количестве сельских населенных пунктов, имеющих автотранспортную связь по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования или с ближайшей железнодорожной станцией, морским или речным портом (пристанью), аэропортом.

квартальной - о протяженности отремонтированных автомобильных дорог, количестве и протяженности отремонтированных искусственных дорожных сооружений на них, затратах на содержание и ремонт автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений на них.

Формирование сводных итогов (агрегирование) производится по следующим уровням и классификационным признакам:

- протяженность автомобильных дорог общего и необщего пользования - по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным округам, типам покрытия, категориям дорог (дороги федерального, регионального или межмуниципального значения), по районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям и сухопутным территориям Арктической зоны (дороги местного значения общего пользования, дороги необщего пользования);

- количество и протяженность искусственных дорожных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования - по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным округам, видам сооружений;

- количество объектов, повышающих безопасность движения на автомобильных дорогах общего пользования - по Российской Федерации и видам объектов (дороги федерального и местного значения), субъектам Российской Федерации, федеральным округам (дороги местного значения);

- количество объектов автогазозаправочной инфраструктуры - по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным округам, видам объектов;

- протяженность отремонтированных дорог, количество и протяженность отремонтированных искусственных дорожных сооружений на них, затраты на их содержание и ремонт - по Российской Федерации (дороги федерального и регионального или межмуниципального значения);

- количество сельских населенных пунктов, имеющих автотранспортную связь по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования или с ближайшей железнодорожной станцией, морским или речным портом (пристанью), аэропортом - по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, федеральным округам.

Объекты статистического наблюдения в дорожном хозяйстве характеризуются следующими основными показателями (понятиями), классификациями.

Автомобильная дорога <1> - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

--------------------------------

<1> Здесь и далее в разделе - в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Протяженность автомобильной дороги <1> исчисляется от начального населенного пункта до конечного населенного пункта или до Государственной границы Российской Федерации. Протяженность автомобильной дороги в границах населенного пункта исчисляется от начальной точки до конечной точки автомобильной дороги по ее центральной оси. За условную начальную точку и условную конечную точку отсчета протяженности автомобильной дороги принимаются:

- знак нулевого километра автомобильных дорог, установленный в столице Российской Федерации - городе Москве, для автомобильных дорог, которые начинаются в столице Российской Федерации - городе Москве;

- обособленные подразделения организаций почтовой связи, здание органа государственной власти или органа местного самоуправления либо иные, расположенные в центре населенного пункта здание или сооружение, - для автомобильной дороги, соединяющей населенные пункты;

- пересечение автомобильных дорог - для автомобильной дороги, соединяющей между собой другие автомобильные дороги или примыкающей к ним;

- границы географических, исторических и других объектов для автомобильных дорог общего пользования, соединяющих указанные объекты.

Протяженность отдельных участков, включая улицы (с 2012 года), образующих дорожную сеть, суммируется.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего и необщего пользования <1>.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц <1>.

К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд <1>.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся: дороги федерального значения, относящиеся к федеральной собственности, дороги регионального или межмуниципального значения, относящиеся к собственности субъектов Российской Федерации, дороги местного значения, относящиеся к муниципальной собственности <1>.

Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги <1>:

- соединяющие столицу Российской Федерации - город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации;

- включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.

Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения могут быть автомобильные дороги:

- соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации;

- являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;

- являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта Российской Федерации со столицей Российской Федерации - городом Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального и местного значения и их участки <1>.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения являются автомобильные дороги общего пользования (включая улицы) поселений, муниципальных районов, городских округов <1>.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог <1>.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог <1>.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог <1>.

Утверждение перечней автомобильных дорог общего и необщего пользования местного значения входит в полномочия органов местного самоуправления <1>.

Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали; скоростные автомобильные дороги; обычные автомобильные дороги.

