3.9.1. Железнодорожный транспорт

В 2016 году с учетом анализа тарифной нагрузки по видам грузов, а также динамики грузооборота ФАС России реализовала комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности железнодорожных перевозок грузов:

- внесены изменения в нормативную базу ФАС России в части расширения нижней границы применения ценовых пределов ("тарифного коридора") и уменьшения верхней границы "тарифного коридора":

- с мая 2016 года нижняя граница расширена до -25% на расстояние до 3000 км при сохранении верхней границы на уровне +13,4%. Таким образом, потенциальная скидка для пользователей увеличилась практически в 2 раза, также увеличился и диапазон расстояний, на которых может применяться эта скидка, с 1100 км до 3000 км для грузов первого тарифного класса; для всех расстояний для грузов второго и третьего тарифных классов;

- с 01 января 2017 года нижняя граница "тарифного коридора" расширена до (-) 50% при перевозках на всех поясах дальности применительно к грузам второго и третьего тарифного классов;

- с 29 января 2017 года верхняя граница "тарифного коридора" уменьшена до (+) 10% при перевозках на всех поясах дальности применительно всех видов грузов;

- оптимизирована система отнесения видов грузов к тарифным классам и унифицированы тарифы на перевозку ряда грузов:

- груз "шпон лущеный и строганый" переведен из третьего тарифного класса во второй, что позволит развиваться лесоперерабатывающим предприятиям Дальнего Востока;

- из первого тарифного класса переведены во второй тарифный класс грузы "бензин стабильный газовый", "дистилляты газового конденсата" и "конденсат газовый (конденсат из природного газа)", что обеспечит унификацию тарифов на их перевозку с нефтяными грузами и обеспечит сбалансированное изменение тарифов в результате расширения границ "тарифного коридора" до (-) 50%;

- унифицированы тарифы на перевозку ряда нефтяных грузов (мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, битум, асфальт, гудрон) и сходных с ними по свойствам ряда газов энергетических (бензин стабильный газовый, дистилляты газового конденсата и "конденсат газовый (конденсат из природного газа)) при одновременном расширении нижней границы ценовых пределов до (-) 50%, мероприятия по унификации тарифов на перевозки всех нефтяных грузов с переводом грузов "масла и смазки минеральные (нефтяные), "прочие нефтепродукты светлые", "озокерит природный и продукция восковая", "прочие нефтепродукты темные" из третьего тарифного во второй тарифный класс будут закончены в 1 квартале 2017 года;

- унифицированы тарифы на контрейлерные перевозки на уровне тарифов на перевозки крупнотоннажных контейнеров, что направлено на развитие контрейлерных перевозок грузов железнодорожным транспорта.

29 июня 2016 г. ФАС России и ОАО "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") заключили соглашение о совместных действиях по созданию Совета рынка грузовых перевозок. Соглашение направлено на реализацию совместных мероприятий по созданию Совета рынка для обеспечения эффективного взаимодействия участников рынка железнодорожных перевозок, повышения эффективности использования инфраструктуры, формирования благоприятных условий для инвестирования в транспортную отрасль и выработку единой позиции участников рынка в разработке нормативных правовых актов и иных документов, затрагивающих сферу железнодорожного грузового транспорта.

Разработан проект Методики определения монопольно высокой или монопольно низкой цены при предоставлении железнодорожного подвижного состава с учетом расчета стоимости содержания грузовых вагонов, в том числе для вагонов с улучшенными характеристиками, включая исполнение обязательств перед лизинговыми компаниями и кредитными учреждениями.

Пример предупреждения:

ФАС России выдано предупреждение по пункту 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, по результатам проведенной внеплановой выездной проверки ЗАО "Русагротранс" в части установления различных цен на услуги по предоставлению специализированного подвижного состава для перевозок зерновых грузов железнодорожным транспортом общего пользования.

Предупреждение исполнено.