5. ГОРОДСКОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ

Объектами статистического наблюдения на городском электрическом транспорте являются перевозки пассажиров, подвижной состав, путь (линия), станции метрополитена, маршрутная сеть и аварийность с подвижным составом метрополитена.

Единицей статистического наблюдения являются юридические лица, осуществляющие эксплуатацию и обслуживание городского наземного электрического транспорта (трамвайные, троллейбусные, трамвайно-троллейбусные организации, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, организации других видов деятельности, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, имеющие на своем балансе хозяйство горэлектротранспорта, и юридические лица, осуществляющие перевозочную деятельность на метрополитенах).

Субъектом официального статистического учета является Росстат.

Методом статистического наблюдения на городском электрическом транспорте является сбор годовой статистической отчетности, основанный на сплошном наблюдении.

Формирование сводных итогов (агрегирование информации) производится в целом по Российской Федерации и каждому виду городского электрического транспорта.

Объекты статистического наблюдения на городском электрическом транспорте характеризуются следующими основными показателями (понятиями), классификациями.

Перевозки пассажиров включают пассажиров с платным проездом (в том числе пассажиров льготных категорий) и пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда.

В число пассажиров с платным проездом включаются пассажиры:

- купившие проездные билеты;

- пользующиеся проездными билетами, оплаченными организациями;

- имеющие право на меры социальной поддержки, купившие проездные билеты за наличные средства (социальные проездные билеты, разовые проездные билеты (талоны) с предоставлением скидок), независимо от уплаченной за них суммы.

В число платных пассажиров не включаются пассажиры, пользующиеся правом бесплатного проезда, получившие социальные проездные билеты бесплатно, а также совершающие поездки на основании документа, подтверждающего наличие льготы.

Число пассажиров с платным проездом на городском наземном электрическом транспорте определяется следующим образом:

на трамвайном (троллейбусном) транспорте

- при продаже отдельным гражданам по установленному тарифу разовых билетов (талонов), в том числе социальных разовых проездных билетов (талонов), на одну поездку в трамвае (троллейбусе) с кондуктором или без кондуктора, число перевезенных пассажиров принимается равным количеству проданных разовых билетов (талонов);

- при применении автоматизированной системы контроля проезда (АСКП) по магнитным билетам или бесконтактным смарт-картам число перевезенных пассажиров определяется по данным этой системы;

- при продаже отдельным гражданам и организациям по установленному тарифу проездных билетов долговременного пользования, в том числе социальных проездных билетов, число перевезенных пассажиров за месяц определяется умножением количества проданных билетов на количество поездок в месяц, которое устанавливается органами местного самоуправления на основании результатов проведенных натурных обследований или на определенное экспертно количество поездок.

на метрополитене

- число пассажиров, прошедших на платформу на основании разовой оплаты поездки (т.е. прошедших через автоматизированный контроль прохода АКП по жетонам и через АКПУ-М по магнитным билетам), определяется по количеству жетонов, использованных пассажирами для оплаты проезда, и на основании показаний считывающих устройств АКПУ-М с магнитных билетов;

- число пассажиров, перевезенных на основании платных и льготных проездных билетов, в том числе социальных проездных билетов, определяется:

при наличии считывающих устройств - по фактическим данным проезда по билетам (магнитным билетам, бесконтактным смарт-картам и т.п.);

при отсутствии считывающих устройств - как сумма произведений количества проданных билетов и количества совершаемых по ним поездок, устанавливаемых на основании результатов проведенных метрополитенами натурных обследований, или принимается экспертно:

- по билетам, оплаченным гражданами - 60 поездок в месяц;

- по билетам, оплаченным организациями - 60 поездок в месяц;

- по социальным проездным билетам - 30 поездок в месяц.

Число перевезенных пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда, определяется на основании периодически проводимых натурных обследований пассажиропотоков. При отсутствии данных натурных обследований число перевезенных пассажиров определяется из расчета 30 поездок в месяц на каждом виде транспорта для всех категорий лиц, пользующихся правом бесплатного проезда.

Число лиц с правом бесплатного проезда при отсутствии считывающих устройств определяется на основании сведений о количестве выданных документов (организациями, осуществляющими выдачу документов на бесплатный проезд (например, органами местного самоуправления, городскими военными комиссариатами, местными органами социальной защиты)), дающих право на бесплатный проезд отдельным категориям граждан.

Пассажирооборот определяется умножением числа перевезенных пассажиров на среднее расстояние поездки пассажира. Среднее расстояние поездки пассажира определяется на основании периодически проводимого обследования пассажиропотоков трамвайных (троллейбусных) линий, метрополитена.

