Общие положения

Прохождение обучающимися профессионального обучения одновременно с получением среднего общего образования регламентируется Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 292 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2013 г., регистрационный N 28395) (далее - Порядок N 292); Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 ноября 2013 г., регистрационный N 30067).

Согласно пункту 6 Порядка N 292 к освоению основных программ профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего или среднего общего образования, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости).

Организациям, осуществляющим образовательную деятельность, при выборе программ профессионального обучения следует учитывать предусмотренные профессиональными стандартами для различных профессий и должностей ограничения по возрасту, полу, состоянию здоровья и др.

Особенности организации труда несовершеннолетних регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации (глава 42 "Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет"). Статьей 265 Трудового кодекса Российской Федерации установлены виды работ, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет. Так, запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет:

на работах с вредными и (или) опасными условиями труда,

на подземных работах,

на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания).

Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 163.

Необходимые требования санитарно-эпидемиологической безопасности условий труда подростков в возрасте от 14 до 18 лет и условия прохождения производственного обучения (производственной практики), в том числе учащимися общеобразовательных организаций, с целью обеспечения безопасных и безвредных условий трудового процесса, не оказывающих неблагоприятного влияния на рост, развитие и состояние здоровья подростков, установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 сентября 2009 г. N 58.

Не может осуществляться обучение по программам профессионального обучения одновременно с получением среднего общего образования, если данная рабочая профессия (должность служащего) предполагает выполнение указанных выше работ. Так, например, для несовершеннолетних обучающихся не может быть организовано профессиональное обучение по следующим профессиям (должностям):

11717 Горнорабочий подземный

14008 Машинист подземных самоходных машин

11706 Горномонтажник подземный

14010 Машинист подземных установок

19195 Электрослесарь подземный

19912 Электрослесарь-монтажник подземного горнопроходческого оборудования

23624 Крупье

10329 Аппаратчик коньячного производства

13243 Купажист по табакам

11465 Водолаз

Прохождение обучающимися профессионального обучения одновременно с получением среднего общего образования может быть организовано в двух формах:

1) в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования;

2) путем реализации отдельной программы профессионального обучения для обучающихся по программе среднего общего образования.