Глава 9. Международное сотрудничество ФАС России

ФАС России проводила активную работу в рамках международного сотрудничества.

Важным направлением работы ФАС России традиционно было сотрудничество с ведущими международными организациями, специализирующимися на вопросах защиты и развития конкуренции, такими как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международная конкурентная сеть (МКС), Форум "Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества" (АТЭС).

Центральным событием прошедшего периода в рамках взаимодействия с ОЭСР стало участие делегации ФАС России во главе с руководителем Службы И.Ю. Артемьевым в заседании Комитета по конкуренции ОЭСР и его Рабочих групп в июне 2016 года.

Данный визит был обусловлен приглашением И.Ю. Артемьева представить доклад о развитии конкурентного законодательства и политики в Российской Федерации, что является показателем особого интереса к российскому опыту со стороны ОЭСР и стран - членов Организации и положительной динамики развития взаимодействия между Российской Федерацией и ОЭСР в целом, несмотря на приостановку ее вступления в Организацию. И.Ю. Артемьев доложил об изменении полномочий ФАС России в части тарифного регулирования, о последних изменениях российского антимонопольного законодательства, подготовленных, в том числе, с учетом Рекомендаций ОЭСР, об основных направлениях международного сотрудничества российского конкурентного ведомства.

Председатель Комитета по конкуренции ОЭСР Фредерик Женни отметил актуальность доклада И.Ю. Артемьева и выразил надежду на продолжение активного сотрудничества ФАС России и ОЭСР.

Помимо этого, делегация ФАС России приняла участие и выступила с докладами в других дискуссиях в рамках заседаний Комитета по конкуренции ОЭСР и его Рабочих групп, в частности, по вопросам взаимодействия конкурентной и антикоррупционной политики, национальных режимов контроля слияний, влияния предоставления скидок на конкуренцию, заключения мировых соглашений.

Кроме того, делегация ФАС России приняла участие в работе Глобального форума по конкуренции, Комитета по конкуренции ОЭСР, его Рабочих групп, которые состоялись в конце ноября - начале декабря 2016 года. В рамках участия делегации ФАС России во главе с заместителем руководителя ФАС России А.Г. Цыгановым в данных мероприятиях была представлена позиция российского антимонопольного ведомства по вопросам влияния инноваций на конкуренцию на рынках услуг наземного транспорта, ценовой дискриминации, определения географических границ рынков и др. Кроме того, в ходе данных мероприятий был представлен опыт расследования ФАС России на рынках информационно-коммуникационных технологий, полученный в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства компанией Google, вызвавший интерес со стороны участников мероприятий.

По линии ОЭСР также продолжилось укрепление сотрудничества между ФАС России с Региональными центром по конкуренции ОЭСР в Венгрии (РЦК ОЭСР). Представители ФАС России приняли участие в ряде семинаров РЦК ОЭСР, проходивших в г. Будапеште, а также в выездном семинаре в г. Белграде (Сербия), которые были посвящены обсуждению как общих теоритических вопросов конкурентной политики, целевой аудиторией которых выступили молодые специалисты антимонопольных органов, так и специальных вопросов, таких как адвокатирование конкуренции и антимонопольное регулирование в финансовом секторе.

Традиционно один из семинаров РЦК ОЭСР прошел на территории России и был организован совместно с ФАС России. Данный семинар был проведен в г. Суздале в июне 2016 года на тему "Противодействие сговору на торгах и коррупции" наравне с экспертами ОЭСР выступили представители ФАС России с ключевыми докладами по темам, предложенным к обсуждению.

2016 год ознаменовался для ФАС России еще одним значимым событием по линии сотрудничества с ОЭСР - представители Службы впервые были приглашены и участвовали в заседании Сети экономических регуляторов ОЭСР, прошедших в апреле и ноябре 2016 года.

В рамках данных заседаний обсуждались такие вопросы, как роль регуляторов в управлении инфраструктурой, вовлечение стейкхолдеров в процесс регулирования, а также поведенческие подходы к регулированию рынков.

Кроме того, представители ФАС России посетили два семинара, приуроченных к проведению к заседаниям Сети экономических регуляторов ОЭСР, организованных совместно с Университетом Пари-Дефан, которые были посвящены обсуждению вопросов оценки стоимости капитала и влияния прорывных инноваций на регулирование.

В 2016 году ФАС России также принимала участие в исследовании Сети экономических регуляторов ОЭСР на тему "Роль регулятора и текущие проблемы, связанные с инфраструктурой".

В продолжение темы, связанной с регуляторной политикой, нельзя не остановиться на развитии международного сотрудничества в области тарифного регулирования в энергетической сфере. Специализированной площадкой для работы в данном направлении является Региональная ассоциация органов регулирования энергетики (ЭРРА). В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2016 г. N 378-р ФАС России является действительным членом ЭРРА и принимает самое активное участие в работе данной международной организации. Ассоциация насчитывает 30 стран-членов, среди которых государства Восточной Европы, Средней Азии, Африки, а также СНГ.

В отчетном периоде ФАС России была продолжена работа в рамках МКС в качестве члена Координационного комитета МКС, являющегося руководящим органом этой организации, а также ряда рабочих органов МКС (ФАС России является председателем второй подгруппы рабочей группы по картелям совместно с антимонопольным органом Австралии, а также председателем группы МКС по регламенту совместно с конкурентным ведомством Бразилии).

В 2016 году представители ФАС России принимали активное участие в мероприятиях МКС, обеспечивая представление материалов и позиции ведомства по обсуждаемым вопросам.

Ключевым мероприятием в деятельности МКС традиционно стала 15-я Конференция МКС, которая прошла в Сингапуре. В ходе данной конференции представители ФАС России выступили в качестве модератора и содокладчика сессии Рабочей группы МКС по адвокатированию, а также в качестве спикера в составе президиума секционного заседания Рабочей группы МКС по эффективности антимонопольных ведомств.