Автомагистрали - автомобильные дороги, которые не предназначены для обслуживания прилегающих территорий и:

- имеют на всей своей протяженности несколько проезжих частей и центральную разделительную полосу, не предназначенную для дорожного движения;

- не пересекают на одном уровне иные автомобильные дороги, а также железные дороги, трамвайные пути, велосипедные и пешеходные дорожки;

- доступ на которые возможен только через пересечения на разных уровнях с иными автомобильными дорогами, предусмотренные не чаще чем через каждые пять километров;

- на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств;

- оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств <1>.

Автомобильные дороги, относящиеся к автомагистралям, должны быть специально обозначены в качестве автомагистралей <1>.

Скоростные автомобильные дороги - автомобильные дороги, доступ на которые возможен только через транспортные развязки или регулируемые перекрестки, на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств и которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств <1>.

К автомагистралям и скоростным автомобильным дорогам могут относиться автомобильные дороги федерального и региональные или межмуниципального значения <1>.

Обычные автомобильные дороги - автомобильные дороги, не относящиеся к автомагистралям и скоростным автомобильным дорогам. Обычные автомобильные дороги могут иметь одну или несколько проезжих частей <1>.

Классификация автомобильных дорог (в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств) и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В зависимости от типа покрытия автомобильные дороги разделяются на автомобильные дороги с твердым покрытием и грунтовые автомобильные дороги.

К твердому покрытию автомобильных дорог относится усовершенствованное покрытие (цементобетонное, асфальтобетонное, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами) и покрытие переходного типа (из щебня и гравия (шлака), не обработанных вяжущими материалами, каменные мостовые; из грунтов и местных малопрочных материалов, обработанных вяжущими материалами)).

Грунтовая дорога - автомобильная дорога, устроенная из естественного грунта или грунта, укрепленного добавками других материалов, и не имеющая твердого покрытия.

Кроме того, учитывается протяженность автозимников.

Дорога зимняя (автозимник) - дорога, проезжая часть которой (сплошная или колейная) построена из льда, намораживаемого послойно, или из уплотненного снега и льда, а также проложенная непосредственно по замерзшей поверхности рек и озер. Действует до оттаивания ледяного покрытия <1>.

Протяженность автозимников и ледовых переправ не включается в протяженность автомобильных дорог.

Из общей протяженности автомобильных дорог общего пользования выделяется протяженность автомобильных дорог, не отвечающих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию. К числу таких требований относятся: ровность и сцепные качества дорожного покрытия, расстояние видимости, прочность дорожной одежды и т.д.

Требования определяются действующими нормативными актами.

Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием - протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в километрах, приходящаяся на единицу площади территории (на 1000 км2) Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. Характеризует уровень развития сети автомобильных дорог.

Для характеристики автодорожной сети в сельской местности также используется показатель "доля сельских населенных пунктов, имеющих автотранспортную связь по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования или с ближайшей железнодорожной станцией, морским или речным портом (пристанью), аэропортом в общем количестве сельских населенных пунктов".

Определяется как отношение количества сельских населенных пунктов, имеющих автотранспортную связь по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования или с ближайшей железнодорожной станцией, морским или речным портом (пристанью), аэропортом, к общему количеству сельских населенных пунктов, в процентах.

Сельские населенные пункты считаются имеющими связь по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования, если они находятся на дороге общего пользования или на расстоянии от нее (до ближайшего строения) не более 100 метров (например: при отсутствии водных преград в виде ручья, реки). При наличии специального нормативного акта субъекта Российской Федерации, определяющего другие критерии определения наличия автотранспортной связи, за основу расчетов принимаются критерии этого документа.

При наличии специального нормативного акта субъекта Российской Федерации, определяющего другие критерии определения наличия автотранспортной связи, за основу расчетов принимаются критерии этого документа.

К числу искусственных дорожных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования относятся мосты, путепроводы и эстакады, тоннели, пешеходные переходы в разных уровнях, водопропускные трубы, скотопрогоны.

