Глава 8. Контроль соблюдения законодательства о рекламе

1. С 25.05.2015 вступил в силу Федеральный закон от 04.11.2014 N 338-ФЗ "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "О рекламе", который закрепляет органы государственной власти, ответственные за реализацию нормы о том, что при трансляции рекламы уровень громкости ее звука, а также уровень громкости звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи. Соотношение уровня громкости звука рекламы и уровня громкости звука прерываемой ею телепрограммы или телепередачи определяется на основании Методики измерения уровня громкости звука рекламы в телепрограммах и телепередачах, утвержденной федеральным антимонопольным органом и разработанной на основе рекомендаций в области нормирования звуковых сигналов в телерадиовещании, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации.

В целях реализации данной нормы был принят приказ ФАС России от 22.05.2015 N 374/15 "Об утверждении Методики измерений соотношения уровня громкости рекламы и среднего уровня громкости прерываемой рекламой теле- и радиопрограммы", установивший порядок проведения необходимых измерений.

В связи с недопустимым уровнем громкости звука рекламы ФАС России был рассмотрен ряд дел

Частью 12 статьи 14 и частью 11 статьи 15 Федерального закона "О рекламе" на антимонопольный орган возложена обязанность осуществлять надзор за соблюдением соответствия уровня громкости звука рекламы или анонсов уровню громкости прерываемых ими теле-, радиопрограмм или теле-, радиопередач как в ходе мониторинга телерадиовещания, так и в рамках осуществления плановых и внеплановых проверок, в том числе при поступлении соответствующих обращений юридических и физических лиц в целях защиты интересов и прав граждан в этой области.

В феврале 2016 года было возбуждено производство по делу N 3-14-2/00-08-16 в отношении ООО "ТЕЛЕКАНАЛ ТВ3" по признакам нарушения Федерального закона "О рекламе", выразившемся в превышении уровня громкости звука рекламы, сообщения о рекламе, анонсов и информации о телеканале над уровнем громкости звука телепередачи, транслировавшейся 07.12.2015 в период с 11 часов 05 минут до 12 часов 00 минут в г. Москве на телеканале "ТВ3".

ФАС России признала действия ООО "ТЕЛЕКАНАЛ ТВ3" нарушающими требования части 12 статьи 14 Федерального закона "О рекламе", выразившиеся в распространении сообщения о рекламе, информации о телеканале, рекламы и анонсов, уровень громкости звука которых превышает уровень громкости звука прерываемой ими телепрограммы на телеканале "ТВ3" и вынес предписание о прекращении нарушения по делу N 3-14-2/00-08-16.

ООО "ТЕЛЕКАНАЛ ТВ3" привлечено к административной ответственности в виде штрафа за нарушение законодательства о рекламе.

На основании заявления гражданки Российской Федерации в период с 01.03.2016 по 18.03.2016 сотрудниками ФАС России проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "КХЛ-Маркетинг" (телеканал "КХЛ").

В рамках проведения указанной проверки ФАС России произведена запись эфира телеканала "КХЛ" с целью проведения измерения соотношения уровня громкости рекламы и среднего уровня громкости прерываемой рекламой телепередачи в записи телеканала "КХЛ" в соответствии с требованиями части 12 статьи 14 Федерального закона "О рекламе".

При измерении соотношения уровня громкости звука блоков рекламы, сообщений о рекламе, анонсов, логотипов телеканала и уровня громкости звука прерываемой ими телепередачи выявлено превышение более чем на 1,5 дБ уровня громкости звука рекламы над уровнем громкости звука телепередачи.

По результатам внеплановой выездной проверки возбуждено производство по делу N 3-14-19/00-08-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО КХЛ-Маркетинг".

ФАС России признала действия ООО "КХЛ-Маркетинг", выразившиеся в распространении рекламы с уровнем громкости звука превышающем прерываемую ею телепрограмму на телеканале "КХЛ", нарушающими требования части 12 статьи 14 Федерального закона "О рекламе".

ООО "КХЛ-Маркетинг" привлечено к административной ответственности в виде штрафа за нарушение законодательства о рекламе.

В период с 14.03.2016 по 01.04.2016 сотрудниками ФАС России проведена плановая выездная проверка в отношении ОАО "НТВ-ПЛЮС".

В рамках проведения указанной проверки ФАС России произведена запись эфира телеканала "Наше новое кино" с целью проведения измерения соотношения уровня громкости рекламы и среднего уровня громкости прерываемой рекламой телепередачи в записи телеканала "Наше новое кино" в соответствии с требованиями части 12 статьи 14 Федерального закона "О рекламе".

Измерение соотношения уровня громкости звука блоков рекламы, сообщений о рекламе, анонсов, логотипов телеканала и уровня громкости звука прерываемой ими телепередачи производилось с помощью средства измерения Комплекс программно-аппаратный "АСК-громкость" и выявило превышение уровня громкости звука рекламы, анонсов, сообщений о рекламе, заставок телеканала над уровнем громкости звука фрагментов телепередач более чем на 1,5 дБ в 27 случаях.

По результатам плановой выездной проверки возбуждено производство по делу 3-14-23/00-08-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО "ТПО Ред Медиа" (рекламораспространитель на телеканале "Наше новое кино").

ФАС России признала действия ООО "ТПО Ред Медиа", выразившиеся в распространении рекламы, анонсов, сообщений о рекламе и заставок телеканала, превышающих уровень громкости звука прерываемой ими телепрограммы на телеканале "Наше новое кино", нарушающими требования части 12 статьи 14 Федерального закона "О рекламе".

