Документ не применяется. Подробнее см. Справку

Цель

2.58. Аудитор может столкнуться или ему может стать известно о несоблюдении нормативных правовых актов, или он может заподозрить это в ходе оказания профессиональных услуг клиенту. Цель настоящего подраздела установить обязанности аудитора, столкнувшегося с несоблюдением нормативных правовых актов или заподозрившего это, и дать указания в части оценки последствий сложившихся обстоятельств и возможных направлений ответных действий. Положения настоящего подраздела применяются вне зависимости от характера организации клиента, в том числе не имеет значения, является ли она общественно значимым хозяйствующим субъектом или нет.

2.59. Несоблюдение нормативных правовых актов (далее - несоблюдение) включает бездействие или действия, умышленные или непреднамеренные, совершенные клиентом, или лицами, отвечающими за корпоративное управление, руководством или иными лицами, работающих на или под руководством клиента, которые противоречат действующим нормативным правовым актам.

2.60. Сталкиваясь с фактами несоблюдения или заподозрив это, аудитор должен знать нормы действующих нормативных правовых актов в части указаний того, как должны себя вести аудиторы, столкнувшиеся со случаями несоблюдения или подозрениями в несоблюдении, и эти нормы могут отличаться или выходят за рамки данного подраздела, и следовать им, включая какое бы то ни было требование отчитываться о сложившихся обстоятельствах перед соответствующими инстанциями и какой бы то ни было запрет на оповещение клиента ранее того, как будет сделано раскрытие, например, в соответствии с законодательством, направленным против легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.

2.61. Отличительной чертой профессии аудитора и бухгалтера является принятие ответственности работать в общественных интересах. В рамках ответных мер на случай несоблюдения или подозрение в несоблюдении, перед аудитором стоят следующие задачи:

а) следовать основным принципам честного и профессионального поведения;

б) оповестить руководство или, если уместно, лиц, отвечающих за корпоративное управление, чтобы:

- дать возможность исправить, восстановить, смягчить последствия установленного факта несоблюдения или подозрения в несоблюдении; или

- остановить дальнейшее распространение несоблюдения, если оно еще не имело места; и

в) выполнить дальнейшие подобные действия, уместные для соблюдения общественных интересов.

2.62. Настоящий подраздел устанавливает подход, которому должен следовать аудитор, столкнувшийся со случаем несоблюдения или подозрением в несоблюдении:

а) нормативных правовых актов, общепризнанно оказывающих прямое влияние на существенные показатели и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности клиента; и

б) нормативных правовых актов, которые не оказывают прямого влияния на показатели и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности клиента, но исполнение которых является основополагающим условием ведения текущей деятельности клиента, возможности ее продолжения, исключения наложения существенных штрафных санкций.

2.63. Примеры нормативных правовых актов, о которых говорится в настоящем подразделе, включают те из них, которые рассматривают:

- недобросовестные действия, коррупцию, взяточничество;

- легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма;

- рынки ценных бумаг;

- банковские и иные финансовые услуги и инструменты;

- защиту данных;

- налоговые и пенсионные обязательства и выплаты;

- защиту окружающей среды;

- общественное здравоохранение и безопасность.

2.64. Несоблюдение может в результате привести к взысканиям, судебным разбирательствам, иным последствиям для клиента, которые могут существенно повлиять на его бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Важно отметить, что такое несоблюдение может иметь широкие общественные последствия в части причинения потенциально существенного вреда инвесторам, кредиторам, работникам или общественности в целом. Для целей настоящего подраздела действием, которое приводит к существенному ущербу, считается действие, которое вызывает серьезные негативные последствия для любого из указанных лиц, как в финансовом так и в нефинансовом отношении. К числу примеров относятся недобросовестные действия, приводящие к существенным финансовым убыткам для инвесторов, нарушениям природоохранного законодательства, угрожающие здоровью или безопасности наемных работников или общественности в целом.

2.65. Аудитор, столкнувшийся или которому стало известно о явно несущественных вопросах по сути и последствиям, финансовым или иным, для клиента, его собственников, общественности, не обязан следовать положениям настоящего подраздела в отношении таких вопросов.

2.66. Настоящий подраздел не применяется в отношении:

а) ненадлежащего поведения физического лица, не имеющего отношения к деятельности клиента; и

б) несоблюдения не со стороны клиента, лиц, отвечающих за корпоративное управление, руководства, иных лиц, работающих на или под руководством клиента. Это подразумевает, например, случай, когда аудитор, будучи привлеченным клиентом для проверки благонадежности финансового состояния третьей стороны (перед покупкой ее акций, слиянием с ней), идентифицирует факт несоблюдения третьей стороной или подозревает его в этом. Тем не менее, аудитор может найти в настоящем подразделе указания, которые будут ему полезны в отношении выбора ответных действий.