Раздел I. Федеральный государственный пожарный надзор

Раздел I

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР

Работа Департамента надзорной деятельности и профилактической работы за 9 месяцев 2017 года осуществлялась в соответствии с паспортом приоритетного проекта "Совершенствование функции государственного надзора МЧС России в рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" (далее - приоритетный проект), утвержденным протоколом от 21 февраля 2017 года N 13(2) заседания Проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности".

В рамках реализации основного направления стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" МЧС России на постоянной основе осуществляется анализ нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, а также оценка их эффективности, по результатам которых разрабатываются соответствующие проекты по внесению изменений в действующее законодательство.

В настоящее время по результатам такой работы по инициативе МЧС России внесены изменения в Правила противопожарного режима в Российской Федерации, исключающие отдельные устаревшие, дублирующие и избыточные обязательные требования, а также конкретизирующие и уточняющие его отдельные положения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20.09.2016 N 974.

Кроме того, приняты в установленном порядке изменения в Правила противопожарного режима в Российской Федерации, устанавливающие минимально допустимые требования противопожарного режима для объектов религиозного назначения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2017 г. N 1174, от 21.03.2017 N 316.

В целях реализации Сводного плана приоритетного проекта, разработан паспорт приоритетного проекта, в соответствии с которым предусматривается проведение дополнительного анализа нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, а также оценка их эффективности.

В целях реализации положений указанного паспорта МЧС России разработан Порядок организации систематической оценки эффективности и пересмотра обязательных требований для обеспечения минимизации рисков и предотвращения негативных социальных или экономических последствий, утвержденный распоряжением МЧС России от 02.05.2017 N 195.

Проведена работа по систематизации обязательных требований в области пожарной безопасности, по результатам которой установлен исчерпывающий Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденный приказом МЧС России от 14.04.2017 N 171.

Реализуется одна из идей Реформы контрольно-надзорной деятельности - использование проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановых проверок. Ее содержание заключается в том, что проверяющий и проверяемый находятся в равных условиях. Список контрольных вопросов носит исчерпывающий характер. Предприниматель заранее знает предъявляемые к нему требования. Инспектору не предоставлено право проверять соблюдение иных требований безопасности.

Применение этой новации закреплено постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.06.2017 N 774 и от 22.07.2017 N 864.

Проверочные листы уже используются при оценке противопожарного состояния населенных пунктов, граничащих с лесными массивами. С 1 октября текущего года вводится их использование при проведении надзорных мероприятий в отношении кафе и ресторанов. Это позволит максимально упростить надзорные процедуры, предоставить возможность самоконтроля и самооценки состояния безопасности таких объектов.

В дальнейшем с 1 июля 2018 года проверочные листы будут применяться для всех категорий объектов.

В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2017 N 774 МЧС России издан приказ от 11.09.2017 N 376 "Об утверждении форм проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности", которым утверждены формы проверочных листов для проверки объектов класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 (многоквартирные жилые дома), Ф3.1 (здания организации торговли) и Ф3.2 (здания организации общественного питания) в области пожарной безопасности.

Указанные проверочные листы соответствуют общим требованиям к разработке и утверждению проверочных листов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 N 177, в установленном порядке прошли все необходимые процедуры общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы, направлялись для рассмотрения в Минюст России, Минэкономразвития России, Департамент Правительства Российской Федерации по формированию системы "Открытое Правительство" и проектный комитет по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности".

Данная работа осуществляется в полном соответствии с Планом внедрения проверочных листов, определяющим их сферы применения и сроки подготовки, утвержденным МЧС России 25.04.2017.

В настоящее время вышеуказанный приказ направлен в Министерство юстиции Российской Федерации для его государственной регистрации в установленном порядке.

Одновременно сообщается, что все мероприятия, предусмотренные контрольными точками приоритетного проекта по внедрению системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности выполнены в установленные сроки и размещены на официальном сайте МЧС России в сети "Интернет".

В настоящее время основными проблемными вопросами являются сжатые сроки, устанавливаемые Планами мероприятий ("дорожными картами") по актуализации, оптимизации и отмене обязательных требований. В частности, в соответствии с подобным Планом мероприятий в сфере розничной торговли на внесение изменений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации предусматривается не более двух месяцев, что в рамках действующего законодательства не представляется возможным.

