III. Определение преимущественного права на оставление на работе (службе) при сокращении должностей гражданской службы

III. Определение преимущественного права

на оставление на работе (службе) при сокращении должностей

гражданской службы

13. В случае если должности гражданской службы в органе, планируемые к сокращению, являются замещенными, то при принятии решения об их сокращении и определении лиц, увольняемых с гражданской службы в связи с сокращением должностей, представителю нанимателя следует учитывать положения законодательных актов Российской Федерации, устанавливающие категории лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата <3>.

--------------------------------

<3> В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 выявление преимущественного права на оставление на работе является одним из основных условий, обуславливающих возможность расторжения трудового договора (служебного контракта) в связи с сокращением численности (должности) или ликвидацией (упразднением) организации (органа).

14. Под преимущественном правом оставления на работе (службе) понимается непосредственно право на оставление на прежней работе (должности), а не право на назначение на другую должность, в связи с чем данное право определяется представителем нанимателя непосредственно при решении вопроса о том, кто из гражданских служащих, занимающих одинаковые штатные должности со схожими должностными обязанностями, одна или несколько из которых должны быть сокращены, подлежит оставлению на работе (службе).

При этом в случае сокращения в органе одной из нескольких должностей гражданской службы с одинаковым наименованием, но с различными должностными обязанностями, предусмотренными в должностных регламентах, для исполнения которых предъявляются разные квалификационные требования, представитель нанимателя при принятии решения о том, какую должность гражданской службы сократить, вправе не проводить анализ на предмет наличия у гражданских служащих, замещающих одноименные должности гражданской службы, преимущественного права на оставление на работе (службе).

15. При наличии условий, указанных в пункте 14 настоящих Методических рекомендаций, преимущественное право на оставление на работе (службе) в соответствии с субсидиарно применяемыми нормами статьи 179 ТК РФ предоставляется служащему, имеющему более высокую производительность труда и квалификацию.

16. Оценку производительности труда и квалификации гражданских служащих, замещающих одинаковые должности гражданской службы в органе, для принятия решения о предоставлении преимущественного права на оставление на работе (службе) на этапе определения представителем нанимателя должностей, подлежащих сокращению, рекомендуется производить по тем же критериям и в том же порядке, который установлен в разделе V настоящих Методических рекомендаций в целях определения преимущественного права на замещение иной должности гражданской службы при проведении организационно-штатных мероприятий. При этом вторичное проведение данной оценки уже на этапе определения гражданских служащих, должности которых сокращаются и которым в первоочередном порядке подлежат предложению для замещения иные должности гражданской службы, не требуется.

17. В случае если по итогам проведенной оценки установлено равенство производительности труда и квалификации гражданских служащих, должности которых рассматриваются на предмет принятия решения об их сокращении, то представителем нанимателя производится оценка каждого из таких служащих в части наличия у них условий для предоставления преимущественного права на оставление на работе (службе), установленных в статье 179 ТК РФ и иных законодательных актах Российской Федерации.

К лицам, имеющим преимущественное право на оставление на работе (службе), относятся:

- семейные - при наличии двух или более иждивенцев;

- работники (служащие), в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;

- работники (служащие), получившие в период работы (службы) у данного работодателя (представителя нанимателя) увечье или профессиональное заболевание;

- инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий по защите Отечества;

- работники (служащие), повышающие свою квалификацию по направлению работодателя (представителя нанимателя) без отрыва от работы (службы);

- работники (служащие), допущенные к государственной тайне на постоянной основе, а также работники (служащие), замещающие должности в структурных подразделениях по защите государственной тайны (статья 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне");

- лица, удостоенные званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющиеся полными кавалерами ордена Славы (статья 8 Закона Российской Федерации от 15 января 1993 г. N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы");

- лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа категорий лиц, перечисленных в пункте 2 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";

- лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр) (статья 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне");

- супруги военнослужащих - граждан Российской Федерации.

18. Приоритет тех или иных условий предоставления преимущественного права на оставление на работе (службе) над другими условиями в законодательстве Российской Федерации не установлен, в связи с чем представителю нанимателя следует комплексно рассматривать все выявленные условия предоставления служащим преимущественного права на оставление на работе (службе) и при принятии решения о том, какие должности сократить, учитывать фактические обстоятельства проведения организационно-штатных мероприятий, а также мнение выборного профсоюзного органа федерального органа исполнительной власти (при наличии).

19. Положения абзаца четвертого статьи 261 ТК РФ, устанавливающего категории лиц, расторжение трудового договора (служебного контракта) с которыми по инициативе работодателя (представителя нанимателя) не допускается, должны учитываться при проведении организационно-штатных мероприятий, связанных как с сокращением должностей гражданской службы, так и с упразднением органа.

К числу указанных категорий лиц относятся:

- беременная женщина;

- женщина, имеющая ребенка в возрасте до трех лет;

- одинокая мать, воспитывающая ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка (в возрасте до четырнадцати лет), и (или) иное лицо, воспитывающее указанных детей без матери;

- родитель (иной законный представитель ребенка), являющийся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях.