2. Содержание приоритетного проекта

Цель проекта

Снижение уровня потенциального материального ущерба, причиненного государству участниками внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД), путем сокращения доли таможенных платежей, подлежащих уплате участниками ВЭД высокого уровня риска нарушения таможенного законодательства, на 20% от уровня 2015 года к концу 2018 года и на 50% к концу 2025 года;

Снижение при осуществлении таможенного контроля административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих ВЭД, не менее чем на 20% по сравнению с 2016 годом к концу 2018 года и на 50% к концу 2025 года посредством актуализации и сокращения обязательных требований, минимизации неоправданного вмешательства в деятельность подконтрольных субъектов, а также повышения их информированности об обязательных требованиях с целью профилактики нарушений.

Рост индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций на 20% к концу 2018 года и на 50% к концу 2025 года за счет расширения использования информационных систем, а также за счет совершенствования управления кадровым составом и минимизации коррупционных рисков, возникающих в процессе реализации контрольно-надзорных функций, включая оптимальное распределение трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых при осуществлении таможенного контроля.

Показатели проекта и их значения по годам

Показатель

Тип показателя

Базовое значение

Период, год

2017

2018

2019

2020

2025

Снижение доли таможенных платежей, уплаченных субъектами контроля, участвующими в торговом обороте, осуществляющими свою деятельность с высокой степенью риска нанесения материального ущерба федеральному бюджету, в общей сумме таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет, от уровня 2015 года <1>

основной

44%

38%

34%

31%

28%

22%

Рост индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций

аналитический

0% <2>

10%

20%

30%

40%

50%

Снижение уровня административной нагрузки на субъекты контроля, в том числе за счет:

аналитический

100% <3>

90%

80%

70%

65%

50%

Повышения доли автоматически выпущенных электронных деклараций на товары, поданных субъектами контроля низкого уровня риска нарушения таможенного законодательства на экспортируемые товары

аналитический

20%

не менее 25%

не менее 30%

не менее 60%

не менее 80%

не менее 80%

Повышения доли автоматически выпущенных электронных деклараций на товары, поданных субъектами контроля низкого уровня риска нарушения таможенного законодательства на импортируемые товары

аналитический

0%

не менее 5%

не менее 25%

не менее 50%

не менее 80%

не менее 80%

Повышения доли таможенных досмотров, проведенных при таможенном декларировании товаров, ввозимых субъектами контроля высокого уровня риска нарушения таможенного законодательства, в общем объеме таможенных досмотров ввозимых товаров

аналитический

84%

не менее 37%

не менее 41%

не менее 45%

не менее 53%

не менее 60%

Снижение доли таможенных досмотров, проведенных при таможенном декларировании товаров, ввозимых субъектами контроля среднего уровня риска нарушения таможенного законодательства, в общем объеме таможенных досмотров ввозимых товаров

аналитический

не более 48%

не более 45%

не более 42%

не более 35%

не более 30%

Снижение доли таможенных досмотров, проведенных при таможенном декларировании товаров, ввозимых субъектами контроля низкого уровня риска нарушения таможенного законодательства, в общем объеме таможенных досмотров ввозимых товаров

аналитический

16%

не более 15%

не более 14%

не более 13%

не более 12%

не более 10%

Доля таможенных платежей, дополнительно начисленных по результатам применения системы управления рисками при таможенном декларировании товаров субъектами контроля, не отнесенными к категории низкого уровня риска нарушения таможенного законодательства, в общей сумме дополнительно начисленных таможенных платежей по результатам применения системы управления рисками

аналитический

80%

не менее 83%

не менее 85%

не менее 85%

не менее 87%

не менее 90%

Доля дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам применения системы управления рисками при таможенном декларировании товаров подконтрольными субъектами, не отнесенными к категории низкого уровня риска нарушения таможенного законодательства, в общей сумме дополнительно начисленных таможенных платежей по результатам применения системы управления рисками

аналитический

85%

не менее 87%

не менее 90%

не менее 90%

не менее 93%

не менее 95%

Доля подконтрольных (поднадзорных) объектов, в отношении которых внедрены проверочные листы, содержащие перечень обязательных требований, % <4>

основной

0

80%

100%

100%

100%

100%

Доля таможенных операций и услуг, осуществляемых таможенными органами в электронном виде, по которым предоставлена возможность использования электронного сервиса "Личный кабинет участника ВЭД"

аналитический

10%

20%

35%

50%

65%

90%

Результаты проекта

Этап I (2017 год):

По проекту 1 "Система управления рисками":

- Доклад в проектном комитете о применении системы управления рисками в ФТС России.

- Проведен анализ системы управления рисками ФТС России на соответствие Базовой модели определения категории риска <5>. Подготовлены предложения по его результатам.

- Плановые таможенные проверки на 2018 год и последующие годы основаны на применении риск-ориентированного подхода.

- Разработаны подходы по внедрению межведомственных карт (профилей) рисков на отдельные категории подконтрольных объектов (требующие межведомственного взаимодействия).

По проекту 2 "Система оценки КНД":

- Проведение анализа (аудита) с целью доклада в Проектном комитете о существующей в ФТС России системе оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.

- Утверждены перечни и значения показателей результативности и эффективности, соответствующие Базовой модели определения показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.

- Утверждены показатели результативности и эффективности и их значения для центрального аппарата и территориальных таможенных органов.

- Определены механизмы контроля за достижением показателей результативности и эффективности.

