3.7.2. Контроль агропромышленного комплекса

В 2016 году Федеральная антимонопольная служба принимала участие в разработке:

проектов федеральных законов "О внесении изменений в Федеральный закон "О семеноводстве" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"; "О государственной монополии на производство и оборот сахара", "О производстве и обороте органической продукции", "О ветеринарии"; "О зерновых товарных складах общего пользования", "О пчеловодстве";

изменений в действующие постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие предоставление и распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации; о реализации фуражного зерна и интервенционного фонда без проведения торгов; проекта Правил приобретения сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей в процессе осуществления закупочных интервенций и ее реализации;

проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на право выполнения работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию";

проектов приказов Минсельхоза России "Об определении предельного уровня минимальных цен на зерно урожая 2016 года при проведении государственных закупочных интервенций в 2016 - 2017 годах", "О размере платы в 2016 году за услуги по хранению зерна интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции"; "Об определении предельных уровней минимальных цен на молоко сухое и масло сливочное при проведении государственных закупочных интервенций в 2016 году", "О размере платы в 2016 году за услуги по хранению молока сухого и масла сливочного интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции";

"дорожной карты" по импортозамещению в сельском хозяйстве и "дорожной карты" по совершенствованию государственного управления и правового регулирования в сфере АПК;

Концепции введения аграрных сертификатов для финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей;

разработанного Минсельхозом России проекта Концепции проведения государственных закупочных и товарных интервенций на рынке молока и молочной продукции в Российской Федерации и плана мероприятий ("дорожная карта") по разработке нормативной правовой базы, необходимой для ее проведения.

Примеры наиболее значимых дел:

1. Дело в отношении правительства Белгородской области, внебюджетных фондов Белгородской области и ряда хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в Белгородской области

Основанием для возбуждения дела послужили материалы внеплановой выездной проверки деятельности Департамента агропромышленного комплекса Белгородской области (далее - Департамент АПК), Фонда содействия развитию инженерной, строительной и социальной инфраструктуры Белгородской области (далее - Фонд развития) и Фонда продвижения продукции производителей Белгородской области (далее - Фонд продвижения).

В ходе проверок были выявлены факты предоставления финансовой помощи отдельным хозяйствующим субъектам из Фонда продвижения. В частности, финансовая поддержка в виде целевого займа и безвозмездного получения денежных средств была оказана ряду хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынках растениеводства, сырого молока, алкогольной продукции и консалтинговых услуг.

ФАС России признала правительство Белгородской области, Департамент АПК, Фонд продвижения, ООО "Группа компаний "Зеленая долина", ООО "Зеленая долина-Агро", ООО "Молочная компания "Зеленая долина-2", ООО "Нива", АО "Молочная компания "Зеленая долина", ООО "Молочная компания "Северский Донец", ООО "Старооскольский ликероводочный завод "Люкс", ООО "Белвино", АО "Корпорация "Развитие" и ООО "Дирекция инвестиционного развития" нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции, путем заключения, реализации и участия в соглашении, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на затрагиваемых соглашением рынках.

Решение антимонопольного органа обжаловано в арбитражный суд; в настоящее время оно рассматривается судом первой инстанции.

2. Дело в отношении правительства Пермского края

При рассмотрении ходатайства ЗАО "Группа Синергия" о получении предварительного согласия на приобретение 50% минус две голосующие акции АО "Пермский свинокомплекс" было установлено, что 100% голосующих акций АО "Пермский свинокомплекс" находятся в государственной собственности Пермского края в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.

Распоряжениями правительства Пермского края от 30.06.2015 N 207-рп и от 16.09.2015 N 303-рп Министерству сельского хозяйства и продовольствия Пермского края было поручено оформить решение акционера об увеличении уставного капитала АО "Пермский свинокомплекс" путем выпуска дополнительных обыкновенных акций для размещения по закрытой подписке в пользу ЗАО "Группа Синергия". При этом имущество и акции АО "Пермский свинокомплекс" не были включены в Прогнозный план приватизации государственного имущества Пермского края на 2013 - 2015 годы.

ФАС России пришла к выводу, что решение акционера АО "Пермский свинокомплекс" о размещении дополнительных акций по закрытой подписке в пользу ЗАО "Группа Синергия" противоречит статье 13 Закона о приватизации и может привести к ограничению конкуренции на рынке продукции свиноводства, так как в тех случаях, когда требуется проведение конкурентных процедур, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении о проведении таких процедур могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку, либо права деятельности на нем.