Одной из основных тем, обсужденных в 2016 году в рамках Координационного Комитета МКС, стало определение приоритетных проектов для реализации в ближайшей перспективе. В результате обсуждения были определены 10 таких проектов, по трем из которых в настоящее время ФАС России совместно с конкурентными ведомствами Франции, Бразилии, Мексики, Сингапура ведется детальная проработка. Это проекты "Новые задачи", "Применение антимонопольного законодательства", "Сотрудничество с региональными конкурентными сетями".

Деятельность ФАС России в МКС, в частности, в Координационном комитете, подчеркивает статус и авторитет российского конкурентного ведомства в мировом конкурентном сообществе и позволяет отстаивать на равных позиции по принципиальным вопросам развития конкуренции в мировом масштабе.

Сотрудничество по линии ЮКТАД в 2016 году получило новое развитие, что было связано с проведением ряда встреч на уровне руководства ФАС России и ЮНКТАД, позволивших наметить перспективные направления совместной работы.

Одна из таких встреч прошла рамках ежегодного Международного мероприятия "Неделя конкуренции в России" 28 сентября 2016 года. Основной темой встречи руководителя ФАС России И.Ю. Артемьева с Директором Департамента международной торговли товарами и услугами ЮНКТАД Гилермо Вайесом стала тема проведения расследований трансграничных нарушений и повышения эффективности их проведения антимонопольными органами.

В ходе данной встречи руководителем ФАС России И.Ю. Артемьевым была отмечена особая актуальность сотрудничества антимонопольных органов всех стран по противодействию антиконкурентным практикам крупных транснациональных корпораций. Г-н Вайес выразил солидарность с высказанной озабоченностью относительно действий транснациональных корпораций на глобальных рынках и надежду на активное участие ФАС России в работе по решению существующей проблемы. В результате встречи была достигнута договоренность о проведении в октябре 2016 года в рамках 15-й сессии Межправительственной группы экспертов по законодательству и политике в области конкуренции (далее - МГЭ ЮНКТАД) специальной сессии, посвященной международному сотрудничеству при расследовании трансграничных дел на рынках информационных технологий и океанских линейных перевозок. Основным докладчиком и соорганизатором данной сессии выступила ФАС России, делегацию которой возглавлял заместитель руководителя ФАС России А.Г. Цыганов. Руководитель ФАС России И.Ю. Артемьев выступил в качестве основного докладчика на церемонии открытия 15-й сессии МГЭ ЮНКТАД в режиме видеообращения, в котором отметил необходимость интенсификации сотрудничества между конкурентными ведомствами всех стран мира в целях обеспечения борьбы с ограничительными деловыми практиками транснациональных компаний. Данная идея была поддержана со стороны ЮНКТАД, что было также подтверждено в ходе двусторонней встречи делегации ФАС России с заместителем Генерального секретаря ЮНКТАД Хоакимом Райтером и главой отдела по конкуренции ЮНКТАД Терезой Морейра.

В развитие данной идеи в ходе закрытия 15-й сессии МГЭ ЮКНТАД ФАС России выступила с предложением о включении отдельного вопроса по разработке международного правового инструментария по международному сотрудничеству при расследовании трансграничных дел в повестку 16-й сессии МГЭ ЮНКТАД, которая состоится в июле 2017 года.

В поддержку предложения ФАС России выступили делегации Египта, Бразилии, ЮАР, Ирана, Коста-Рики, Индонезии, Китая, Демократической Республики Конго, Нигерии, Республики Конго, Филиппин, Вануату, Ливана и Пакистана.

Полагаем, что ЮНКТАД, являясь наиболее масштабной площадкой для диалога между конкурентными ведомствами различных стран, представляет собой перспективную площадку для выработки совместных решений на глобальные вызовы современности, одним из которых является ограничительная деловая практика транснациональных компаний, представляющая угрозу для развивающихся экономик.

В 2016 году поступательно продолжало развиваться сотрудничество ФАС России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), которое осуществлялось как в режиме двусторонних связей с конкурентными ведомствами данного региона, так и в рамках Форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС).

В целях реализации Комплексного плана действий Российской Федерации в Форуме АТЭС в 2016 - 2018 годы ФАС России принимала участие в мероприятиях АТЭС, представляя позицию России по ряду ключевых экономических проблем в рамках компетенции ФАС России и обеспечивая ее продвижения в итоговых документах Форума.

Так, в отчетном периоде продолжалась работа ФАС России в Рабочей группе по конкурентной политике Форума АТЭС.

В феврале 2016 года ФАС России приняла участие в заседаниях Рабочей Группы по конкурентной политике и законодательству и Экономического комитета АТЭС в рамках встречи Старших должностных лиц АТЭС в г. Лима (Перу). В ходе данного мероприятия был представлен доклад о последних изменениях в российском конкурентном законодательстве и отчетная информация о проекте АТЭС - обучающем Семинаре по конкурентной политике АТЭС "2-ой региональный семинар в рамках Новой стратегии АТЭС по структурной реформе" по вопросам борьбы с антиконкурентной практикой в целях обеспечения функционирования открытых, транспарентных и конкурентных рынков, который состоялся в Учебно-методическом центре ФАС России в г. Казани в октябре 2015 года.

Кроме того, представители ФАС России приняли участие в серии учебных семинаров АТЭС в рамках реализации проекта "Продвижение наилучших международных конкурентных практик для реализации целей Новой стратегии АТЭС по структурной реформе". В ходе данных мероприятий обсуждались вопросы борьбы с картелями, эффективности программ освобождения от ответственности за картели, а также процессуальные вопросы расследования дел о нарушении антимонопольного законодательства.