Благодаря внедрению риск-ориентированного подхода при осуществлении пожарного надзора устранены сплошные проверки подконтрольных субъектов, из сферы надзора выведено более 700 тыс. объектов низкой категории риска. Одновременно, исключены контрольные мероприятия в отношении всех субъектов малого предпринимательства. Преобладающая часть проверок осуществляется на критически важных, опасных производственных объектах, объектах жизнеобеспечения, здравоохранения, социальной сферы, образования, а также детских оздоровительных лагерях.

Общее количество проведенных надзорных мероприятий за 3 квартала текущего года сокращено на 39% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года и составило 128913 проверок (2016 г. - 186751 проверка).

Количество плановых проверок снижено на 34,1% (2016 год - 85111 проверок, 2017 - 56915 проверок), внеплановых - уменьшено на 34,6% (2016 год - 101640 проверок, 2017 год - 71998 проверок.

Сотрудники органов ФГПН 10744 раза привлекались органами прокуратуры в качестве специалистов при проведении проверок по исполнению законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности.

Проведенный анализ возможных причин возникновения типовых и (или) массовых нарушений обязательных требований, рекомендации по снижению их количества, устранению причин их возникновения показал следующее.

В ходе проведенных надзорных мероприятий выявлено более 524722 нарушений требований пожарной безопасности, в том числе связанных с:

возможной причиной возникновения пожара - 84 032;

обеспечением безопасности людей - 274 460 тыс.;

ограничением распространения пожара - 103 984;

созданием условий для успешного тушения пожара - 62 201.

Среди типовых нарушений, связанных с возможной причиной возникновения пожаров, отмечаются:

использование неисправного или несертифицированного электрооборудования;

нарушение правил противопожарного режима при проведении пожароопасных работ;

неосторожное обращение с огнем, в том числе при курении;

нарушение правил эксплуатации систем отопления;

захламление помещений сгораемыми материалами.

Основными нарушениями, связанными с обеспечением безопасности людей, являются:

ненадлежащее содержание путей эвакуации и эвакуационных выходов;

неисправное состояние, а также ненадлежащее техническое обслуживание автоматических систем обнаружения пожара и оповещения людей;

ограничение в период хозяйственной деятельности работоспособности систем противопожарной защиты.

Среди типовых нарушений на объектах защиты, связанных с ограничением распространения пожара, выделяются:

выделение пожароопасных помещений преградами с ненадлежащим пределом огнестойкости;

отсутствие противопожарных дверей в дверных проемах пожароопасных помещений;

неисправность механизмов самозакрывания дверей в эвакуационных лестничных клетках и коридорах.

Типовыми нарушениями правообладателей объектов защиты, связанными с необеспечением надлежащих условий тушения возможного пожара, являются:

недостаточное количество первичных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных рукавов и стволов в пожарных кранах);

создание условий, препятствующих проезду и подъезду пожарной техники к объекту защиты;

ненадлежащее содержание и обслуживание пожарных лестниц и ограждений кровли.

Основными причинами типовых нарушений обязательных требований послужили:

незнание обязательных требований;

оптимизация расходов (экономия денежных средств с целью их расходования на иные цели) с целью извлечения максимальной прибыли;

отсутствие достаточного финансирования бюджетных организаций;

правовой нигилизм;

низкая личная ответственность;

небольшой размер штрафных санкций по сравнению с расходами на обеспечение безопасности.

В целях предупреждения пожаров в Российской Федерации и предотвращения гибели людей на пожарах, для снижения количества нарушений требований пожарной безопасности и устранения причин и условий, способствующих их возникновению, организациям и гражданам необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, своевременно обучать работников организаций мерам пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

По фактам совершения правонарушений за 3 квартала 2017 года возбуждено 143631 дело об административных правонарушениях (за аналогичный период 2016 г. - 196668, снижение на 27%).

К административной ответственности в виде штрафа и предупреждения надзорными органами МЧС России привлечено 91141 лицо, нарушившее требования пожарной безопасности (в 2016 г. - 111115, снижение на 18%), в том числе 44142 должностных лица (в 2016 г. - 58633, снижение на 15%), 13863 юридических лица (в 2016 г. - 17052, снижение на 30%).

Доля наказаний в виде предупреждения (49973 в 2017 г. и 48824 в 2016 г.) от общего количества привлеченных к административной ответственности надзорными органами с 44% в 2016 г. увеличилась до 55% в 2017 г.

В судах рассмотрено 13841 административное дело, поступившее из органов ФГПН (в 2016 г. - 21147, снижение на 34%).

Количество наказаний в виде административного приостановления деятельности в сравнении с 2016 годом снизилось на 59% - с 953 в 2016 году до 328 в 2017 году.