Указанные в распоряжении от 16.09.2015 N 303-рп действия по отчуждению находящихся в государственной собственности дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций АО "Пермский свинокомплекс" по закрытой подписке в пользу ЗАО "Группа Синергия", создают для ЗАО "Группа Синергия" преимущественное положение по отношению к неопределенному кругу лиц, которые также могли иметь намерение приобрести государственное имущество, то есть содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции правительству Пермского края было выдано предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с неисполнением правительством Пермского края предупреждения ФАС России было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 1-00-100/00-06-16 в отношении правительства Пермского края. ФАС России 20.09.2016 г. признала правительство Пермского края нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с принятием распоряжений от 30.06.2015 N 207-рп и от 16.09.2015 N 303-рп, предусматривающих отчуждение государственного имущества без проведения конкурентных процедур.

Предписание правительству Пермского края не выдавалось, в связи с отменой действия распоряжений от 30.06.2015 N 207-рп и от 16.09.2015 N 303-рп.

Решение обжаловано не было. Установленный частью 1 статьи 52 Закона о защите конкуренции трехмесячный срок обжалования решения антимонопольного органа истек.

Пример выдачи предупреждения:

В связи с наличием в действиях Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, выразившихся в издании письма Минсельхоза России от 8 июля 2014 года N АП-24-27/8466, содержащего рекомендации по использованию метода определения антибиотиков на молочных предприятиях Таможенного союза и Российской Федерации, установленного в межгосударственном стандарте ГОСТ 32254-2013 "Молоко. Инструментальный экспресс-метод определения антибиотиков", направлении письма Минсельхоза России руководителям органов управления агропромышленного комплекса субъектов Российской Федерации и опубликовании данного письма на официальном сайте Минсельхоза России в подразделе "Письма" раздела "Документы", признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, ФАС России выдала Минсельхозу России предупреждение о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем отмены/отзыва Письма Минсельхоза России и о принятии мер по устранению последствий, вызванных направлением данного письма руководителям органов управления агропромышленного комплекса субъектов Российской Федерации.

Предупреждение исполнено.

Продолжается работа по мониторингу ситуации на рынках сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров в Российской Федерации.

В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации продолжается работа по обеспечению сбалансированности товарных рынков и недопущению ускоренного роста цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию. В этих целях ФАС России совместно с территориальными органами проводит ежемесячный мониторинг оптово-отпускных цен на отдельные виды продовольственных товаров. В случае обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о торговле принимаются меры антимонопольного реагирования.

Продолжается работа по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства при предоставлении субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям и выработке мер по их совершенствованию.

Организована работа в целях снижения зависимости российского аграрного рынка от импортного генетического материала.

Зависимость российского аграрного рынка от иностранных поставщиков в самой уязвимой части продовольственной цепочки и монополизация мирового рынка генетического материала создают реальные угрозы системных сбоев в поставках продовольствия населению, поскольку прекращение поставок семян или племенных животных любым из крупных поставщиков при отсутствии альтернативных источников удовлетворения спроса может привести к одномоментному падению уровня сельскохозяйственного производства в ряде отраслей.

В связи с этим одним из основных направлений деятельности ФАС России является развитие конкуренции на рынке генетического материала и снижение зависимости российского аграрного рынка от импорта генетического материала. Работа по данному направлению осуществляется в рамках исполнения поручения руководителя ФАС России И.Ю. Артемьева от 08.07.2016 N 01-008-ИА/пр. В целях исполнения указанного поручения подготовлены и направлены инициативные письма о ситуации на российском рынке генетического материала Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву (от 14.06.2016 N ИА/40268-ДСП-ПР/16), Секретарю Совета безопасности Российской Федерации (от 20.06.2016 N ИА/41756-ДСП/16).

Во исполнение Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017 - 2018 годы, утвержденного приказом ФАС России от 05.12.2016 N 1718/16, подготовлены Методические рекомендации по проведению анализа рынка семян сахарной свеклы. Целью анализа является оценка состояния конкурентной среды на рынке семян сахарной свеклы в период 2012 - 2015 годов.

В результате проводимой работы в данной сфере, в том числе обобщения информации, полученной от представителей заинтересованных организаций, выявлены следующие проблемы:

1. В Российской Федерации отсутствует механизм контроля ввозимых на территорию Российской Федерации семян. Отсутствие методик проверки и необходимого оборудования не позволяет подтвердить либо опровергнуть информацию, представленную экспортером семенного материала.