В 2016 году ФАС России продолжала активно развивать сотрудничество в формате БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР). Несмотря на относительно недолгий срок существования межгосударственного объединения БРИКС, можно с уверенностью сказать о значительных результатах, которых удалось добиться ФАС России за время работы в данном формате. Важным событием с начала сотрудничества антимонопольных органов стало подписание Меморандума о взаимопонимании в области сотрудничества в сфере конкурентного законодательства и политики между конкурентными ведомствами БРИКС (далее - Меморандум), которое состоялось в мае 2016 года в рамках 6-го Петербургского международного юридического форума. Договоренность о подписании Меморандума была достигнута между руководителями антимонопольных органов стран БРИКС еще в 2013 году в рамках 3-й БРИКС Конференции по конкуренции в Нью-Дели (Индия). Начиная с этого времени ФАС России велась активная работа по подготовке проекта Меморандума и его согласованию с партнерами по БРИКС.

В ходе подписания Меморандума руководители антимонопольных органов стран БРИКС отметили, что его подписание подчеркивает особый интерес стран-партнеров к взаимовыгодному сотрудничеству и открывает перспективы для дальнейшего его углубления.

Меморандум, помимо таких традиционных форм взаимодействия, как консультации и обмен неконфеденциальной информацией, предполагает возможность организации совместной работы в формате различных совместных рабочих групп по исследованию вопросов конкуренции в социально значимых секторах экономики, представляющих взаимный интерес для стран БРИКС. К настоящему времени уже созданы и действуют рабочие группы по фармацевтике, продовольствию и автопромышленному комплексу.

В целях координации деятельности антимонопольных органов стран БРИКС по указанным направлениям деятельности был создан Координационный комитет БРИКС по антимонопольной политике, в который вошли представители каждого конкурентного ведомства БРИКС на уровне заместителей руководителя ведомства и на экспертном уровне (Liason persons).

Установочное совещание Координационного комитета БРИКС (далее - Установочное совещание) состоялось в рамках Международного мероприятия "Неделя конкуренции в России" в сентябре 2016 года в Московской области.

В ходе Установочного совещания, помимо вопросов организации совместной деятельности, плана-графика заседаний рабочих групп БРИКС на 2016 - 2017 гг., также обсуждалась инициатива ФАС России по созданию Совместного аналитического и координационного центра БРИКС по вопросам антимонопольной политики, в задачи которого будут входить сбор и анализ информации от антимонопольных ведомств стран БРИКС, выявление лучших практик, и главное - подготовка рекомендаций и выработка подходов к конкурентной политике и основным направлениям, отражающим интересы развития экономик стран БРИКС и отдельных отраслей в условиях глобализации мирохозяйственных связей.

Участники Установочного совещания выразили заинтересованность в создании такого центра БРИКС и решили продолжить обсуждение вопросов по принятию конкретных шагов для воплощения данной идеи в жизнь.

Также в ходе Установочного совещания участники отметили важность и полезность совместно разрабатываемого Вестника конкурентных ведомств БРИКС, а также вклад ФАС России в обеспечение информационного наполнения первого выпуска Вестника, опубликованного конкурентным ведомством Индии в 2015 году. Представители конкурентных ведомств БРИКС выразили свою готовность участвовать в информационном наполнении Вестника, координация подготовки которого продолжит ФАС России.

Еще одним направлением международного сотрудничества ФАС России, получившим дальнейшее развитие в 2016 году, стала деятельность международных рабочих групп по вопросам развития конкуренции на социально значимых рынках, работу которых возглавляет ФАС России.

На данный момент действуют две рабочие группы - Международная рабочая группа по развитию конкуренции на рынках услуг связи в роуминге (далее - Рабочая группа по роумингу) и Международная рабочая группа по исследованию вопросов конкуренции в фармацевтическом секторе (далее - Рабочая группа по фармацевтике).

Важных результатов в предыдущий период удалось достичь в рамках деятельности Рабочей группы по роумингу, связанных со снижением российскими операторами тарифов на услуги связи в роуминге. В 2016 году была продолжена работа в данном направлении.

В ходе одного из заседаний Рабочей группы, которое состоялось в рамках Международного мероприятия "Неделя конкуренции в России" в сентябре 2016 года в Московской области, был рассмотрен вопрос о целесообразности распространения сферы деятельности Рабочей группы по роумингу на вопросы развития конкуренции в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Идея была одобрена членами Рабочей группы по роумингу. В 2017 году решено продолжить изучение вопроса развития конкуренции на рынке телекоммуникаций с учетом всего разнообразия услуг, которые предоставляются потребителям в сфере ИКТ, поскольку широкое распространение ИКТ и, как следствие, - формирование информационного общества оказывают влияние на рынки телекоммуникаций, формируя новые способы оказания услуг и изменяя их потребительскую ценность.

Был расширен формат работы по изучению актуальных вопросов в рамках ее деятельности Рабочей группы по фармацевтике. 24 марта 2016 года в рамках Пятой международной конференции по ВИЧ/СПИДу в Восточной Европе и Центральной Азии состоялось совместное заседание Рабочей группы по фармацевтике и Группы высокого уровня "Опыт стран БРИКС в преодолении эпидемии ВИЧ/СПИД: доступность лекарственных средств" на тему: "Антиретровирусная терапия - обеспечение условий справедливой конкуренции", в ходе которого обсуждались вопросы обеспечения АРВ-препаратами в Российской Федерации повышения доступности данных лекарственных средств для населения.

Обсуждение данного вопроса продолжилось Рабочей группой по фармацевтике также в рамках Международного мероприятия "Неделя конкуренции в России". При рассмотрении этого вопроса были затронуты также вопросы регулирования ценообразования в различных странах, проблемы регулирующих органов, подходы к борьбе с дискриминационными практиками при установлении цен на лекарственные средства глобальными компаниями.

Кроме того, 19 апреля 2016 года был принят Кодекс добросовестных практик в фармацевтической отрасли (далее - Кодекс), разработанный Ассоциацией европейского бизнеса совместно с ФАС России.

