На 2021 - 2023 годы заключено новое Генеральное соглашение.

IV. Социальное страхование, социальная защита, развитие отраслей социальной сферы

IV. Социальное страхование, социальная защита, развитие

отраслей социальной сферы

В целях развития эффективной и устойчивой системы обязательного социального страхования, повышения уровня социальной защиты работающих граждан Стороны принимают на себя следующие обязательства:

4.1. Продолжить работу по формированию системы защиты работников от социальных рисков на основе страховых принципов и осуществить в этих целях меры, направленные на:

развитие социального страхования и соблюдение страховых принципов;

перевод нестраховых выплат в систему государственной социальной помощи;

обеспечение безусловной выплаты гражданам гарантированных видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;

совершенствование методики расчета размера пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

переход к определению тарифов страховых взносов и обязательств по видам обязательного социального страхования на основе актуарных расчетов;

определение правового статуса государственных внебюджетных фондов, механизмов участия социальных партнеров в управлении и контроле за формированием и целевым расходованием страховых средств;

обеспечение финансовой устойчивости государственных внебюджетных фондов, в том числе за счет источников, отличных от страховых взносов;

недопущение изъятия средств государственных внебюджетных фондов на цели, не предусмотренные законодательством обязательного социального страхования, их перераспределение между бюджетами фондов на безвозвратной основе;

повышение информационной открытости государственных внебюджетных фондов;

развитие систем добровольного пенсионного, медицинского, социального страхования;

совершенствование порядка формирования пенсионных прав граждан в системе обязательного пенсионного страхования;

продолжение реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 2524-р;

сохранение обязательной страховой составляющей для системы досрочного пенсионного обеспечения по условиям труда, совершенствование тарифной политики в этой сфере.

4.2. Рассматривать в Комиссии до рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации проекты федеральных законов о бюджетах Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период и проекты федеральных законов об исполнении бюджетов указанных фондов, а также проект федерального закона о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на очередной финансовый год и плановый период.

4.3. Рассматривать вопросы эффективности систем обязательного социального страхования.

4.4. Развивать сеть центров реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации.

4.5. Продолжить работу по экономическому стимулированию снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости путем увеличения (в процентном отношении) возвращаемых работодателю страховых взносов на предупредительные меры по снижению травматизма и профзаболеваний, упрощения процедурных вопросов возврата и использования на эти цели страховых взносов.

4.6. Разработать предложения по совершенствованию (реформированию) системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая вопросы сбалансированности доходов и расходов Фонда социального страхования Российской Федерации по этому виду обязательного социального страхования.

4.7. Обеспечить меры, направленные на соблюдение государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, сохранению и укреплению здоровья населения на основе подготовки предложений:

по развитию и совершенствованию системы здравоохранения, обязательного медицинского страхования и усилению защиты прав застрахованных и пациентов;

по совершенствованию мероприятий по диспансеризации населения.

4.8. Продолжить работу по совершенствованию методики определения тарифов страховых взносов в системе обязательного медицинского страхования для неработающих граждан.

4.9. Продолжить работу по интеграции целей и порядков проведения предварительных медицинских осмотров работников и диспансеризации взрослого населения.

4.10. Проводить мониторинг реализации перехода от зачетного принципа выплаты пособий в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством к прямым выплатам, а также введения электронных листков временной нетрудоспособности.

4.11. Содействовать распространению опыта реализации корпоративных социальных программ предприятий и организаций, создаваемых в интересах работников:

по организации доступной сети общественного питания, в том числе горячего и диетического;

по развитию общедоступных учреждений, клубов и спортивных залов;

по поддержке работающих женщин с детьми и лиц с семейными обязанностями;

по профилактике социально значимых заболеваний, в том числе заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции);

по сохранению и укреплению здоровья, созданию условий для здорового образа жизни.

4.12. Совершенствовать механизмы государственно-частного партнерства в социальной сфере, предусматривающие развитие независимой оценки качества услуг в социальной сфере, расширение доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере.

4.13. Поддерживать приток частных инвестиций в социальную сферу.

4.14. Провести консультации по следующим вопросам:

по вопросу вариативности формирования и реализации пенсионных прав самозанятыми гражданами;

по формированию дополнительного пенсионного страхования как для работников бюджетной сферы, так и государственных учреждений;

по вопросу введения системы лекарственного страхования;

по совершенствованию тарифно-бюджетной политики государственных внебюджетных фондов;

по введению платежей работников на обязательное социальное страхование, в первую очередь на пенсионное страхование, определению видов страхования и условия таких платежей;

по стимулированию развития добровольного медицинского страхования, разработке механизма взаимодополнения программ добровольного медицинского страхования и обязательного медицинского страхования;

по функционированию страховых представителей в системе ОМС как основных представителей интересов граждан;

по статусу накопительного компонента;

по определению доли расходов на ведение дела страховыми медицинскими организациями;

по определению критериев обеспеченности населения государственными услугами в социальной сфере (образование, здравоохранение, культура, наука, спорт и др.) с целью формирования системы и механизмов обеспечения бюджетного финансирования сферы социальных услуг (работ) в рамках государственного задания;

по перечню мер, обеспечивающих совершенствование учета отчетности и анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

по определению базового учреждения для сбора, хранения и обработки первичного материала и анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности и разработке программно-математического обеспечения;

по вопросам определения критериев формирования государственного задания на оказание государственных услуг в отраслях социальной сферы и формирования системы и механизмов обеспечения в полном объеме бюджетного финансирования выполнения работ (услуг) в рамках государственного задания.

4.15. Совершенствовать меры государственной поддержки, в том числе экономического стимулирования работодателей, имеющих и содержащих в надлежащем состоянии объекты социальной инфраструктуры, а также работодателей, организующих детский оздоровительный отдых, включая поддержку деятельности стационарных детских оздоровительных учреждений, вопросы землепользования и налогообложения.

4.16. Разработать методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в сфере организации отдыха и оздоровления детей, органов местного самоуправления и организаций отдыха детей и их оздоровления по организации предоставления безопасного отдыха и оздоровления детей в таких организациях, а также разработать предложения по развитию инфраструктуры организаций отдыха детей и их оздоровления, в том числе детей из районов Крайнего Севера.

Ежегодно проводить комплексный анализ итогов проведения детских оздоровительных кампаний.

4.17. В целях повышения уровня социальной поддержки малообеспеченных пенсионеров подготовить предложения по совершенствованию порядка определения прожиточного минимума пенсионера для предоставления социальной доплаты к пенсии.