2. Несовершенна система внедрения селекционных достижений в производство, не создана индустрия семян.

По мнению ФАС России, необходимо внесение изменений в российское законодательство, предусматривающих возможность снятия патентной защиты на селекционные достижения, что позволит снять имеющиеся ограничения по использованию иностранных патентов.

Кроме того, для привлечения в отрасль инвестиций необходимо законодательно предусмотреть возможность передачи права на использование научных разработок, права на которые принадлежат государству, бизнесу, возможно даже на безвозмездной основе. При этом научно-исследовательские институты могут быть задействованы в оказании услуг для бизнеса при доведении семян до товарного вида и введении их в оборот.

ФАС России при обращении в Правительство Российской Федерации в письме от 14.06.2016 N ИА/40268-ДСП-ПР/16 предложила следующие первоочередные меры для урегулирования ситуации в отрасли:

- пересмотреть действующие меры поддержки сельхозтоваропроизводителей, сконцентрировав их на создании сельскохозяйственных центров генетики и стимулировании частных инвестиций в селекционную и племенную работу;

- создать механизмы введения в оборот селекционных достижений, права на которые принадлежат государству, для последующего использования в селекции;

- либерализовать режим использования генетической информации, охраняемой патентами в сфере агрогенетики, в том числе за счет ее свободного использования;

- обеспечить контроль сделок иностранных компаний, предметом которых являются интеллектуальные права на генетический материал;

- распространить антимонопольное законодательство на практику злоупотребления правами на интеллектуальную собственность в сфере агрогенетики, результатом которой является ограничение конкуренции.

ФАС России принимает непосредственное участие в работе по введению механизма товарных интервенций на рынке молока и молочной продукции.

В условиях сохраняющейся негативной ситуации на рынке сырого молока (дефицита сырьевой базы) вопрос ценообразования на сырое молоко продолжал стоять на повестке дня Правительства Российской Федерации в 2016 году.

В феврале 2016 года во исполнение поручений по итогам совещаний в Правительстве Российской Федерации от 19 ноября 2015 г. N АД-П11-232пр и от 29.12.2015 N АД-П11-251пр ФАС России согласована разработанная Минсельхозом России, в том числе по предложению Службы, Концепция проведения государственных закупочных и товарных интервенций на рынке молока и молочной продукции, а также план мероприятий ("дорожная карта") по разработке нормативной правовой базы, необходимой для проведения интервенций на рынке молока и молочной продукции.

В рамках выполнения плана мероприятий по разработке нормативной правовой базы, обеспечивающей проведение интервенций на рынке молока и молочной продукции, ФАС России согласованы проект приказа Минсельхоза России "Об определении предельных уровней минимальных цен на молоко сухое и масло сливочное при проведении государственных закупочных интервенций в 2016 году", включающего в том числе и цену сырого молока; проект распоряжения Правительства Российской Федерации о реализации при проведении государственных товарных интервенций молока сухого и масла сливочного производства 2016 года из запасов интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия без проведения биржевых торгов.

ФАС России представлены замечания на проект приказа Минсельхоза России "О размере платы в 2016 году за услуги по хранению молока сухого и масла сливочного интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции".

Целью проведения "молочных" интервенций является стабилизация цен на рынке сырого молока и поддержание доходов сельхозпроизводителей, осуществляющих его (сырого молока) производство.

При этом для достижения указанных целей необходимо осуществление закупочных и товарных интервенций, предметом которых являются продукты переработки сырого молока - молоко и молочная продукция, произведенные не только сельхозтоваропроизводителями, но и организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сырого молока, не являющимися сельхозтоваропроизводителями.

В настоящее время в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ) закупка сельскохозяйственной продукции, являющейся предметом закупочных интервенций, может осуществляться только у сельхозтоваропроизводитей.

В целях реализации в полной мере положений статьи 14 Закон N 264-ФЗ при проведении государственных закупочных интервенций в отношении молока и молочной продукции Минсельхозом России при участии ФАС России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" в части расширения круга лиц, участвующих в проведении государственных закупочных интервенций, организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции не из производимого ими сырья, то есть не являющимися сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Кроме того, в соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации ФАС России рассмотрела проект федерального закона о внесении изменений в статью 14 Закона N 264-ФЗ, а также проект заключения Правительства Российской Федерации на указанный законопроект.

ФАС России направлены в адрес Минсельхоза России замечания по проектам указанных документов.