Кодекс представляет собой эффективный механизм саморегулирования, обеспечивающий прозрачные, добросовестные, взаимовыгодные и не ограничивающие конкуренцию взаимоотношения между хозяйствующими субъектами. Кодекс открыт для присоединения любого производителя лекарственных средств независимо от членства в АЕБ.

Тема внедрения механизмов саморегулирования на социально значимых рынках стала одной из центральных в блоке мероприятий, организованных ФАС России в рамках VI Петербургского международного юридического форума, прошедшего в мае 2016 года.

В ходе данного мероприятия также были рассмотрены вопросы, связанные с разработкой Международного правового инструментария борьбы с картелями, развитием глобальной продовольственной цепочки в странах БРИКС и роли антимонопольного регулирования в данных процессах.

Важным направлением деятельности ФАС России является сотрудничество по линии СНГ и Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Традиционно основной площадкой для взаимодействия ФАС России с антимонопольными органами государств - участников СНГ являлся Межгосударственный совет по антимонопольной политике (МСАП).

В отчетном периоде состоялось два заседания Межгосударственного совета по антимонопольной политике МСАП (14 - 15 апреля 2016 г. в г. Ереване (Республика Армения) и (27 сентября 2016 г. в Московской области (Российская Федерация), в ходе которых были рассмотрены вопросы развития конкурентной политики в Республике Армения на современном этапе, о внедрении в государствах - участниках СНГ Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров, о роли информационных технологий в конкуренции (онлайн сервис заказа такси), об опыте ФАС России в сфере антимонопольного регулирования IT-рынков, а также о заключении Меморандума о сотрудничестве между МСАП и Региональным содружеством в области связи.

В ходе заседания МСАП в г. Ереване был рассмотрен подготовленный ФАС России Доклад "Развитие конкурентной политики и роль антимонопольных органов государств - участников СНГ в решении социально-экономических задач (опыт Российской Федерации)".

Данный Доклад вызвал значительный интерес у антимонопольных органов государств - участников СНГ, в связи с чем было принято решение о его направлении в Исполнительный комитет СНГ для рассмотрения в установленном порядке. Также ФАС России выступила с предложением продолжения практики подготовки антимонопольными органами государств - участников СНГ аналогичных докладов в разрезе своих стран, которое в целом было поддержано.

Кроме того, в ходе заседания МСАП в г. Ереване состоялось важное событие - выборы Председателя Совета в связи с истечением срока полномочий на данном посту руководителя ФАС России И.Ю. Артемьева. Единогласно на пост Председателя МСАП был избран Председатель Государственной комиссии по защите экономической конкуренции Республики Армения А.Г. Шабоян, который на протяжении многих лет возглавляет Антимонопольный орган Республики Армения, является членом МСАП, активно участвует в его работе.

По линии ЕАЭС в отчетном периоде ФАС России во взаимодействии с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и антимонопольными органами государств - членов ЕАЭС участвовала в работе по совершенствованию нормативных правовых актов ЕЭК, обеспечивающих реализацию полномочий ЕЭК по контролю за соблюдением общих правил конкуренции. Изменения были связаны с необходимостью приведения указанных актов в соответствие с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о ЕАЭС).

Часть данных документов была рассмотрена на заседаниях Коллегии ЕЭК в конце 2016 года, часть - будет рассмотрена в начале 2017 года.

Кроме того, ФАС России принимала активное участие в подготовке проекта позиции Российской Федерации по проекту Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2016, предусматривающему положения о наделении Евразийского межправительственного совета полномочиями по установлению в отношении отдельных видов товаров исключений из применения принципа исчерпания исключительного права на товарный знак, которое позволит урегулировать вопросы параллельного импорта по приоритетной номенклатуре товаров, что в свою очередь будет способствовать развитию конкуренции и ценовой стабилизации, в том числе на фармацевтическом рынке.

В отчетном периоде развитие получило сотрудничество ФАС России с тарифными регуляторами по линии Региональной ассоциации регуляторов энергетики (ЭРРА).

ЭРРА является одной из наиболее авторитетных международных площадок, на которой обсуждаются вопросы регулирования в области энергетики. Ассоциация насчитывает 30 стран-членов, среди которых государства Восточной Европы, Средней Азии, Африки, а также СНГ. Российская Федерация всегда играла важную роль в функционировании ЭРРА, русский язык был закреплен в качестве официального языка Ассоциации. В настоящее время продолжение взаимодействия с ЭРРА является безусловным приоритетом ФАС России. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2016 г. N 378-р ФАС России начала осуществлять взаимодействие с ЭРРА в качестве действительного члена.

В течение 2016 года представители ФАС России приняли участие и выступили с докладами в ходе следующих мероприятий ЭРРА:

заседание Общего собрания ЭРРА (май 2016 года, Варшава (Польша);

заседание Рабочей группы по вопросам потребителей и розничных рынков (июнь и ноябрь 2016 года, Будапешт (Венгрия) и Скопье (Македония);

Конференция по инвестициям и регулированию энергетики (октябрь 2016 года, Братислава (Словакия);

4-й семинар по регулированию водных ресурсов (ноябрь 2016 года, Будапешт (Венгрия).

семинар на тему: "Принципы регулирования рынка природного газа" (конец ноября - начало декабря 2016 года, Будапешт (Венгрия).

Полагаем, что участие в мероприятиях ЭРРА в 2016 году позволило России в лице ФАС России укрепить позиции в данной организации, что подтверждается интересом и высокой оценкой со стороны зарубежных коллег к выступлениям представителей Службы, принимавших участие в указанных мероприятиях.

Продолжалось развитие сотрудничества ФАС России с антимонопольными органами СНГ и ЕАЭС в двустороннем формате. В феврале 2016 года в г. Астане представители ФАС России провели ряд семинаров для представителей антимонопольного органа Республики Казахстан по вопросам выявления и расследования картелей, проведения анализа товарных рынков (топливно-энергетического, финансового, транспорта и связи), осуществления антимонопольного контроля за экономической концентрацией.