- Обеспечена публичность и доступность показателей результативности и эффективности и их значений.

- Проведена проверка достоверности, полноты и точности расчета отдельных показателей результативности и эффективности деятельности, уточнены формулы их расчета и источники первичных данных, в том числе с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО).

По проекту 3 "Систематизация обязательных требований":

- Установлены исчерпывающие перечни нормативных правовых актов Евразийского экономического союза и Российской Федерации, содержащих обязательные требования, предъявляемые к подконтрольным объектам, и размещены на официальном сайте ФТС России.

- Обеспечено принятие правовых актов, определяющих порядок систематической оценки эффективности обязательных требований с учетом установленных Минюстом России общих требований и реализуется соответствующий механизм.

- Обеспечена реализация пилотного проекта по внедрению использования проверочных листов <6>.

- Проведен анализ нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, и подготовлен план переработки нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, в рамках работы по приведению нормативных правовых актов Российской Федерации о таможенном деле в соответствие с правом ЕАЭС.

- Обеспечено участие в экспертной рабочей группе при рабочей группе "таможенный контроль" Минюста России по подготовке дорожных карт по актуализации нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, которые указанными рабочими группами признаны требующими актуализации, а также принятие нормативных правовых актов, актуализирующих обязательные требования в соответствии с установленными дорожными картами и приоритетным проектом "Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований" сроками.

- Проведена систематизация (выборка) обязательных требований в соответствии с подготовленной Минюстом России методикой.

- Приняты меры по оптимизации обязательных требований (включая отмену неэффективных и избыточных обязательных требований), а также по актуализации соответствующих нормативных правовых актов Евразийского экономического союза и Российской Федерации.

По проекту 4 "Профилактика":

- Размещен на сайте ФТС России годовой доклад (обзор) по правоприменительной практике, статистике типовых и массовых нарушений обязательных требований с описанием возможных мероприятий по их устранению ("как делать нельзя").

- Размещен на сайте ФТС России годовой доклад (обзор) с руководством по соблюдению обязательных требований таможенного законодательства, разъяснением новых требований нормативных правовых актов и вопросов, связанных с их реализацией ("как делать нужно (можно)").

- Проведены ежеквартальные публичные мероприятия для участников ВЭД в ФТС России и РТУ по вопросам правоприменительной практики, включая результаты проведенного таможенного контроля, сведения о подготовленных нормативных и иных правовых актах, а также иных актах, носящих рекомендательный характер, в области таможенного дела по таможенному контролю в части соблюдения обязательных требований таможенного законодательства, с размещением итогов публичных мероприятий на сайтах таможенных органов.

По проекту 5 "Кадры":

- Проведен комплексный анализ функциональных процессов кадрового обеспечения контрольно-надзорной деятельности таможенных органов.

- Разработан адаптированный с учетом специфики деятельности ФТС России стандарт кадрового менеджмента, направленный на совершенствование комплекса кадровых технологий в таможенных органах, позволяющих кадровым подразделениям достичь максимального эффективного применения кадрового потенциала для выполнения таможенными органами своих задач и функций, с учетом риск-ориентированного подхода (после утверждения Минтрудом России стандартов кадрового менеджмента).

- Разработаны детализированные квалификационные требования к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей гражданской службы, по которым предусмотрено осуществление контрольно-надзорных полномочий.

- Организована работа по переработке должностных регламентов гражданских служащих, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия с учетом детализированных квалификационных требований.

- Организовано проведение ежегодной (текущей) оценки профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия.

- Организовано обучение государственных служащих, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, в государственном казенном образовательном учреждении высшего образования "Российская таможенная академия" (иных образовательных организациях) по программам дополнительного профессионального образования, в том числе по программам дополнительного образования "Система управления рисками в таможенных органах".

- Организовано проведение ежегодного конкурса на лучший коллектив таможенных органов, добившихся высоких результатов в обеспечении экономической безопасности государства и внесших вклад в решение задач, стоящих перед ФТС России и таможенными органами (лучший коллектив пограничной таможни, лучший коллектив внутренней таможни, лучший коллектив внутреннего таможенного поста, лучший коллектив таможенного поста в автомобильном пункте пропуска, лучший коллектив таможенного поста в отличном от автомобильном пункта пропуска (морского (речного), железнодорожного, воздушного).

- Организована работа по использованию комплекса программных средств "Система тестирования уровня знаний должностных лиц таможенных органов" (КПС "Инфо-контроль"), предназначенного для автоматизации деятельности должностных лиц таможенных органов (категория "руководитель" и инспекторский состав) по тренировке и тестированию уровня знаний в области таможенного дела (в том числе контрольно-надзорной деятельности таможенных органов), а также контроля уровня знаний.

- Проведен анализ необходимости оптимизации организационной структуры таможенных органов с учетом усиления кадрового состава подразделений, к функциям которых относится осуществление контрольно-надзорных полномочий, а также кадровых подразделений.

- Принято участие в мероприятиях, организованных Минтрудом России, по профессиональному развитию государственных служащих кадровых подразделений - специалистов в HR-технологиях по дополнительным профессиональным программам в области управления персоналом (HR-менеджмента).

- Принято участие в обучении, в том числе дистанционном, организованном Минтрудом России, управленческих команд ФТС России и таможенных органов современным методам реализации контрольно-надзорной деятельности, управленческими компетенциями (soft-skills, управление изменениями, навыки проектного управления).

