Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Утверждено

приказом Федеральной службы

по экологическому, технологическому

и атомному надзору

от 24 января 2018 г. N 29

РУКОВОДСТВО

ПО БЕЗОПАСНОСТИ "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ

ТЕХНОГЕННЫХ СОБЫТИЙ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ

НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА"

1. Руководство по безопасности "Методические рекомендации по классификации техногенных событий в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса" (далее - Руководство) разработано в целях содействия соблюдению требований Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 52, ст. 5498; 2009, N 1, ст. 17, 21; N 52, ст. 6450; 2010, N 30, ст. 4002; N 31, ст. 4195, 4196; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590, 4591, 4596; N 49, ст. 7015, 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3478; 2015, N 1, ст. 67; N 29, 4359; 2016, N 23, ст. 3294; N 27, ст. 4216; 2017, N 9, ст. 1282; N 11, ст. 1540) и Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. N 480 (зарегистрирован в Минюсте России 8 декабря 2011 г., регистрационный N 22520).

2. В Руководстве применяются сокращения, а также термины и определения, приведенные в приложениях N 1 и 2 к настоящему Руководству.

3. Настоящее Руководство содержит рекомендации по классификации техногенных событий промышленной безопасности на ОПО НГК (далее - техногенные события в области промышленной безопасности).

4. Под техногенными событиями в области промышленной безопасности в настоящем Руководстве понимаются аварии, инциденты, предпосылки к инцидентам и нарушения в системе управления промышленной безопасностью/производственном контроле и (или) опасные отклонения технологических параметров.

5. Настоящее Руководство рекомендуется применять при расследовании и учете аварий и инцидентов; оценке эффективности СУПБ и ПК; определении уровня безопасности ОПО НГК; анализе опасностей и оценке риска аварий; разработке документов эксплуатирующих организаций по учету аварий, по расследованию и учету инцидентов, учету и предупреждению нарушений требований промышленной безопасности; разработке ПМЛА, деклараций промышленной безопасности, обоснования безопасности ОПО НГК; разработке мероприятий по обеспечению дистанционного контроля на ОПО НГК.

6. Техногенные события в области промышленной безопасности рекомендуется классифицировать исходя из технологических особенностей ОПО НГК, признаков реализации опасности аварий, тяжести последствий на четыре уровня опасности:

1-ый уровень - авария;

2-ой уровень - инцидент;

3-ий уровень - предпосылка к инциденту (далее - предпосылка);

4-ый уровень - нарушения в СУПБ/ПК и (или) отклонения технологических параметров выше регламентированных, но без превышения предельно допустимых значений, в том числе регистрируемые дистанционным контролем на ОПО НГК.

7. Классификацию техногенных событий по уровням опасности рекомендуется осуществлять посредством идентификации признаков опасности техногенного события с сопоставлением возможных последствий события, указанных в приложении N 3 к настоящему Руководству.

8. Пороговые количества выбросов ОВ на ОПО НГК (кроме ОВ, транспортируемых по линейной части магистральных газопроводов, нефте- и нефтепродуктопроводов, промысловых трубопроводов, продуктопроводов и сетям газораспределения/газопотребления) представлены в таблице N 1 приложения N 4 к настоящему Руководству.

9. В таблице N 2 приложения N 4 к настоящему Руководству представлены пороговые количества выбросов ОВ, транспортируемых по линейной части магистральных газопроводов, нефте- и нефтепродуктопроводов, промысловых трубопроводов, продуктопроводов и сетей газораспределения/газопотребления, без нарушения условий жизнедеятельности, устанавливаемых в соответствии с Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от 30 декабря 2011 г. N 795, с изменениями на 14 июля 2016 г. (зарегистрирован в Минюсте России 11 марта 2012 г., регистрационный N 23433).

10. Массу выброса ОВ при техногенном событии рекомендуется определять с использованием моделей, соответствующих специфике объекта и изложенных в следующих руководствах по безопасности для ОПО НГК:

руководство по безопасности "Методика оценки риска аварий на опасных производственных объектах нефтегазоперерабатывающей, нефте- и газохимической промышленности", утвержденное приказом Ростехнадзора от 29 июня 2016 г. N 272;

руководство по безопасности "Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов", утвержденное приказом Ростехнадзора от 17 июня 2016 г. N 228;

руководство по безопасности "Методика моделирования распространения аварийных выбросов опасных веществ", утвержденное приказом Ростехнадзора от 20 апреля 2015 г. N 158;

руководство по безопасности "Методика оценки последствий аварий на взрывопожароопасных химических производствах", утвержденное приказом Ростехнадзора от 20 апреля 2015 г. N 160;

руководство по безопасности "Методика анализа риска аварий на опасных производственных объектах нефтегазодобычи", утвержденное приказом Ростехнадзора от 17 августа 2015 г. N 317;

руководство по безопасности "Методика анализа риска аварий на опасных производственных объектах морского нефтегазового комплекса", утвержденное приказом Ростехнадзора от 16 сентября 2015 г. N 364;

руководство по безопасности "Методика оценки риска аварий на технологических трубопроводах, связанных с перемещением взрывопожароопасных газов", утвержденное приказом Ростехнадзора от 17 сентября 2015 г. N 365;

руководство по безопасности "Методика оценки риска аварий на технологических трубопроводах, связанных с перемещением взрывопожароопасных жидкостей", утвержденное приказом Ростехнадзора от 17 сентября 2015 г. N 366.

11. Показатели, характеризующие техногенные события 4-го уровня, рекомендуется определять внутренними документами организации, эксплуатирующей ОПО НГК. При этом могут быть использованы показатели из числа указанных в приложении N 5 к настоящему Руководству, дополненные иными показателями, наиболее репрезентативно характеризующими работу СУПБ/ПК или организационно-технические меры безопасности на ОПО НГК.

12. Описание примеров техногенных событий на ОПО НГК с учетом их технологической специфики приведены в приложениях N 6 - 10 к настоящему Руководству. Данные примеры будут соответствовать указанному уровню события при наличии последствий, указанных в приложении N 3 к настоящему Руководству.

13. Организация, эксплуатирующая ОПО, на котором произошло техногенное событие 1-го или 2-го уровня, информирует о событии и проводит другие мероприятия в соответствии с Порядком проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. N 480 (зарегистрирован в Минюсте России 8 декабря 2011 г., регистрационный N 22520).

14. В случае если событие 1-го или 2-го уровня, произошедшее на объектах магистрального трубопроводного транспорта, связанное с несанкционированной врезкой, классифицировано правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние, то данное событие может быть отнесено к событию уровнем ниже.

15. Порядок учета и анализа событий 3-го и 4-го уровней рекомендуется определять локальными документами организации, эксплуатирующей ОПО НГК.

16. Результаты анализа причин возникновения техногенных событий 1-го - 4-го уровня рекомендуется использовать при оценке и принятии на ОПО НГК превентивных мер предупреждения аварий, инцидентов при ежегодном анализе функционирования СУПБ и подготовке отчетов по СУПБ и ПК, реализации системы дистанционного контроля на ОПО НГК.