В июле и декабре 2016 года в ФАС России состоялись встречи с делегацией Республики Беларусь во главе с Министром антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (МАРТ). Участники обсудили вопросы конкурентной и тарифной политики, представляющие взаимный интерес, вопросы обмена опытом между ведомствами, в том числе путем организации совместных семинаров, конференций, а также повышения квалификации экспертов на площадке ФАС России и Учебно-методического центра в г. Казани. Результатом июньской встречи стала договоренность о подготовке меморандума о сотрудничестве между ФАС России и МАРТ, который в последующем был подписан в сентябре 2016 года в рамках Международного мероприятия "Неделя конкуренции в России".

В развитие прошедших встреч руководства ФАС России и МАРТ, а также в рамках реализации указанного меморандума в ноябре 2016 года в г. Минске ФАС России для сотрудников МАРТ организовала серию семинаров по вопросам развития конкуренции на агропродовольственных рынках, рынках нефти и нефтепродуктов, лекарств, а также по вопросам международного сотрудничества.

В целях реализации меморандума в конце 2016 года ФАС России приступила к разработке проекта международного российско-белорусского договора нового уровня.

Получило дальнейшее развитие двустороннее сотрудничество с антимонопольными ведомствами стран дальнего зарубежья. Формами реализации такого сотрудничества являлись обмен информацией, проведение консультаций в рамках правоприменительной деятельности, традиционно состоялся обмен стажерами. В 2016 году ФАС России посетили стажеры из конкурентных ведомств Австрии, Индии, Болгарии, Чехии, Казахстана, Кыргызской Республики.

В развитие имеющегося у ведомства двустороннего "договорного портфеля" были подписаны следующие документы:

Совместное заявление Федеральной антимонопольной службы (Российская Федерация) и Государственного торгово-промышленного административного управления КНР (Китайская Народная Республика) приуроченное к 20-й годовщине со дня подписания Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области борьбы с недобросовестной конкуренцией и антимонопольной политики (г. Санкт-Петербург, 19.05.2016);

Протокол 16-ой Консультационной встречи по конкурентной политике между Федеральной антимонопольной службой (Российская Федерация) и Комиссией по справедливой торговле Республики Корея (Сеул, 08.09.2016);

Меморандум о взаимопонимании в области конкурентной политики между Федеральной антимонопольной службой (Российская Федерация) и Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (г. Москва, 27.09.2016);

Программа сотрудничества между Федеральной антимонопольной службой (Российская Федерация) и Административным советом по экономической безопасности Правительства Федеративной Республики Бразилии на 2016 - 2017 гг. (г. Москва, 27.09.2016);

Декларация о развитии сотрудничества в области конкурентной политики между Федеральной антимонопольной службой (Российская Федерация) и Австрийским Федеральным Конкурентным Ведомством (г. Москва, 27.09.2016);

Декларация о развитии сотрудничества в области конкурентной политики между Федеральной антимонопольной службой (Российская Федерация) и Конкурентным Ведомством Итальянской Республики (г. Москва, 27.09.2016);

Меморандум о взаимопонимании в области конкурентной политики между Федеральной Антимонопольной Службой (Российская Федерация) и Комиссией по защите конкуренции Республики Македонии (г. Москва, 28.09.2016);

Меморандум о взаимопонимании в области конкурентной политики между Федеральной антимонопольной службой (Российская Федерация) и Комиссией по конкуренции Южно-Африканской Республики (г. Кейптаун, 17.10.2016).

Кроме того, в рамках расширения международной договорной базы ФАС России была достигнута договоренность о подписании в 2017 году Меморандума о взаимопонимании по сотрудничеству в антимонопольной сфере между Государственным комитетом по развитию и реформам Китайской Народной Республики и Федеральной антимонопольной службой (Российская Федерация).

Продолжало развиваться сотрудничество ФАС России с зарубежными конкурентными ведомствами в рамках реализации ранее заключенных двусторонних документов. Формами реализации такого сотрудничества являлись обмен информацией, проведение консультаций в рамках правоприменительной деятельности, традиционно состоялся ряд встреч экспертов ФАС России в конкурентных ведомствах Болгарии, Венгрии, Литвы, Румынии, Сербии, Чехии.

В свою очередь представители ряда конкурентных ведомств таких стран как Австрия, Болгария, Индия, Казахстан, Кыргызстан, Чехия, а также ЕЭК приняли участие в ежегодно организуемой ФАС России стажировке, которая прошла с 4 по 8 апреля 2016 года на базе Учебно-методического центра ФАС России в г. Казань. Тема стажировки - "Соблюдение антимонопольного законодательства в сфере промышленности".

Целью проведения мероприятий такого формата является не только изучение опыта стран, проводящих стажировки в конкретных областях антимонопольного регулирования, но и адвокатирование конкуренции, обмен опытом между участниками в форме прямого диалога. Подобного рода мероприятия способствуют установлению рабочих контактов между специалистами антимонопольных органов, обеспечивая при необходимости оперативное решение вопросов, возникающих в практической деятельности.

Важным мероприятием в рамках двустороннего сотрудничества стала встреча руководителя ФАС России И.Ю. Артемьева с китайской делегацией в рамках Петербургского Международного юридического форума в мае 2016 года. Данное мероприятие было приурочено к 20-летию российско-китайского сотрудничества в рамках реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области борьбы с недобросовестной конкуренцией и антимонопольной политики, подписанного в Пекине 25 апреля 1996 года.

В ходе встречи участники обсудили широкий круг вопросов, представляющих взаимный интерес, в том числе о полномочиях и функциях антимонопольных органов России и Китая, практические вопросы антимонопольного регулирования, определив конкретные направления для дальнейшего сотрудничества.