По проекту 6 "Профилактика коррупции":

- Утверждены карты коррупционных рисков, дифференцированных с учетом категории замещаемых должностей и полномочий на принятие управленческих решений (далее - карты коррупционных рисков), включающие риски при организации контрольно-надзорных мероприятий в центральном аппарате, на уровне руководителей территориальных органов и инспекторского состава.

- На основании подготовленных карт коррупционных рисков разработан комплекс правовых и организационных мероприятий по минимизации выявленных коррупционных рисков, учитывающий особенности коррупционных рисков, возникающих на разных уровнях принятия управленческих решений (далее - комплекс правовых и организационных мер по минимизации коррупционных рисков), включая:

- корректировку нормативных правовых актов, в том числе порядков и административных регламентов осуществления контрольно-надзорных функций и иных правовых актов, в целях упорядочивания административных процедур, исключения противоречий и пробелов в правовом регулировании, создающих коррупционные риски;

- регламентацию организационных процессов контрольно-надзорной деятельности;

- повышение объективности, обоснованности и прозрачности при принятии решений должностными лицами посредством установления четких оснований и критериев принятия таких решений;

- обеспечение прозрачности, понятности и выполнимости административных процедур;

- оснащение инспекторского состава техническими средствами фото-, видео- и аудиозаписи при проведении таможенного контроля;

- обеспечение взаимодействия с Минтрансом России по оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, в целях минимизации коррупционных рисков;

- ограничение возможности неоднократного проведения таможенного контроля в отношении подконтрольного субъекта одним и тем же должностным лицом; <7>

- сокращение количества дней на подготовку гражданам и организациям разъяснений законодательства Российской Федерации в сфере контроля (надзора) в целях защиты прав субъектов контроля (надзора);

- организацию проведения регулярного мониторинга информации о возможных коррупционных правонарушениях, совершенных должностными лицами, в том числе информации, содержащейся в жалобах, обращениях граждан и организаций, а также публикациях в средствах массовой информации;

- информирование подконтрольных субъектов о последствиях совершения коррупционных правонарушений и преступлений коррупционной направленности.

- Организована реализация профилактических мероприятий, направленных на соблюдение установленных антикоррупционных запретов, ограничений и требований лицами, замещающими должности, связанные с высоким коррупционным риском, а также формирование у таких лиц нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям.

- Принято участие в организации проведения социологического исследования уровня коррупции в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия.

- Организовано рассмотрение вопроса о корректировке плана проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов с учетом внесения изменений в законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе.

- Организовано получение дополнительного профессионального образования по дополнительным профессиональным программам должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, а также лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, связанные с высоким коррупционным риском, по антикоррупционной тематике в целях совершенствования их профессионального уровня.

- Организовано размещение информации о результатах работы по исполнению мероприятий на сайте ФТС России и таможенных органов.

По проекту 7 "Автоматизация КНД":

- Проведен анализ задач, решение которых необходимо обеспечить в рамках реализации ведомственного приоритетного проекта ФТС России по всем направлениям приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности".

- Сформированы функциональные требования на доработку ведомственных информационных систем/создание новых информационных систем ФТС России в соответствии с разработкой новой (внесением изменений в существующую) нормативной правовой базой ФТС России (Минфин России).

- Проанализированы разработанные Минкомсвязи России комплексные требования к информационным системам, обеспечивающим выполнение контрольно-надзорных функций органами исполнительной власти (Стандарт информатизации КНД), являющихся элементами архитектуры единой информационной среды контрольно-надзорной деятельности.

- Разработаны требования на доработку ведомственных информационных систем/создание новых информационных систем ФТС России с учетом Стандарта информатизации КНД.

- В информационной системе ФТС России минимизирован ручной ввод сведений о проверяемых субъектах (объектах), если сведения возможно получить в электронном виде с использованием СМЭВ.

- В информационной системе ФТС России обеспечена возможность формирования в электронном виде реестра учетных данных о проверках для их последующей передачей в Единый реестр проверок (ЕРП).

- Разработаны требования на доработку электронного сервиса "Личный кабинет участника ВЭД" по разъяснению нормативных актов, содержащих обязательные требования.

- Обеспечено развитие ведомственного информационного сервиса в составе сервисов "Личный кабинет участника ВЭД" в части реализации механизмов "самодекларирования" ("самообследования") проверяемых субъектов. <6>

- Разработаны механизмы информационного взаимодействия ФТС России и ФНС России в части обмена результатами категорирования проверяемых субъектов. <6>

- Обеспечено информационное взаимодействие программных средств ЕАИС таможенных органов с ЕПГУ, ЕСИА и ГАС "Управление". <8>

- Сформирован план доработок ведомственных информационных систем на 2018 год с учетом функциональных требований и лимитов выделенного бюджетного финансирования.

Этап II (2018 год):

По проекту 1 "Система управления рисками":

- Внедрены межведомственные карты (профили) рисков (по товарам, требующим межведомственного взаимодействия) и проводятся международные сопоставления эффективности систем управления рисками.

По проекту 2 "Система оценки КНД":

- Обеспечена автоматизация расчета показателей результативности и эффективности, позволяющая анализировать указанные данные в автоматическом режиме.

- По отдельным направлениям таможенного контроля информация о достижении и (или) недостижении показателей результативности и эффективности является основой для принятия управленческих решений, в том числе оптимизации и совершенствования системы управления, в системах мотивации сотрудников, распределения ресурсов, планирования и проведения контрольно-надзорных мероприятий.

