3. Федеральный государственный контроль качества образования; основные виды выявленных нарушений

3. Федеральный государственный контроль качества образования; основные виды выявленных нарушений.

В 2016 году в части федерального государственного контроля качества образования осуществлено 168 контрольно-надзорных мероприятий (в первом полугодии - в 91; во втором полугодии - в 77). В 2015 году - 455 (в первом полугодии - в 206; во втором полугодии - в 249).

К числу наиболее распространенных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов относятся следующие:

в образовательной организации отсутствует разработанная и утвержденная основная образовательная программа, соответствующая актуальным требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;

образовательная организация не обеспечивает гарантию качества подготовки выпускников, в том числе путем разработки стратегии по обеспечению качества с привлечением представителей работодателей; периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

в образовательной организации отсутствуют документы, подтверждающие регулярное проведение самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии качества) и сопоставления с другими образовательными организациями с привлечением представителей работодателей;

образовательной организацией не определена направленность (профиль) реализуемой образовательной программы с учетом мнения работодателей, преподавателей и обучающихся;

основная образовательная программа систематически не обновляется в соответствии с требованиями стандарта;

организацией не соблюдаются требования к нормативному сроку освоения образовательной программы при очно-заочной и заочной формах обучения;

трудоемкость (объем) основной образовательной программы в зачетных единицах (общая трудоемкость; трудоемкость за учебный год) не соответствует требованиям стандарта;

по итогам освоения дисциплин учебного плана, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, выставляется оценка "зачтено";

в составе документов основной образовательной программы отсутствуют рабочие программы дисциплин, программы всех видов практик, предусмотренных учебным планом;

в рабочих программах дисциплин базовой части образовательной программы не предусмотрено освоение обучающимися компетенций, установленных стандартом;

в рабочих программах дисциплин не сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по образовательной программе;

обучающимся не обеспечена возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы, в том числе, путем реализации права выбирать конкретные дисциплины из числа дисциплин по выбору; получить консультацию по выбору дисциплин и их влиянию на освоение образовательной программы в соответствии с профилем подготовки;

организацией не выполняются требования стандарта в части проектирования и реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту, в том числе, при очно-заочной и заочной формах обучения;

в составе документов основной образовательной программы отсутствуют утвержденные организацией фонды оценочных средств для промежуточной и итоговой аттестации обучающихся; структура фондов оценочных средств не соответствует установленным требованиям;

образовательной организацией не создаются условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности;

в учебном плане, рабочих программах практик организацией не определены типы и способы проведения учебной и производственной (в том числе, преддипломной) практик;

в рабочих учебных планах по заочной форме обучения в разделе "Учебная и производственная практики" не указаны последовательность и распределение практики по периодам обучения, формы промежуточной аттестации обучающихся по итогам практики;

в рабочих программах дисциплин отсутствует информация об обеспеченности обучающихся доступом (удаленным доступом) к современным профессиональным базам данных, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению;

образовательной организацией разработана и утверждена единая рабочая программа производственной, преддипломной практики для всех профилей подготовки, что не соответствует требованиям к формированию фондов оценочных средств для оценки результатов освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы отдельно для каждого профиля подготовки;

в организации отсутствуют документы по итогам прохождения всех видов практики, оценочное заключение той организации, где обучающийся проходил практику;

отсутствует методическое обеспечение и обоснование времени, затрачиваемого на выполнение внеаудиторной работы;

для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям не созданы фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций;

в организации отсутствуют требуемые для проведения занятий лекционного типа наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей);

в фондах оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине в рабочих программам дисциплин типовые контрольные задания и иные материалы сформулированы только для оценки знаний; задания по оценке навыков и умений (тесты, задания на решение конкретных ситуаций и др.) отсутствуют;

в учебном процессе широко не используются активные и интерактивные формы проведения занятий (компьютерные симуляторы, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внутриаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся;

в рамках учебных курсов не предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

По результатам проведенных проверок в рамках контроля качества образования в 2016 году возбуждено 6 дел об административных правонарушениях по части 2 статьи 5.57 Кодекса об административных правонарушениях - нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод и по части 2 статьи 19.30 Кодекса об административных правонарушениях - реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом.

Постановлениями судебных органов подвергнуты административным наказаниям в виде штрафов на сумму 120 тыс. руб.

Федеральным законом об образовании выдача предписаний по результатам федерального государственного контроля качества образования не предусмотрена.

Согласно Положению о Рособрнадзоре к полномочиям Рособрнадзора относится принятие мер, предусмотренных частью 9 статьи 93 Федерального закона об образовании, в случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.

В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Рособрнадзор уполномочен приостанавливать действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки, лишать организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.

В 2016 году Рособрнадзором в связи с выявленными несоответствиями содержания и качества образования по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам изданы соответствующие распорядительные акты:

о приостановлении действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки - 134;

о лишении государственной аккредитации образовательной деятельности полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки - 163 (в том числе по проверкам 2015 года).

В связи с устранением выявленных несоответствий содержания и качества образования издано 84 (в том числе по проверкам 2015 года) распорядительных акта Рособрнадзора о возобновлении действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.

В целях обеспечения открытости и объективности принимаемых решений в 2016 году проведено 23 заседания Аккредитационной комиссии Рособрнадзора, на которых рассматривались вопросы, связанные с государственной аккредитацией образовательной деятельности, приостановлением действия государственной аккредитации, возобновлением действия государственной аккредитации, лишением государственной аккредитации.

По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий на официальном сайте Рособрнадзора размещено письмо в адрес руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, о мерах, применяемых Рособрнадзором по результатам проведения мероприятий по контролю качества образования в части распространения ограничительных мер, принятых в отношении образовательной организации, на все структурные подразделения такой организации, в которых осуществляется образовательная деятельность по соответствующим уровням образования, укрупненным группам профессий, специальностям и направлениям подготовки, в том числе и на филиалы организации.

В 2015 году было приостановлено действие свидетельств о государственной аккредитации 247 организаций; 31 образовательная организация (филиал) в связи с неустранением выявленных несоответствий были лишены государственной аккредитации.

Ниже приведена диаграмма, отражающая государственный надзор за соблюдением законодательства об образовании и государственный контроль качества образования в отношении образовательных организаций в 2016 году и в 2015 году.

00000002.jpg