В рамках развития двустороннего сотрудничества по вопросам тарифного регулирования в 2016 году состоялись встречи руководства ФАС России с руководителем Управления по регулированию сетевых отраслей Словакии Йожефом Хольенчиком (февраль 2016 года), а также с делегацией Венгерского мультисекторального тарифного регулятора (май 2016 года).

Кроме того, был подготовлен и согласован Меморандум о взаимопонимании в области тарифного регулирования электронной связи и почтовых услуг между ФАС России и Агентством по регулированию электронной связи и почтовых услуг (Республика Сербия), подписание которого планируется на 2017 год.

Важным направлением деятельности ФАС России является антимонопольный надзор при осуществлении внешнеэкономической деятельности. В рамках данной работы ФАС России на регулярной основе осуществлялось участие представителей ведомства в заседаниях подкомитета по торговой политике и подкомитета по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию и защитным мерам Консультативного комитета по торговле при Коллегии ЕЭК (далее - Подкомитет), подготовка материалов и участие в заседаниях подкомиссии по таможенно-тарифному регулированию и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции (далее - Подкомиссия), и ее рабочих органов, подготовка заключений по проектам нормативных правовых актов Российской Федерации и ЕЭК по вопросам таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

В рамках работы Подкомиссии и Подкомитета в 2016 году ФАС России было рассмотрено:

67 заявлений и обращений о корректировке ввозных и вывозных таможенных пошлин, охватывающих 52 товарные позиции Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического (ТН ВЭД ЕАЭС);

71 заявление и обращение, касающиеся мер нетарифного регулирования и общих вопросов регулирования внешнеторговой деятельности, включая вопросы регулирования в рамках ЕАЭС;

2 заявления по вопросу введения мер защиты рынка ЕАЭС (специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных), касающиеся представления в ЕЭК позиции ФАС России о последствиях воздействия таких мер на конкуренцию на российском рынке.

В 2016 году по итогам рассмотрения вопросов, касающихся мер тарифного и нетарифного регулирования, на заседаниях Подкомиссии и Подкомитета было принято 6 решений Коллегии ЕЭК и 22 постановления Правительства Российской Федерации. Все проекты указанных решений и постановлений прошли процедуру согласования с ФАС России. 1 проект решения Коллегии ЕЭК и 3 проекта постановлений Правительства Российской Федерации были поддержаны ФАС России.

Ряд поступивших в ФАС России обращений касался снижения действующего уровня ставок ввозных таможенных пошлин в отношении импортной продукции сырьевой направленности. При рассмотрении соответствующих заявлений анализировались структура таких рынков, их обеспеченность, наличие ценовой конкуренции, эффективность отечественного производства, удельный вес пошлин в себестоимости готовой продукции, качество выпускаемой продукции и другие финансово-экономические показатели.

Так, например, ФАС России поддержала предложение ОАО "Русский алюминий" о продлении срока действия нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на фторид алюминия, который используется как компонент электролита при электролитическом производстве алюминия. На территории Российской Федерации и в целом ЕАЭС существует дефицит фтористого алюминия, который компенсируется импортными поставками. ОАО "Русский алюминий" инвестировал 60 млн. долларов в развитие производства алюминия в Череповце. С целью расширения доступа российских предприятий к дополнительным источникам фторида алюминия, ФАС России поддержала предложение о продлении действия нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на фторид алюминия. По мнению ФАС России, действие данной меры позитивно влияет на конкурентоспособность российских предприятий алюминиевой промышленности и стабилизацию ценовой ситуации.

При подготовке заключения ФАС России исходила из необходимости развития конкуренции на рынках Российской Федерации и Евразийского экономического союза в целом, ценовой стабилизации и более полного удовлетворения существующих потребностей.

Позиция ФАС России по указанным мерам была поддержана Подкомиссией и ЕЭК.

ФАС России в процессе рассмотрения заявлений последовательно отстаивала позицию о недопущении необоснованного протекционизма при введении мер таможенно-тарифного регулирования.

При рассмотрении обращения ООО "Веломоторс" - российского производителя велосипедов, скутеров, мотоциклов, снегоходов и снегоболотоходов по вопросу выделения отдельных товарных подсубпозиций в ТН ВЭД ЕАЭС для комплектующих, используемых при производстве снегоходов и снегоболотоходов, и установления в отношении них нулевых ставок ввозных таможенных пошлин ФАС России пришла к выводу, что показатели рентабельности производства указанных товаров (95% и 98% соответственно), а также удельный вес пошлины в стоимости готовой продукции (1% и 2% соответственно), что не окажет существенного влияния на конкурентоспособность данных товаров.

По мнению ФАС России, снижение ставок ввозных таможенных пошлин на указанные комплектующие преждевременно.

Позиция ФАС России по данному вопросу была поддержана Подкомиссией.

Однако, необходимо отметить, что с мая 2016 года был введен мораторий на внесение изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности ЕАЭС и Единый Таможенный тариф ЕАЭС. Мораторий действовал до 1 января 2017 года в связи с принятием обязательств по изменению Номенклатуры Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, которая является международной основой ТН ВЭД ЕАЭС и ЕТТ ЕАЭС.

Учитывая обязательства Российской Федерация, взятые в рамках вступления в ВТО и связанные с невозможностью увеличения ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин, немаловажным инструментом защиты внутреннего рынка становятся меры нетарифного регулирования.

В 2016 году ФАС России принимала активное участие в рассмотрении вопросов нетарифного регулирования, так как применение данных мер оказывает непосредственное влияние на конкуренцию на товарных рынках как Российской Федерации, так и ЕАЭС в целом.

При рассмотрении мер нетарифного регулирования особое внимание, в частности, было уделено вопросу повторного введения временного запрета на вывоз регенерируемых бумаги и картона (макулатуры) (код ТН ВЭД ЕАЭС 4707) из Российской Федерации. Соответствующее заявление поступило от переработчиков вторсырья. Кроме того, аналогичное заявление рассматривалось по запросу казахстанской стороны о введении на постоянной основе запрета на экспорт макулатуры с территории ЕАЭС.