По проекту 3 "Систематизация обязательных требований":

- Обеспечено участие в экспертной рабочей группе при рабочей группе "таможенный контроль" Минюста России по подготовке дорожных карт по актуализации нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, которые указанными рабочими группами признаны требующими актуализации, а также принятие нормативных правовых актов, актуализирующих обязательные требования в соответствии с установленными дорожными картами и приоритетным проектом "Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований" сроками.

- Обеспечено принятие правовых актов, определяющих порядок систематической оценки эффективности обязательных требований для обеспечения минимизации рисков и предотвращения негативных социальных или экономических последствий с участием предпринимательского сообщества и с использованием "личных кабинетов" с учетом установленных Минюстом России общих требований и реализуется соответствующий механизм.

- Проведена систематизация (выборка) обязательных требований в соответствии с подготовленной Минюстом России методикой для целей их использования в информационных системах.

- Внедрено использование проверочных листов, содержащих исчерпывающий перечень обязательных требований, наиболее значимых с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда, в том числе в электронном виде в "Личном кабинете" подконтрольных объектов.

По проекту 4 "Профилактика":

- Внедрен Стандарт профилактики 1-го уровня.

- Проведена оценка необходимости профилактических мероприятий для участников ВЭД.

- Организовано досудебное обжалование решений, в том числе в электронном виде с использованием "Личного кабинета участника ВЭД".

По проекту 5 "Кадры":

- Внедрен адаптированный с учетом специфики деятельности ФТС России стандарт кадрового менеджмента,

направленный на совершенствование комплекса кадровых технологий в таможенных органах, позволяющих кадровым подразделениям достичь максимального эффективного применения кадрового потенциала для выполнения таможенными органами своих задач и функций, с учетом риск-ориентированного подхода.

- Продолжена ежегодная (текущая) оценка профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия.

- Осуществлено обучение, организованное Минтрудом России, государственных служащих кадровых подразделений по дополнительным профессиональным программам в области управления персоналом (HR-менеджмента).

- Завершена работа по переработке должностных регламентов гражданских служащих, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия с учетом детализированных квалификационных требований.

- Организована работа по использованию комплекса программных средств "Система тестирования уровня знаний должностных лиц таможенных органов" (КПС "Инфо-контроль"), предназначенного для автоматизации деятельности должностных лиц таможенных органов (категория "руководитель" и инспекторский состав) по тренировке и тестированию уровня знаний в области таможенного дела (в том числе контрольно-надзорной деятельности таможенных органов), а также контроля уровня знаний.

- Организовано обучение государственных служащих, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, в государственном казенном образовательном учреждении высшего образования "Российская таможенная академия" (иных образовательных организациях) по программам дополнительного профессионального образования, в том числе по программам дополнительного образования "Система управления рисками в таможенных органах".

- Организовано проведение ежегодного конкурса на лучший коллектив таможенных органов, добившихся высоких результатов в обеспечении экономической безопасности государства и внесших вклад в решение задач, стоящих перед ФТС России и таможенными органами (лучший коллектив пограничной таможни, лучший коллектив внутренней таможни, лучший коллектив внутреннего таможенного поста, лучший коллектив таможенного поста в автомобильном пункте пропуска, лучший коллектив таможенного поста в отличном от автомобильном пункта пропуска (морского (речного), железнодорожного, воздушного).

По проекту 6 "Профилактика коррупции":

- Организована ротация федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности, связанные с высоким коррупционным риском.

- Организована реализация комплекса правовых и организационных мер по минимизации коррупционных рисков.

- Организована реализация профилактических мероприятий, направленных на соблюдение установленных антикоррупционных запретов, ограничений и требований лицами, замещающими должности, связанные с высоким коррупционным риском, а также формирование у таких лиц нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям.

- Организовано получение дополнительного профессионального образования по дополнительным профессиональным программам должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, а также лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, связанные с высоким коррупционным риском, по антикоррупционной тематике в целях совершенствования их профессионального уровня.

- Принято участие в организации проведения социологического исследования уровня коррупции в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия.

- Организовано размещение информации о результатах работы по исполнению мероприятий на сайте ФТС России и таможенных органов.

По проекту 7 "Автоматизация КНД":

- Осуществлена доработка/создание новых ведомственных информационных систем ФТС России для реализации функциональных требований, подготовленных в 2017 году.

- Обеспечена актуализация реестров подконтрольных объектов.

- В информационных системах ФТС России реализован и используется механизм планирования и учета проведения контрольно-надзорными органами профилактических мероприятий, направленных на соблюдение подконтрольными лицами обязательных требований.

- В информационных системах ФТС России реализовано использование Проверочных листов на базе перечней обязательных требований к подконтрольным объектам. Результаты заполнения Проверочных листов таможенным инспектором, либо самим поднадзорным субъектом в "Личном кабинете" ЕПГУ используются в системе КНО для присвоения и актуализации информации об объектах проверок.

- Организована реализация мероприятий по совершенствованию систем взаимодействия таможенных и налоговых органов с учетом создания единого механизма администрирования таможенных и налоговых платежей.

Этап III (2019 - 2025 годы):

По проекту 1 "Система управления рисками":

- Внедрен и применяется в полном объеме 4 уровень Стандарта зрелости ведомственных систем управления рисками.

По проекту 2 "Система оценки КНД":

- Информация о достижении/недостижении показателей результативности и эффективности деятельности является основой для принятия управленческих решений, в том числе оптимизации и совершенствования системы управления, системы мотивации сотрудников, распределения ресурсов, планирования и проведения контрольно-надзорных мероприятий.