Подвижной состав городского электрического транспорта учитывается по состоянию на конец года и включает в себя:

на трамвайном (троллейбусном) транспорте - пассажирские инвентарные трамвайные вагоны и троллейбусы, числящиеся на балансе отчитывающейся организации и принадлежащие ей как на правах собственности, так и на правах хозяйственного ведения, оперативного управления или безвозмездного пользования, а также пассажирский подвижной состав, приобретенный по договорам лизинга (долгосрочная аренда подвижного состава с возможностью его последующего выкупа арендатором (по остаточной стоимости)). Форма лизинга определяется договором, заключаемым между владельцем подвижного состава и организацией, получившей право эксплуатации подвижного состава.

на метрополитене - пассажирские вагоны, числящиеся на балансе отчитывающейся организации.

Из общего числа пассажирских трамвайных вагонов и троллейбусов выделяется подвижной состав:

оборудованный для перевозки маломобильных групп населения;

оснащенный аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS.

Понятия (определения) "маломобильные группы населения", "подвижной состав, оборудованный для перевозки маломобильных групп населения" и "аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS" приведены в разделе 3 "Автомобильный транспорт" данных Методологических положений.

Из общего числа станций метрополитена выделяются станции метрополитена, доступные для маломобильных групп населения (станции, оборудованные лифтом для инвалидов).

Подвижной состав учитывается по количеству с распределением по пассажировместимости и возрастным группам.

Общая пассажировместимость подвижного состава определяется путем умножения инвентарного числа подвижного состава по типам на их вместимость, в соответствии с техническим паспортом (на трамвайном и троллейбусном транспорте из расчета 5 человек на 1 кв. метр свободной площади пола, на метрополитене - из расчета 4,5 человек на 1 кв. метр свободной площади пола плюс места для сидения) и суммированием полученных произведений.

Пассажировместимость по числу мест для сидения определяется путем умножения инвентарного числа подвижного состава по типам на их вместимость по количеству мест для сидения в соответствии с техническим паспортом и суммированием полученных произведений.

В развернутую длину пути (линии) в однопутном исчислении включается:

на трамвайном (троллейбусном) транспорте - длина всех находящихся на балансе хозяйства путей (линий) на конец отчетного года: пассажирских, грузовых, деповских, разъездов, узлов, поворотных колец и других путей. Для определения протяженности трамвайных путей, троллейбусных линий в однопутном исчислении необходимо к длине однопутных участков прибавить удвоенную протяженность двухпутных участков, при этом разъезды на однопутном трамвайном пути учитываются как двухпутные участки;

на метрополитене - сумма длин главных путей, станционных путей, соединительных ветвей и других путей.

Эксплуатационная длина пассажирского пути (линии) в двухпутном (двухлинейном) исчислении представляет собой:

на трамвайном (троллейбусном) транспорте - общую длину участков трамвайных путей (троллейбусных линий), включая разъезды и поворотные кольца и определяется в двухпутном (двухлинейном) исчислении, на двухпутных (двухлинейных) участках эксплуатационная длина измеряется по оси пути (линии) с наименьшей длиной. Если движение туда и обратно осуществляется по разным (параллельным) улицам, по двум сторонам бульвара или полосы для безрельсового транспорта, протяжение обоих путей (линий) следует сложить и разделить на два. Протяжение эксплуатационного пассажирского пути в двухпутном (двухлинейном) исчислении, как правило, примерно в два раза меньше протяжения пассажирского пути (линии) в однопутном исчислении.

на метрополитене - протяженность главного пути, измеренная между осями станций.

Протяжение пути скоростного трамвая показывается на основании документации о приеме на баланс трамвайной организации пути скоростного трамвая в соответствии с техническими условиями эксплуатации, закладываемыми в специальный индивидуальный проект при строительстве.

Скоростной трамвай - это современная транспортная система, обеспечивающая высокую безопасность и скорость движения вагонов (до 80 км/ч) благодаря обустройству трамвайной линии и подвижного состава по специальной технологии.

В число маршрутов по состоянию на конец года включается общее число трамвайных (троллейбусных) маршрутов, имеющихся в городе.

Аварийность с подвижным составом метрополитена характеризуется количеством происшествий при поездной и маневровой работе (крушений и аварий), числом погибших и раненых в них.

К крушениям поездов относятся: столкновения поездов с другими поездами и подвижным составом, сходы подвижного состава в поездах на главных путях перегонов и станций, в результате которых: погибли или ранены люди; или разбит подвижной состав до степени исключения из инвентаря; или допущен полный перерыв движения поездов хотя бы по одному из путей перегона в течение 3-х и более часов.

К авариям относятся: столкновения поездов с другими поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава в поездах на главных путях перегонов и станций, не имеющие последствий, указанных выше; столкновения и сходы подвижного состава при маневрах и других передвижениях, в результате которых: погибли или ранены люди; или разбит подвижной состав до степени исключения из инвентаря; или допущен полный перерыв движения поездов хотя бы по одному из путей перегона в течение 3-х и более часов; затопление, пожар, нарушение целостности конструкций сооружений и другие случаи, связанные с несоблюдением условий безопасности движения, вызвавшие полный перерыв движения поездов хотя бы по одному из путей перегона в течение 3-х и более часов.