ФАС России не поддержала указанные предложения о введении запрета на экспорт макулатуры, поскольку финансово-экономические показатели предприятий не свидетельствовали об ухудшении положения в отрасли. Так, цены в Российской Федерации на макулатуру МС-5Б РЦ за май - июнь 2016 года не выросли, цены на тарный картон за тот же период находились на стабильном уровне, рентабельность тарного картона за период ноября 2015 года по июнь 2016 года находились на достаточно высоком уровне и существенно увеличились - с 47% до 69% (в мае 2016 года рентабельность достигала 77%).

Данные таможенной статистики за апрель - июль 2016 года (после отмены запрета экспорта) по сравнению с аналогичным периодом 2015 года (в отсутствие меры) не свидетельствовали о значительном физическом увеличении объема экспорта (объем экспорта в апреле - июле 2016 года составил 598,6 т, а в аналогичный период 2015 года - 662,6 т). Кроме того, было отмечено отсутствие фактов, доказывающих наличие критического недостатка макулатуры.

Таким образом, введение запрета на вывоз макулатуры могло поставить в неравные конкурентные условия сборщиков и переработчиков вторсырья, привести к снижению цен на макулатуру и снижению объемов сбора макулатуры, и как следствие, ухудшению экологической ситуации на территории ЕАЭС.

На заседании Подкомиссии было признано нецелесообразным введение запрета на вывоз с территории ЕАЭС макулатуры и отходов, а также поддержано предложение ФАС России о проведении в течении 6 месяцев мониторинга ситуации с поставками макулатуры на внутренний рынок и на экспорт, а также ценовой ситуации.

Важным направлением работы ФАС России в 2016 году являлось продолжение осуществления мониторинга рынка метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ). Данная работа осуществлялась в рамках выполнения поручения Правительства Российской Федерации в целях принятия решения о корректировке ввозных и вывозных таможенных пошлин на указанный товар.

За весь период мониторинга (2013 - 2016 годы) произошло увеличение производственных мощностей МТБЭ на 2,7%, при этом объем реализации указанной продукции на внутренний рынок вырос на 18,4%, а объем производства для собственных нужд сократился на 16,7%, доля импорта в объеме потребления снизилась с 3,3% до 0,4%, а доля экспорта в объеме производства сократилась с 21,7% до 11,1%.

Из анализа ситуации на рынке МТБЭ следует, что потребности внутреннего рынка полностью удовлетворялись российскими производителями.

Увеличение спроса на МТБЭ в Российской Федерации и более привлекательные цены при поставках на внутренний рынок привели к переориентации поставок указанной продукции для российских потребителей. Следовательно, нулевой уровень действующей ставки вывозной таможенной пошлины на МТБЭ не оказывал негативного влияния на внутренний рынок указанного товара.

Полученные результаты мониторинга рынка МТБЭ за 2013 - 2016 годы свидетельствуют о стабилизации ситуации с производством и потреблением МТБЭ, а также о прогнозируемости ценовой ситуации на данном рынке в рамках инфляционных процессов.

По результатам доклада Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковичу указанное поручение считается выполненным и снято с контроля.

Одним из заключений о последствиях воздействия защитных мер на конкуренцию, подготовленных ФАС России в 2016 году, является заключение по рынку ферросиликомарганца (ФСМ). По результатам проведенного анализа ФАС России выступила с позицией о нецелесообразности применения антидемпинговой меры в отношении ФСМ происходящего из Украины и ввозимого на таможенную территорию ЕАЭС в размере 26,35% сроком на 5 лет.

ФАС России, разделяя озабоченность российских металлургов относительно возможным дефицитом ФСМ, связанным с отсутствием собственной сырьевой базы, зависимостью от импортных поставок, в том числе из стран дальнего зарубежья (основные поставки в 2015 году из ЮАР и Бразилии), а также ухудшением условий конкуренции и возможным ростом цен на ФСМ на российском рынке в случае введения антидемпинговой пошлины, пришла к выводу, что применение антидемпинговой меры, предлагаемой ЕЭК, может причинить ущерб российским потребителям ФСМ в связи с тем, что они будут вынуждены нести дополнительные финансовые расходы при приобретении указанного товара.

Кроме того, ФАС России отмечала, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.12.2015 N 628 "О приостановлении Российской Федерацией действия Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины" на ФСМ, происходящий из Украины, с 1 января 2016 года действует 5% ставка ввозной таможенной пошлины, а дополнительное ведение антидемпинговой меры при ввозе указанного товара приведет к уплате суммарной пошлины в размере 31,35%.

Однако, Решением Евразийского межправительственного совета от 27.10.2016 N 9 указанная мера была введена.

Вместе с тем определенным положительным результатом участия ФАС России в рассмотрении данного вопроса явилось решение о необходимости проведения мониторинга рынка ФСМ и установлении ценового коридора, в рамках которого возможны ценовые коррекции в допустимых размерах, а также в случае нарушения производителями зафиксированных показателей, пересмотр антидемпинговой меры.

В рамках выполнения обязательств Российской Федерации в ВТО в отчетном периоде ФАС России принимала активное участие в работе по выработке предложений по исполнению графика тарифных обязательств на 2016 год.

При подготовке данных предложений ФАС России исходила из понимания необходимости обеспечения стабильности и прогнозируемости ситуации на соответствующих товарных рынках и предотвращения чувствительного роста цен на социально значимые товары в условиях членства в ВТО. При этом ФАС России руководствовалась принципом недопустимости установления ставок по обязательствам ВТО в случае, если они превышают действующий уровень ставок ЕТТ ЕАЭС. ФАС России настаивала на сохранении действующих ставок и рассмотрении любых предложений по их увеличению в установленном порядке с предоставлением соответствующего финансово-экономического обоснования.