- Разработана модель внедрения положений и нормативов распределения (перераспределения) полномочий и финансирования на основании результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности таможенных органов.

По проекту 3 "Систематизация обязательных требований":

- Продолжена систематизация (выборка) обязательных требований в соответствии с подготовленной методикой с использованием информационных систем.

- Обеспечено принятие нормативных правовых актов, актуализирующих обязательные требования.

- Внедрено использование проверочных листов, содержащих исчерпывающий перечень обязательных требований, наиболее значимых с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда.

По проекту 4 "Профилактика":

- Внедрен и применяется в полном объеме Стандарт комплексной профилактики по таможенному контролю.

- Проведен анализ международных практик комплексных систем профилактики обязательных требований,

используемых таможенными органами ЕАЭС.

- Обеспечено создание и совершенствование механизмов обучения участников ВЭД, в том числе с использованием "Личного кабинета" в сети "Интернет".

По проекту 5 "Кадры":

- Внедрена новая система оплаты труда, призванная повысить мотивацию гражданских служащих к результативной и эффективной деятельности (после внесения изменений в законодательство Российской Федерации).

По проекту 6 "Профилактика коррупции":

- Реализован комплекс правовых и организационных мероприятий по минимизации выявленных коррупционных рисков.

- Обеспечена реализация профилактических мероприятий, направленных на соблюдение установленных антикоррупционных запретов, ограничений и требований лицами, замещающими должности, связанные с высоким коррупционным риском, а также формирование у таких лиц нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям.

- Обеспечено ограничение возможности неоднократного проведения таможенного контроля в отношении

подконтрольного субъекта одним и тем же должностным лицом.

- Организовано получение дополнительного профессионального образования по дополнительным профессиональным программам должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, а также лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, связанные с высоким коррупционным риском, по антикоррупционной тематике в целях совершенствования их профессионального уровня.

- Принято участие в организации проведения социологического исследования уровня коррупции в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия.

- Организовано размещение информации о результатах работы по исполнению мероприятий на сайте ФТС России и таможенных органов.

По проекту 7 "Автоматизация КНД":

- Осуществлена доработка ведомственных информационных систем ФТС России для реализации функциональных требований, подготовленных в 2018 году, включая организацию межведомственного взаимодействия с поднадзорным субъектом в "Личном кабинете" ЕПГУ с использованием СМЭВ.

- Обеспечена актуализация реестров подконтрольных объектов.

- Сформированы функциональные требования на доработку ведомственных информационных систем/создание новых информационных систем ФТС России в соответствии с разработкой новой (внесением изменений в существующую) нормативной правовой базой ФТС России (Минфин России), в том числе с учетом расширения информационного взаимодействия с ЕПГУ.

Описание модели функционирования результатов проекта

По проекту 1 "Система управления рисками":

На данном этапе в таможенных органах сформирована и применяется система управления рисками 3 уровня Стандарта зрелости ведомственных систем управления рисками.

Дальнейшее совершенствование системы управления рисками в таможенных органах направлено на повышение эффективности по выявлению и пресечению фактов незаконного перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров, которые могут нанести ущерб жизни и здоровью граждан, сохранности животных, растений, иных объектов окружающей среды, поддержанию общественной нравственности, обеспечению обороны страны и безопасности государства, в том числе путем усиления межведомственного взаимодействия.

По проекту 2 "Система оценки КНД":

В ходе реализации проекта по внедрению системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности будут разработаны и внедрены механизмы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, которые позволят сфокусировать основной акцент на профилактических мероприятиях, направленных на максимальное сокращение ущерба жизни и здоровью человека, материального ущерба государства, граждан и организаций.

Реализация данного проекта будет способствовать повышению уровня доверия между государством, предпринимателями и обществом в целом, что в свою очередь позволит сформировать дополнительные условия для роста экономики Российской Федерации. Своевременное осуществление предусмотренных мероприятий позволит повысить индекс качества администрирования контрольно-надзорных функций и тем самым достичь целей, предусмотренных приоритетной программой.

Утверждение имеющих общественную значимость показателей результативности и эффективности деятельности, механизмов контроля их достижения и актуализации позволит улучшить планирование проверочных мероприятий и построить эффективную систему профилактических мероприятий.

По итогам реализации проекта в ФТС России будет применяться система оценки результатов деятельности, основанная на планировании и оценке достигнутых значений утвержденных показателей, учитываемая в процессах стратегического управления контрольно-надзорной деятельностью ФТС России, а также внедрены механизмы мотивации работников в зависимости от достигнутых результатов работы.

По проекту 3 "Систематизация обязательных требований":

Предметом контрольно-надзорной деятельности является проверка соблюдения субъектами контроля обязательных требований. Зачастую субъекты контроля не могут обеспечить соблюдение обязательных требований по причине их информационной недоступности, невозможности определения объема обязательных требований, которые субъектами контроля должны соблюдаться, низкого качества обязательных требований, выражающегося в их дублировании и избыточности.

Поэтапное проведение мероприятий по систематизации, сокращению количества и актуализации обязательных требований снизит административную нагрузку на субъекты контроля посредством повышения их информированности о предъявляемых к ним обязательных требованиях, уровня качества обязательных требований.

На первом этапе работы (2017 год) будут сформированы и размещены на официальном сайте ФТС России исчерпывающие перечни нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования. Сформированные перечни будут являться основой для дальнейшего обсуждения обязательных требований в целях их оптимизации.