Мост - сооружение, состоящее из опор и пролетных строений, предназначенное для пропуска транспортных путей через водные преграды <1>.

Путепровод - мостовое сооружение для пропуска одной транспортной магистрали над другой в разных уровнях <1>.

Эстакада - мостовое сооружение для пропуска транспортной магистрали на некоторой высоте над поверхностью земли, чтобы пространство под ней могло быть использовано для различных целей, или устраиваемое вместо насыпи на подходах к мостам <1>.

Тоннель автодорожный - подземное или подводное сооружение, предназначенное для устройства автомобильной дороги через толщу земли, горный массив или под водным препятствием <1>.

Протяженность пешеходных переходов в разных с автомобильной дорогой уровнях (эстакадные, подземные) включает сумму длин лестничных маршей, пандусов. Сведения о пешеходных переходах "зебра" не включаются в протяженность пешеходных переходов в разных с автомобильной дорогой уровнях <1>.

Скотопрогон - сооружение, предназначенное для пересечения автомобильной дороги стадами скота <1>.

К основным сооружениям и оборудованию, повышающим безопасность дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования, относятся транспортные развязки в разных уровнях, переходно-скоростные полосы, укрепленные обочины, дорожные ограждения, пешеходные переходы, светофорные объекты, дорожные знаки и указатели, линии освещения на автомобильных дорогах и искусственных дорожных сооружениях и т.д.

К числу объектов автогазозаправочной инфраструктуры на автомобильных дорогах общего пользования относятся автозаправочные станции.

Автозаправочная станция (АЗС) - комплекс оборудования, предназначенный для заправки транспортных средств топливом <1>.

Выделяются многотопливные заправочные станции (МТЗС), автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС), автомобильные газозаправочные станции (АГЗС), криогенные газозаправочные станции (КриоГЗС), электрические заправочные станции (ЭЗС), а также АЗС, на территории которых предусмотрена заправка транспортных средств только жидким моторным топливом (бензин, дизельное топливо):

МТЗС - обособленный объект заправки и сервиса (совокупность зданий, сооружений, технологического оборудования и инженерных коммуникаций), предназначенный для получения, хранения и заправки транспорта жидкими и газовыми моторными топливами <1>;

АГНКС - обособленный объект заправки (совокупность зданий, сооружений, технологического оборудования и инженерных коммуникаций) предназначенный для производства, накопления и выдачи компримированного природного газа с целью заправки транспорта <1>;

АГЗС - комплекс оборудования, осуществляющий заправку автомобилей и других транспортных средств, двигатели которых конвертированы или изначально рассчитаны на работу на сжиженном нефтяном газе и имеют соответствующую систему <1>;

КриоАГЗС - объект потребления сжиженного природного газа, предназначенный для приема и хранения сжиженного природного газа с последующей заправкой транспортных средств <1>;

ЭЗС - электрическая зарядная станция (колонка) для электротранспорта (электротехническое устройство, оснащенное разъемами и коннекторами, необходимыми для подключения электротранспорта, совместимого с различными стандартами, и позволяющее производить зарядку тяговых батарей электротранспорта в различных режимах) <1>.

Передвижные АЗС, а также АЗС, обслуживающие только организации, в общем количестве АЗС не учитываются.

Ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения и искусственных дорожных сооружений на них характеризуется, в частности, общей протяженностью отремонтированных и капитально отремонтированных автомобильных дорог с твердым покрытием; линейной протяженностью дорог с нанесенной разметкой; количеством и протяженностью отремонтированных водопропускных труб; количеством и протяженностью отремонтированных и капитально отремонтированных мостов, путепроводов, автодорожных тоннелей.

В затраты по ремонту автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений на них включают произведенные затраты по завершенному и незавершенному производству, объектам, сданным и готовым к сдаче в эксплуатацию, а также объектам, по которым предусмотренные контрактом работы к концу отчетного периода не были закончены.