В рамках выполнения Российской Федерацией институциональных обязательств в рамках ВТО ФАС России в 2016 году участвовала в подготовке обзора торговой политики Российской Федерации в ВТО.

В процессе подготовки обзора торговой политики Российской Федерации ФАС России приняла участие во встрече с представителями Секретариата ВТО, в рамках которой были рассмотрены темы "Торговый и инвестиционный режим", "Политика в области конкуренции и регулирование цен", "Государственные закупки" и "Энергетика и нефтегазовая отрасль".

Кроме того, на встрече с представителями Секретариата ВТО были разъяснены новые полномочия ФАС России в сфере тарифного регулирования.

Также ФАС России были подготовлены комментарии и замечания к Докладу Секретариата ВТО по обзору торговой политики.

ФАС России принимала активное участие в адвокатировании действующей системы государственного регулирования тарифов на услуги естественных монополий в связи с компенсационным расследованием, проводимым в 2016 году Минторгом США в отношении импорта холоднокатаных стальных листов происхождением, в том числе из Российской Федерации.

В рамках компетенции ФАС России были подготовлены ответы на вопросы (опросники) американской стороны по вопросам тарифного регулирования на газ в Российской Федерации.

На основании материалов, подготовленных ФАС России, было аргументированно доказано, что тарифы на газ формируются в Российской Федерации на основе принципов транспарентности и не специфичности, а также с соблюдением норм и правил ВТО.

Кроме того, в апреле 2016 года представители ФАС России приняли участие в верификационном визите представителей Минторга США, проходившем на площадке Минэкономразвития России, в рамках расследования по программе "Предоставление природного газа по ценам ниже рыночных"). Участие представителей ФАС России в данном мероприятии и представление позиции по поставленным вопросам позволило обеспечить эффективную защиту интересов российских металлопроизводителей на внешних рынках. На основании решения Комиссии по международной торговле США от 12 сентября 2016 года компенсационное расследование в отношении импорта холоднокатаного проката российского происхождения завершено без введения соответствующих мер.

Одной из основных задач, которую поставила перед собой ФАС России в 2016 году, является реализация новой информационной политики ведомства в отношении международного сообщества. Целью реализации данной концепции является повышение узнаваемости ФАС России в глазах международного сообщества (включая научное сообщество, зарубежные конкурентные ведомства и тарифные регуляторы, экспертов и другие заинтересованные стороны), усиления присутствия ФАС России в зарубежном информационном пространстве и повышение значимости мнения Службы при обсуждении вопросов глобальной конкурентной повестки и как результат - повышение авторитета России на мировой арене. Работа велась по нескольким основным направлениям и включала в себя:

работу с открытыми источниками данных в целях анализ глобальных конкурентных и регуляторных систем

работу с профильными печатными и электронными международными изданиями на предмет опубликования в них статей представителей ФАС России, представления информации о деятельности ФАС России;

работу на площадках посольств, постоянных и торговых представительств Российской Федерации за рубежом и зарубежных стран в России с целью представления актуальной информации о системе антимонопольного регулирования в Российской Федерации и законодательстве, с точки зрения повышения инвестиционной привлекательности российской экономики;

работу по повышению активности и расширению присутствия ФАС России в Интернете (работа с англоязычной версией сайта ФАС России, созданы англоязычные страницы в социальной сети Facebook и на портале "Википедия").

Одним из приоритетов работы ФАС России в рамках реализации новой информационной политики в отношении международного сообщества является активное взаимодействие с профильным международным изданием - Всемирный обзор по конкуренции (ВОК), ежегодно публикующим рейтинг эффективности ведущих конкурентных ведомств мира.

Результаты рейтинга, опубликованного в 2016 году по итогам 2015 года, свидетельствуют о стабильности работы ФАС России, которая по оценке ВОК получила "3 звезды" (по пятизвездочной системе) и оценку "хорошо". В Рейтинге ФАС России заняла 17 позицию, войдя в одну группу с конкурентными ведомствами таких стран, как Австрия, Канада, Греция, Италия, Нидерланды, Израиль, Мексика, Швеция и Швейцария и др.

В своих комментариях к Рейтингу ВОК цитирует высказывания экспертов, которые отметили возросший акцент ФАС России на борьбе с картелями. Кроме того, ВОК отметил деятельность ФАС России в отношении крупных нефтяных компаний, а также дело ФАС России против компании Google.

Задачи:

укрепление позиции ФАС России в Международном рейтинге эффективности деятельности конкурентных ведомств;

продолжение сотрудничества с ведущими международными организациями (ОЭСР, МКС, ЮНКТАД, АТЭС);

развитие практического взаимодействия с антимонопольными органами стран БРИКС, в том числе в рамках подписанного Меморандума о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в области конкурентного законодательства и политики между конкурентными ведомствами стран БРИКС;

проведение с ближайшими зарубежными партнерами консультаций по вопросу разработки Международного правового инструментария по борьбе с картелями;

реализация мер по обеспечению эффективного функционирования системы антимонопольного регулирования в рамках Евразийского экономического союза;

проведение исследований состояния конкуренции в рамках МСАП (рынки производства нерудных строительных материалов, строительства жилья экономического класса, вопросы обеспечения условий конкуренции при осуществлении государственной поддержки сельского хозяйства);

активизация работы в международных организациях, объединяющих отраслевых регуляторов мира, таких как Региональная ассоциация органов регулирования энергетики (ERRA), Международная Конфедерация регуляторов энергетики (ICER), Совет европейских регуляторов энергетики (CEER);

обеспечение деятельности международных рабочих групп по развитию конкуренции на социально значимых рынках (роуминг, фармацевтика);

развитие механизмов информирования международного сообщества о деятельности ФАС России;

активное участие в выработке и реализации мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.