Предусматривается проведение анализа нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, и оценка эффективности обязательных требований в целях предотвращения негативных социальных или экономических последствий.

При этом необходимо учитывать, что с принятием Таможенного кодекса ЕАЭС и соответствующих актов Евразийской экономической комиссии произойдут существенные изменения правил таможенного регулирования, которые повлекут необходимость концептуального пересмотра Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и иных актов законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также действующих и (или) принятие новых правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в соответствии с правом ЕАЭС.

Уже сейчас положения Таможенного кодекса ЕАЭС создают базис для упрощения таможенных процедур, вводят приоритет автоматизированных электронных технологий над бумажным документооборотом, стимулируют применение механизмов "единого окна", принципиально меняют подходы к институту уполномоченного экономического оператора, допускают возможность переноса момента уплаты таможенных платежей на этап после выпуска товара и рассрочки/отсрочки платежей.

В этой связи мероприятия по систематизации, сокращению количества и актуализации обязательных требований будут проводиться в рамках работы по приведению нормативных правовых актов Российской Федерации о таможенном деле в соответствие с правом ЕАЭС. Таким образом, пересмотр обязательных требований будет проходить одновременно с формированием новой нормативной правовой базы как на национальном, так и на наднациональном уровне.

При этом ключевым элементом работы по исключению устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований будет взаимодействие с бизнес-сообществом при подготовке нормативных правовых актов, составляющих право ЕАЭС и законодательство Российской Федерации о таможенном деле.

В ходе экспертного обсуждения обязательных требований совместно с предпринимательским сообществом и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти будут выявлены неэффективные обязательные требования. Оценку эффективности обязательных требований, отмену неэффективных и избыточных требований планируется осуществлять по методике, разработанной Минюстом России совместно с Минэкономразвития России и предпринимательским сообществом. При этом установленные в методике подходы к оценке эффективности и организации взаимодействия с предпринимательским сообществом будут внедрены в практику работы ФТС России на постоянной основе.

По результатам экспертного обсуждения будут выявлены обязательные требования, требующие актуализации, и принятия мер по оптимизации неэффективных и избыточных обязательных требований (включая их отмену и актуализацию).

Кроме этого, будут проработаны вопросы о создании исчерпывающих перечней документов, которые таможенный орган может требовать в ходе проверочных мероприятий, нормативном правовом закреплении использования проверочных листов, а также реализованы соответствующие пилотные проекты.

На втором этапе (2018 год) будет продолжена работа по актуализации обязательных требований в рамках работы по приведению нормативных правовых актов Российской Федерации о таможенном деле в соответствие с правом ЕАЭС.

Кроме этого, будет обеспечено принятие правового акта ФТС России, определяющего порядок систематической оценки эффективности обязательных требований для обеспечения предотвращения негативных социальных или экономических последствий с участием предпринимательского сообщества и с использованием личных кабинетов. Привязка каждого обязательного требования к определенному профилю позволит субъектам контроля легко ориентироваться в предъявляемых к ним требованиях. Данная систематизация будет являться основой формирования интерактивных сервисов в сети "Интернет", позволяющих субъектам контроля через "Личный кабинет" определять предъявляемые к нему обязательные требования.

Расширится практика применения проверочных листов, которые будут содержать перечень обязательных требований. Будет подготовлен нормативный правовой акт, закрепляющий использование проверочных листов при проведении таможенного контроля (по отдельным направлениям или подконтрольным субъектам).

На третьем этапе (2019 - 2025 гг.) будет завершена работа по актуализации обязательных требований, результатом которой будет исключение избыточных, дублирующих обязательных требований.

Планируется завершить систематизацию (выборку) обязательных требований, предъявляемых в рамках таможенного контроля, в соответствии с подготовленной методикой с использованием информационных систем.

Достижение перечисленной совокупности результатов приведет к снижению издержек бизнеса на соблюдение обязательных требований, которые устарели и не могут быть выполнены без чрезмерных экономических затрат, соблюдение которых не влияет на уровень безопасности при осуществлении предпринимательской деятельности.

Последовательное и планомерное совершенствование нормативных правовых актов в области таможенного дела позволит обеспечить повышение привлекательности российской юрисдикции для осуществления предпринимательской деятельности и создаст условия для улучшения инвестиционного климата Российской Федерации.

По проекту 4 "Профилактика":

Совершенствование сферы таможенного дела в части того, что проведение таможенного контроля невозможно без изменения систем мотивации структурных подразделений таможенных органов, в компетенцию которых входит проведение таможенного контроля, работу которых необходимо оценивать не по числу выявленных нарушений и наложенных штрафов, а по уровню минимизации рисков нарушений таможенного законодательства и обеспечения полноты уплаты таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а также содействия развитию внешнеэкономической деятельности.

В связи с этим одной из задач является реализация комплекса мер по налаживанию системной профилактической работы, ориентированной на соблюдение участниками ВЭД предъявляемых таможенным законодательством требований, а не только на наказание за нарушение таких требований.

В рамках проекта предусматривается формирование комплексной системы профилактики таможенных органов, направленной на предупреждение нарушения обязательных требований, что позволит снизить издержки как участников ВЭД, так и таможенных органов на проведение более сложных процессуальных форм таможенного контроля и применения мер, обеспечивающих его проведение, на основании поступающей информации о нарушении таможенного законодательства.