ООО "ТПО Ред Медиа" привлечено к административной ответственности в виде штрафа за нарушение законодательства о рекламе в размере 100 тыс. рублей.

В период с 07.11.2016 по 18.11.2016 ФАС России проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "ТПО Ред Медиа", предметом которой являлось исполнение ранее выданного предписания о прекращении нарушения требований части 12 статьи 14 Федерального закона "О рекламе", а именно о прекращении распространения рекламы, анонсов, сообщений о рекламе и заставок телеканала, превышающих уровень громкости звука прерываемой ими телепрограммы на телеканале "Наше новое кино".

В рамках проведения указанной проверки, ФАС России произведена запись эфира телеканала "Наше новое кино" с целью проведения измерения соотношения уровня громкости рекламы и среднего уровня громкости прерываемой рекламой телепередачи в записи телеканала "Наше новое кино" в соответствии с требованиями части 12 статьи 14 Федерального закона "Орекламе".

Измерение соотношения уровня громкости звука блоков рекламы, сообщений о рекламе, анонсов, логотипов телеканала и уровня громкости звука прерываемой ими телепередачи производилось с помощью средства измерения Комплекс программно-аппаратный "АСК-громкость" и выявило превышение уровня громкости звука рекламы, анонсов, сообщений о рекламе, заставок телеканала над уровнем громкости звука фрагментов телепередач более чем на 1,5 дБ в 9 случаях.

По результатам плановой выездной проверки возбуждено дело N 4-19.5-1626/00-08-16 об административном правонарушении, установлена вина ООО "ТПО Ред Медиа" в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы, анонсов, сообщений о рекламе и заставок телеканала, превышающих уровень громкости звука прерываемой ими телепрограммы на телеканале "Наше новое кино".

ООО "ТПО Ред Медиа" привлечено к административной ответственности в виде штрафа за нарушение законодательства о рекламе в размере 300 тыс. рублей.

Указанные дела имеют высокую социальную значимость в вопросе защиты граждан Российской Федерации от рекламы или анонсов, уровень громкости звука которых превышает уровень громкости прерываемых ими теле-, радиопрограмм или теле-, радиопередач.

2. В 2016 году Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) и Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) заключили Соглашение о взаимодействии в целях реализации государственной политики в области распространения рекламы в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, соответствующей положениям законодательства Российской Федерации в части соотношения уровня громкости рекламы и среднего уровня громкости прерываемой рекламой теле- и радиопрограммы.

Соглашение является продолжением совместной работы ФАС России и Минкомсвязи России, направленной на урегулирование вопросов, связанных с контролем уровня громкости звука рекламы в теле-, радиопрограммах. В соответствии с Соглашением ФАС России сможет при необходимости запрашивать у Минкомсвязи России информацию о возможности обеспечения организации точки подключения оборудования антимонопольного органа к техническим средствам операторов связи, в том числе государственного оператора связи федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", для осуществления сотрудниками антимонопольного органа записи телепрограмм, радиопрограмм, транслируемых посредством данных технических средств, и необходимую для осуществления надзора за соблюдением законодательства о рекламе.

Минкомсвязь России будет содействовать в организации взаимодействия ФАС России и ее территориальных органов с операторами связи, в том числе государственным оператором связи, транслирующими сигналы телерадиоканалов, в целях осуществления надзора за соблюдением законодательства о рекламе, а также путем взаимодействия с операторами связи оказывать содействие в обеспечении возможности осуществления записи сотрудниками антимонопольного органа телепрограмм, радиопрограмм посредством организации точки подключения оборудования ФАС России к техническим средствам операторов связи, в том числе государственного оператора связи, являющихся источником телерадиосигнала эфирного аналогового вещания, эфирного цифрового вещания, для осуществления записи фрагмента эфира телепрограммы, телепередачи, радиопрограммы, радиопередачи в виде медиафайлов, содержащих звуковую и/или видеоинформацию.

3. ФАС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации N ИШ-П13-6366 от 06.09.2013 доработала проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О рекламе" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", касающийся поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере распространения наружной рекламы. Законопроект создает условия для повышения "прозрачности" условий ведения предпринимательской деятельности и государственного регулирования в сфере распространения наружной рекламы посредством введения норм, направленных на раскрытие информации об аффилированных лицах в сфере распространения наружной рекламы, а также о заключенных договорах и выданных разрешениях на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а также формирует условия, препятствующие монополизации в сфере распространения наружной рекламы. 15 февраля 2017 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации законопроект принят в первом чтении.

Задачи:

пресечение и снижение количества актов недобросовестной конкуренции и фактов ненадлежащей рекламы со стороны хозяйствующих субъектов;

повышение эффективности реализации функций предупреждения и пресечения нарушений антимонопольного законодательства в форме недобросовестной конкуренции посредством института предупреждения по делам о нарушении главы 2.1 Закона о защите конкуренции

участие в работе над проектами изменений в законодательство Евразийского экономического союза, направленных на совершенствование принципа исчерпания исключительных прав на товарный знак;

мониторинг эфира телепрограмм и радиопрограмм на предмет соблюдения требований законодательства о рекламе (контроль за уровнем звука рекламы);

разработка предложений по внесению изменений в Федеральный закон "О рекламе" в части требований к рекламе в сети "Интернет";

подготовка изменений в Федеральный закон "О рекламе" для обеспечения возможности предоставления услуги "Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на соответствующей территории, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций" в электронной форме во исполнение Плана мероприятий по оптимизации услуг в сфере размещения наружной рекламы, утвержденного на заседании подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 18.08.2015 N 339пр).