X. Техническое освидетельствование кранов

319. Краны должны подвергаться техническому освидетельствованию до пуска в работу в форме полного технического освидетельствования, а также в процессе эксплуатации в формах полного и частичного технического освидетельствования.

Техническое освидетельствование должно проводиться согласно руководству (инструкции) по эксплуатации крана с учетом требований настоящих Правил.

320. При полном техническом освидетельствовании кран должен подвергаться:

а) осмотру элементов крана, указанных в руководстве (инструкции) по эксплуатации;

б) статическим испытаниям;

в) динамическим испытаниям.

При частичном техническом освидетельствовании статические и динамические испытания крана не проводятся.

321. Частичное техническое освидетельствование должно проводиться не реже одного раза в 12 месяцев, полное техническое освидетельствование - не реже одного раза в 3 года, за исключением кранов, эпизодически используемых при ремонтах и профилактических работах (далее - редко используемые краны).

Отнесение кранов к категории редко используемых (с соответствующим обоснованием в ООБ ОИАЭ) осуществляется эксплуатирующей организацией.

Редко используемые краны должны подвергаться частичному техническому освидетельствованию не реже одного раза в два года, полному техническому освидетельствованию - не реже одного раза в 5 лет.

322. Краны, установленные в необслуживаемых помещениях ОИАЭ, за исключением полярных кранов, должны проходить полное техническое освидетельствование с учетом условий эксплуатации ОИАЭ во время очередного планово-предупредительного ремонта, но не реже одного раза в 2 года (для атомных энергетических установок - не реже одного раза в топливную кампанию).

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 11.12.2023 N 447)

(см. текст в предыдущей редакции)

Полярные краны должны подвергаться частичному техническому освидетельствованию в соответствии с утвержденной в эксплуатирующей организации программой проверки работоспособности механизмов, электрооборудования, приборов безопасности, тормозов и ходовых колес, а также аппаратуры управления, освещения и сигнализации перед очередным планово-предупредительным ремонтом не реже одного раза в топливную кампанию, а полному техническому освидетельствованию - не реже одного раза в 5 лет.

(абзац введен Приказом Ростехнадзора от 11.12.2023 N 447)

323. Внеочередное полное техническое освидетельствование крана проводится после:

а) окончания строительства (сооружения) ОИАЭ (для кранов, используемых при выполнении строительно-монтажных работ на этапе строительства (сооружения) ОИАЭ);

б) монтажа на новом месте (кроме кранов стрелового типа и быстромонтируемых башенных кранов);

в) модернизации крана;

г) ремонта металлоконструкций с заменой несущих (расчетных) элементов или узлов с применением сварки;

д) установки сменного стрелового оборудования или замены стрелы;

е) капитального ремонта или замены грузовой или стреловой лебедки;

ж) воздействия на кран проектного или максимального расчетного землетрясения;

з) установки на кране нового ограничителя грузоподъемности.

324. После внеочередного технического освидетельствования крана срок проведения его очередного технического освидетельствования должен исчисляться с даты завершения внеочередного технического освидетельствования крана.

325. После замены изношенных грузовых, стреловых или других канатов, а также во всех случаях перепасовки канатов должна производиться проверка правильности запасовки и надежности крепления концов канатов, а также обтяжка канатов рабочим грузом, о чем должна быть сделана запись в паспорте крана специалистом, ответственным за содержание кранов в работоспособном состоянии.

326. Для проведения технического освидетельствования крана эксплуатирующая организация должна назначить комиссию, в состав которой должны быть включены от эксплуатирующей организации специалист, ответственный по надзору за безопасной эксплуатацией кранов, и специалист, ответственный за содержание кранов в работоспособном состоянии.

327. Техническое освидетельствование имеет целью установить, что:

а) кран и его установка соответствуют настоящим Правилам, паспортным данным и представленной для регистрации документации;

б) кран находится в состоянии, обеспечивающем его безопасную работу.

328. Нормы браковки рельсового пути, канатов и элементов крана должны быть указаны в руководстве (инструкции) по эксплуатации. При отсутствии в руководстве (инструкции) по эксплуатации соответствующих норм браковка канатов и элементов кранов проводится в соответствии с приложениями N 5 - 8 к настоящим Правилам.

329. Результаты технического освидетельствования крана комиссией с указанием срока следующего технического освидетельствования заносятся в паспорт крана специалистом, ответственным по надзору за безопасной эксплуатацией кранов, принимавшим участие в техническом освидетельствовании.

При освидетельствовании вновь смонтированного крана запись в паспорте должна подтверждать, что кран смонтирован и установлен в соответствии с настоящими Правилами, руководством (инструкцией) по эксплуатации и выдержал испытания.

Запись в паспорте работоспособного крана, подвергнутого периодическому техническому освидетельствованию, должна подтверждать, что кран отвечает требованиям настоящих Правил, находится в исправном состоянии и выдержал испытания.

330. Краны, не прошедшие техническое освидетельствование в установленный срок, к работе не допускаются.