3.7.1. Контроль химической промышленности

Среди отраслей химической промышленности производство минеральных удобрений является отраслью, влияющей на продовольственную безопасность страны.

В феврале 2016 года ФАС России согласован проект модельного Соглашения о сотрудничестве между органами управления АПК субъекта Российской Федерации и производителями минеральных удобрений, направленного на обеспечение стабильного и полного удовлетворения платежеспособного спроса отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей на минеральные удобрения.

Указанное соглашение предусматривает активный обмен информацией между потребителями и производителями минеральных удобрений о сроках и объемах соответствующих поставок, повышение прозрачности осуществления закупок путем мониторинга текущей ситуации с заключением и исполнением договоров.

Реализация соглашения позволяет в плановом режиме проводить сезонные посевные работы, а также позволяет производителям наиболее эффективно осуществлять выпуск и отгрузку минеральных удобрений на внутренний рынок.

В целях обеспечения равнодоступности минеральных удобрений для сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также устранения административных и иных барьеров для входа на указанный рынок новых поставщиков указанной продукции и развития конкуренции ФАС России даны предложения о проведении в средствах массовой информации, в том числе электронных, информационного сопровождения осуществляемых на уровне регионов закупок минеральных удобрений.

Разработанные ФАС России предложения по указанному проекту были учтены Минсельхозом России и, таким образом, снизились риски нарушения антимонопольного законодательства, в том числе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В части осуществления антимонопольного контроля деятельности производителей минеральных удобрений ФАС России по поручению Правительства Российской Федерации осуществляет ежемесячный мониторинг ценообразования на указанный товар. Обобщенные данные представляются в Минсельхоз России.

В результате действий ФАС России совместно с Минсельхозом России и участниками рынка поставки минеральных удобрений к сезонным полевым работам в 2016 году полностью удовлетворили спрос.

Также в 2016 году ФАС России принимала участие в разработке федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" и статью 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе".

Проведен анализ рынка минеральных удобрений, по результатам которого выданы рекомендации участникам рынка.

Пример значимого дела:

Дело в отношении ПАО "Химпром" на рынке ЭТС-40

Необоснованное завышение I квартале 2015 г. затрат по статье "общепроизводственные затраты" на 2 117 руб/т и по статье "общехозяйственные затраты" на 6 904,5 руб/т привело к тому, что рост цены товара в I квартале 2015 г. мог быть значительно ниже, чем фактически осуществленный (с 87 000 руб/т до 142 000 руб/т).

По результатам рассмотрения дела N 1-10-202/00-06-15, возбужденного по признакам нарушения антимонопольного законодательства, ФАС России решением от 25.03.2016 признала ПАО "Химпром" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции на рынке ЭТС-40 (путем установления монопольно высокой цены на товар) и выдала предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (путем исключения необоснованных затрат на производство ЭТС-40).

Решение ФАС России было обжаловано. Суд первой инстанции признал решение антимонопольного органа законным. Решение суда обжаловано в апелляционном порядке.

Пример выдачи предупреждений

В октябре 2016 года ФАС России выдала ЗАО Фирма "Август" и АО "Щелково Агрохим", занимающим коллективное доминирующее положение на рынке инсектицидов, предупреждения о прекращении совершения действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства путем надлежащего рассмотрения оферт на заключение договоров поставки указанного товара.

Выданные предупреждения исполнены в установленный срок.