Дерегулирование сферы деятельности по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам

Пунктом IV протокола заседания Правления ФАС России от 13 октября 2015 г. N 3 принято решение о необходимости проработки вопроса по дерегулированию сферы деятельности по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

В настоящее время ФАС России завершен анализ услуг по транспортировке нефтепродуктов.

По результатам данного исследования установлено, что услуги по транспортировке нефтепродуктов на внутренний рынок осуществляются трубопроводным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом в следующих долях: железнодорожный транспорт - более 70%, трубопроводный - менее 13%, авто - менее 9%, водный - менее 1%.

Таким образом, транспортировка нефтепродуктов железнодорожным и трубопроводным транспортом являются альтернативными.

Доли транспортировки светлых нефтепродуктов на экспорт железнодорожным и трубопроводным транспортом составляют 48,4% и 44,6% соответственно.

Сеть железных дорог более разветвлена, чем система трубопроводов, в связи с чем при транспортировке нефтепродуктов трубопроводом необходимо применять комбинированную транспортировку (труба + авто, труба + ж/д и т.д.), что уравнивает стоимость транспортировки указанными видами транспорта.

Таким образом, тарифы ПАО "Транснефть" не могут быть существенно повышены без угрозы значительной потери рынка, так как стоимость транспортировки трубопроводом окажется выше стоимости доставки железнодорожным транспортом.

Необходимо отметить, что доля транспортировки нефтепродуктов в выручке ПАО "Транснефть" составляет 6%, что позволяет сделать вывод о том, что транспортировка нефтепродуктов не является основным видом деятельности общества.

По итогам проведенного анализа ФАС России в целях контроля за соблюдением требований по обеспечению условий конкуренции посчитала необходимым:

- оставить ПАО "Транснефть" в Реестре субъектов естественных монополий;

- применять в отношении ПАО "Транснефть" ценовой мониторинг.

28.10.2016 итоги анализа были обсуждены на Экспертном совете по развитию конкуренции на рынках нефти и нефтепродуктов при ФАС России совместно с представителями Минэнерго России, Минэкономразвития России, ОАО "РЖД", ПАО "Транснефть", нефтяных компаний, аналитических агентств и иных организаций. По результатам Экспертного совета приняты следующие решения:

- о целесообразности вынесения вопроса дерегулирования деятельности ПАО "Транснефть" по транспортировке нефтепродуктов на заседание Правления ФАС России;

- в отношении ПАО "Транснефть" и его аффилированных лиц изменить государственное регулирование (не применять ценовое регулирование) на услуги по транспортировке нефтепродуктов, при этом ПАО "Транснефть" и его аффилированные лица оставить в Реестре субъектов естественных монополий и применять в отношении их ценовой мониторинг.

Вышеуказанное и исполнение Меморандума о сотрудничестве между ФАС России, ПАО "Транснефть" и АО "СПбМТСБ" позволят обеспечить прозрачность деятельности регулируемой организации и повысить гибкость и устойчивость российской экономики, а также послужат формированию рыночных (конкурентных) цен на транспортировку нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

О результатах проведенного исследования и предложениях по дальнейшему развитию данного товарного рынка ФАС России письмом от 26.12.2016 N ИА/90063-ПР/16 проинформировала Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева с просьбой поддержать предложение ФАС России об изменении ценового регулирования в отношении ПАО "Транснефть".