Одним из инструментов профилактической деятельности таможенных органов станет обобщение практики проведения таможенного контроля в целях выявления проблем правоприменения. В ходе обобщения правоприменительной практики будет сформирован перечень наиболее частых нарушений со стороны участников ВЭД.

Посредством применения Стандарта комплексной профилактики будет осуществлена организация профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений таможенного законодательства по наиболее частым нарушениям со стороны участников ВЭД, в том числе по отдельным направлениям контроля (таможенная стоимость, классификация, преференции и льготы и иные направления).

Организация профилактических мероприятий в таможенных органах будет построена с учетом Стандарта комплексной профилактики, включающего в себя 2 уровня подобной профилактики.

Достижение 1-го уровня Стандарта комплексной профилактики предполагает, в том числе:

- оценку необходимости профилактических мероприятий;

- организацию консультационной работы с электронными обращениями;

- организацию досудебного обжалования решений, в том числе в электронном виде с использованием "Личного кабинета" участника ВЭД;

- внедрение электронного сервиса в "Личном кабинете участника ВЭД", направленного на обеспечение информированности участника ВЭД об обязательных требованиях в сфере таможенного дела, механизмов самостоятельного определения участником ВЭД перечней предъявляемых к нему обязательных требований (самообследование на основе заполнения анкет и/или опросных (проверочных) листов).

Достижение 2-го уровня Стандарта комплексной профилактики дополнительно предполагает:

- обеспечение актуализации на постоянной основе нормативного регулирования и управленческой практики по результатам профилактических мероприятий;

- сопоставление с международными практиками, используемыми таможенными органами ЕАЭС;

- создание и совершенствование механизмов обучения участников ВЭД с использованием "Личного кабинета участника ВЭД" в сети "Интернет".

В целях профилактики возможных нарушений в сфере таможенного дела будут организованы разъясняющие мероприятия (самообучение) для участников ВЭД, в том числе с использованием информационных технологий в сети Интернет через "личный кабинет", самостоятельной оценки соблюдения предъявляемых обязательных требований.

По итогам проведения профилактических мероприятий будут сформированы перечни частых нарушений и, начиная с 2017 года, обеспечено размещение разъяснений по ним на сайте ФТС России.

Предусмотрено внедрение механизма оценки участниками ВЭД качества реализации программ профилактики таможенных органов в целях их оперативного реагирования по проблемным вопросам внешнеэкономической деятельности.

Система профилактики позволит участникам ВЭД, не являющихся злостными нарушителями требований таможенного законодательства, осознанно выбирать модель правомерного поведения, получать информацию об актуальных обязательных требованиях, их интерпретации в части компетенции ФТС России, планируемых и принимаемых изменениях обязательных требований.

Изменение образа таможенного органа как органа, осуществляющего контрольную функцию, должно способствовать не только решению задач по реагированию по фактам совершения правонарушения, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности, но и активно способствовать правомерному поведению в сфере таможенного дела, предупреждать и предотвращать нарушения таможенного законодательства.

По проекту 5 "Кадры":

ФТС России будет проведен комплексный анализ функциональных процессов кадрового обеспечения контрольно-надзорной деятельности таможенных органов и разработан адаптированный с учетом специфики деятельности ФТС России стандарт кадрового менеджмента, направленный на совершенствование комплекса кадровых технологий в таможенных органах, позволяющих кадровым подразделениям достичь максимального эффективного применения кадрового потенциала для выполнения таможенными органами своих задач и функций, с учетом риск-ориентированного подхода.

Будет продолжена работа по обучению гражданских служащих по образовательным программам дополнительного профессионального образования в целях совершенствования их профессионального уровня, необходимого для осуществления контрольно-надзорных полномочий.

Будут разработаны детализированные квалификационные требования к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, необходимым для замещения должностей гражданской службы, по которым предусмотрено осуществление контрольно-надзорных полномочий.

Будет внедрен механизм ежегодной (текущей) оценки эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, которая будет учитываться при проведении аттестации.

Кроме того, будет рассмотрена необходимость оптимизации организационной структуры таможенных органов с учетом необходимости усиления кадрового состава подразделений, к функциям которых относится осуществление контрольно-надзорных полномочий, а также кадровых подразделений.

В дальнейшем будет внедрена новая система оплаты труда, направленная на снижение текучести кадрового состава и повышение его мотивации к результативной и эффективной деятельности.

По проекту 6 "Профилактика коррупции":

В ходе реализации проекта по внедрению системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности предусмотрена минимизация возможности коррупционных отношений между инспектором и подконтрольным субъектом за счет внедрения риск-ориентированного подхода, понятной и "прозрачной" системы обязательных требований для субъектов контроля, системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований, эффективных механизмов кадровой политики и создания единого информационного пространства взаимодействия контрольно-надзорных органов между собой, а также с юридическими и физическими лицами.

В целях предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности необходимо учитывать специфику коррупционных рисков, возникающих на разных уровнях принятия управленческих решений, в частности, в центральном аппарате ФТС России, у руководящего состава его территориальных органов, а также инспекторского состава, осуществляющего контрольно-надзорные мероприятия.

В соответствии с Методическими рекомендациями Минтруда России в ФТС России будут разработаны карты коррупционных рисков, на основании которых будет проводиться антикоррупционная работа.

Предусматриваемый к реализации комплекс правовых и организационных мер по минимизации коррупционных рисков будет включать в себя мероприятия, направленные на четкую и понятную регламентацию процедур, а также на расширение использования инструментов внешнего и внутреннего контроля за деятельностью должностных лиц, участвующих в осуществлении контрольно-надзорных полномочий на разных уровнях принятия управленческих решений.

