IV. Требования к кранам группы Б

248. Для кранов группы Б должны быть выполнены все требования, установленные в главе III настоящих Правил, если иное не установлено настоящей главой.

249. Краны и грузозахватные приспособления должны соответствовать установленным для них функциональным требованиям.

Комплектующие кранов и грузозахватных приспособлений должны сохранять работоспособность и целостность в проектных условиях на протяжении назначенного срока службы, что должно подтверждаться испытаниями или опытом эксплуатации.

250. Единичный отказ кранов и грузозахватных приспособлений не должен влиять на их способность выдерживать рабочие нагрузки и на безопасность ОИАЭ.

251. Краны должны быть оборудованы ОГП (для каждой грузовой лебедки), если возможна их перегрузка по технологии производства.

252. Конструкция ОГП должна обеспечивать автоматическое включение звуковой и световой сигнализации на пульте управления краном при срабатывании ОГП, а также при его отказах.

253. Приводы всех механизмов кранов, за исключением механизмов с гидравлическим приводом, в которых в качестве исполнительного устройства используется гидроцилиндр, должны иметь автоматически действующие тормоза. Каждая лебедка механизма подъема должна иметь два тормоза (основной и дополнительный), должно быть обеспечено действие каждого из тормозов лебедки независимо друг от друга. Основной тормоз должен быть установлен либо на реборде барабана механизма подъема, либо на валу редуктора. Дополнительный тормоз может размещаться в любом месте кинематической цепи механизма подъема. С учетом действия эксплуатационной нагрузки каждый из тормозов должен быть рассчитан с коэффициентом запаса торможения не менее 1,5.

(п. 253 в ред. Приказа Ростехнадзора от 11.12.2023 N 447)

(см. текст в предыдущей редакции)

254. Ускорения (замедления) механизмов крана, возникающие при пуске, остановке и переходе с одной скорости на другую, не должны превышать 0,2 м/с2 для горизонтальных перемещений груза и 0,1 м/с2 - для вертикальных перемещений.

255. Конструкция узлов механизмов кранов и марки применяемых смазочных материалов должны исключать возможность загрязнения смазкой как самого крана, так и пространства под ним. В случае необходимости на кране должны быть предусмотрены приспособления, исключающие попадание смазки на расположенное под краном оборудование.

256. Механизмы подъема груза должны иметь два независимых концевых выключателя. Срабатывание каждого из них должно приводить к остановке приводов механизмов.

257. Второй концевой выключатель должен срабатывать после прохождения крюковой подвеской положения первого концевого выключателя в случае его отказа.

258. При срабатывании первого или второго концевого выключателя груз не должен самопроизвольно опускаться.

259. При положении крюковой подвески, соответствующем срабатыванию первого концевого выключателя, должна включаться звуковая сигнализация.

260. Для крана, управляемого из кабины или со стационарного поста управления (далее - стационарный пост), срабатывание блокировок или первого концевого выключателя при достижении механизмами крана недопустимых положений или движений должно дополнительно сопровождаться включением сигнализации (световой или звуковой) в кабине управления крана (на стационарном посту).

261. При приведенном в действие втором концевом выключателе в кабине управления крана (на стационарном посту) должна быть включена световая сигнализация, которая может быть выключена только после выяснения причины и устранения неисправности, приведшей к продолжению работы привода после прохождения крюком крана положения, при котором должен срабатывать первый концевой выключатель.

262. После опускания груза эксплуатация крана не допускается до определения и устранения причин отказа первого концевого выключателя.

263. На кранах с дистанционным управлением и приводным грузозахватным устройством должны быть предусмотрены световая или звуковая сигнализация, регистрирующая полное замыкание грузозахватного органа, и наличие блокировок, исключающих подъем груза при незамкнутом состоянии грузозахватного органа и его несанкционированное размыкание.

264. Сигналы о срабатывании ОГП, блокировок или концевых выключателей должны быть хорошо различимы и слышимы для персонала, управляющего механизмами крана.

265. Краны мостового типа грузоподъемностью более 10 т и группы классификации (режима) не менее A6, а также краны стрелового типа должны быть оборудованы регистраторами параметров их работы для учета выработанного ресурса (в том числе при продлении назначенного срока службы крана).

266. Регистраторы параметров работы крана для предотвращения несанкционированного доступа должны быть опломбированы. Места пломбирования регистраторов параметров работы должны быть указаны в руководстве (инструкции) по эксплуатации крана.

267. Электрическая схема механизма подъема крана, имеющего многодвигательный электрический привод, должна обеспечивать в случае выхода из строя одного из приводных электрических двигателей продолжение технологической операции при условии отключения от электрической сети поврежденного двигателя коммутационным аппаратом ручного управления.

268. Электрооборудование крана должно иметь защиту от замыкания на землю.

Программно-технические средства, применяемые в электрооборудовании крана, должны быть продублированы независимыми аппаратными средствами, обеспечивающими:

а) аварийное отключение крана крановщиком с пульта управления;

б) аварийное отключение соответствующего механизма подъема или всего крана при превышении скорости движения груза;

в) аварийное отключение соответствующего механизма подъема или всего крана при срабатывании ОГП или второго концевого выключателя.