Мероприятия по ротации федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов призваны минимизировать риски, связанные с длительным замещением одной должности государственной гражданской службы.

Фото-, видео- и аудиозапись проведения таможенного контроля позволит, с одной стороны, минимизировать коррупционные риски, а с другой, - подтвердить результаты таможенного контроля, зафиксированные в соответствующем акте.

По проекту 7 "Автоматизация КНД":

Создание единой информационной среды контрольно-надзорной деятельности обеспечит автоматизацию межведомственного взаимодействия между ФТС России и другими контрольно-надзорными органами, что позволит оптимизировать нагрузку на контрольно-надзорные органы, при этом повысив их информированность по субъектам проверки. Это также приведет к снижению административной нагрузки на субъекты контроля, так как часть необходимой информации будет получаться ФТС России автоматически. При этом необходимо обеспечить готовность ведомственных информационных систем ФТС России к взаимодействию в электронном виде с ЕРП, ГАСУ и СМЭВ путем их модернизации.

Обеспечение взаимодействия в ФТС России комплекса информационных сервисов "Личный кабинет" с единой информационной средой позволит реализовать для подконтрольных субъектов через общий "Личный кабинет" ЕПГУ обмен информацией по их объектам контроля, перечнями обязательных требований и возможность проведения анкетирования на основании проверочных листов для субъектов контроля (самообследование). Полученные в результате реализации остальных проектов информационные реестры позволят реализовать предоставление информации об объектах проверки, проводимых контрольных мероприятиях. Доступ к такой информации повысит открытость и понятность для бизнеса присвоения групп риска поднадзорным объектам, и предъявляемых к ним обязательных требований, а также будет способствовать самостоятельной подготовке к контрольным мероприятиям и устранению замечаний, что напрямую влияет на снижение уровня административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих ВЭД, приведет к снижению материального ущерба государству.

Для подконтрольных субъектов в "Личном кабинете" будет обеспечена возможность заполнения анкет по видам деятельности, размещаемых ФТС России, с целью направить информацию по относящимся к ним объектам и их характеристикам в ФТС России с использованием СМЭВ. На основании направленной из "Личного кабинета" информации происходит автоматическая (автоматизированная) сверка со сведениями, хранящимися в информационных ресурсах таможенных органов, для проведения форм таможенного контроля без непосредственного контакта инспектора с субъектом ВЭД с последующим отнесением их к соответствующей группе риска, и определение перечней обязательных требований к субъектам и объектам контроля.

По итогам реализации проекта в ФТС России будет обеспечена возможность применения автоматизированной системы сопровождения деятельности инспекторского состава таможенных органов, содержащей четкое описание административных процедур, шаблонов и форм документов, модели принятия решения, обеспечивающей автоматизацию основных процессов при реализации контрольно-надзорных функций, что позволит устранить излишнюю степень усмотрения и напрямую влиять на рост индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций.

Внедрение модернизированных ведомственных информационных систем ФТС России во всех таможенных органах позволит обеспечить эффективное исполнение требований законодательства в части использования риск-ориентированного подхода, межведомственного взаимодействия в электронном виде при осуществлении контрольно-надзорных полномочий, снизить административную нагрузку на граждан и организации в ходе проведения таможенного контроля. Будет обеспечена информационно-аналитическая поддержка внедрения управления рисками обновленной системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности и актуализации и систематизации обязательных требований. Будет внедрен механизм обучения (включая самообучение) подконтрольных субъектов, в том числе с использованием "Личного кабинета", самостоятельного определения подконтрольным субъектом перечней предъявляемых к нему обязательных требований (самообследование на основе анкетирования).

--------------------------------

<1> Показатель выражает долю таможенных платежей, уплаченных участниками внешнеэкономической деятельности, отнесенными к категории высокого уровня риска нарушения таможенного законодательства, которые в наибольшей степени подвержены риску использования различных схем уклонения от уплаты таможенных платежей. Снижение значений показателя будет достигаться за счет совершенствования системы управления рисками, а также систематизации обязательных требований и профилактики, направленных на побуждение участников внешнеэкономической деятельности к выстраиванию модели поведения, характеризующей их как добросовестных и законопослушных, стремящихся к категории низкого уровня риска.

<2> После формирования 01.07.2017 и апробации методики, разрабатываемой Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации, показатель будет дополнен абсолютными значениями.

<3> На основании имеющейся статистики по ущербу охраняемым законам ценностям показатели будут пересмотрены и дополнены после формирования методики Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации 30.03.2018.

<4> Реализация базовых значений показателя возможна при наличии необходимого финансирования работ по доработке ведомственных информационных систем и учете данных работ в ведомственном плане информатизации ФТС России.

<5> После принятия Базовой модели определения категории риска постановлением Правительства Российской Федерации.

<6> Внесены изменения в распоряжение Правительства РФ от 01.04.2016 N 559-р в целях реализации в 2017 г. мероприятий "пилотного" проекта, в ведомственный план информатизации ФТС России.

<7> Реализация возможна при условии автоматизации указанного процесса, а также при наличии необходимого финансирования работ по доработке ведомственных информационных систем и учете данных работ в ведомственном плане информатизации ФТС России.

<8> Реализация мероприятий возможна при наличии необходимого финансирования работ по доработке ведомственных информационных систем и учете данных работ в ведомственном плане информатизации.