Анализ судебной практики оспаривания действий (бездействия) и решений органов государственного контроля (надзора).

Обжаловано в судебном и административном порядке 1432 постановления о привлечении к административной ответственности (в 2016 г. - 2405, снижение на 40%). Удовлетворено 424 жалобы или 30% от поступивших в органы надзора и суды (в 2016 г. - 752 или 31%). Удовлетворено судами 316 жалоб или 75% от общего количества удовлетворенных жалоб на постановления (в 2016 г. - 475 или 63%).

Основными причинами удовлетворения жалоб на действия должностных лиц надзорных органов являются:

ненадлежащее уведомление законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении;

неправильная квалификация инкриминируемого правонарушения;

малозначительность.

В МЧС России организована работа по выявлению устаревших, избыточных, дублирующих обязательных требований.

По результатам мониторинга практики применения Правил противопожарного режима в Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2016 года N 947 "О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации" (далее - постановление), направленное на совершенствование отдельных положений Правил, а также приведение их в соответствие с передовыми достижениями науки и техники в области пожарной безопасности.

В частности постановлением предусматривается приведение различных терминов и определений, содержащихся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, в соответствие с терминологией, установленной Федеральными законами от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", а также иными нормативными правовыми актами и нормативными документами в области пожарной безопасности (такие как: объект защиты, организация, граждане, территория общего пользования, пожарные запорные клапаны и др.).

Постановлением расширен перечень категорий помещений по пожарной и взрывопожарной опасности, для которых предусматривается необходимость разработки дополнительной инструкции о мерах пожарной безопасности. Это изменение направлено на приведение указанных требований в соответствие с ранее действовавшими нормами (ППБ 01-93, ППБ 01-03), а также на обеспечение пожарной безопасности объектов производственного и складского назначения. Данная инструкция разрабатывается собственником. Согласованию с федеральным государственным пожарным надзором не подлежит и не требует дополнительных финансовых затрат.

Уточняется перечень лиц, ответственных за проведение обучения персонала, а также конкретизируется группа персонала, для которого необходимо обучение пожарно-техническому минимуму.

Постановление конкретизирует необходимые требования для мест с массовым пребыванием людей, в том числе детей, а также меры пожарной безопасности на производственных объектах.

В частности на объектах с ночным пребыванием людей конкретизирована категория лиц, для которой должны быть предусмотрены средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения.

Уточняются и приводятся в соответствие с действующими нормативными документами по пожарной безопасности требования по огнестойкости зданий для летнего детского отдыха.

Введением понятия система нейтрализации отработавших газов устраняются избыточные требования по оборудованию различной техники искрогасителями.

Устраняются устаревшие ссылки на массу и объем огнетушителей. В качестве критериев выбора количества и типа огнетушителей вводятся огнетушащая способность (ранг) огнетушителей из действующих нормативных документов, защищаемая площадь (в зависимости от огнетушащей способности (ранга огнетушителя), категории помещений.

Таким образом, устраняется неполный перечень современных типов огнетушителей и собственнику объекта защиты предоставлена возможность самостоятельно осуществлять выбор и оснащение первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) в зависимости от климатических условий эксплуатации, а также от обращающихся горючих веществ и материалов, и в соответствии с классом пожара и рангом модельного очага пожара.

В соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 13 июля 2016 г. N П4-35142 Министерством при разработке проекта постановления рассмотрены предложения председателя Ассоциации отечественных организаций потребителей и производителей противопожарного оборудования О.А. Воронова.

Постановлением предусмотрен новый подход к требованиям по обеспечению объекта защиты первичными средствами пожаротушения - огнетушителями. Он подразумевает переход от узких критериев выбора изделия, основанных только на виде и количестве огнетушащего состава (порошок, газ, пена и пр.) к критериям, связанным с огнетушащими способностями огнетушителей, независимо от вида огнетушащего состава. Такая позиция обеспечит расширение доступа на рынок любых видов первичных средств пожаротушения, а также внедрение инновационных способов и методов борьбы с пожарами, что способствует развитию науки и технологий в данной сфере производства.

Одновременно по результатам изучения причин возникновения пожара и его последствий в жилом доме, расположенном по адресу: г. Лабытнанги, мкр. Обская, ул. Киевская, дом 14, в п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации включено ограничение о запрете хранения и применения под свайным пространством зданий, эксплуатируемых в Северной климатической зоне РФ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, взрывчатых веществ и т.д.

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации, а также Правительства Российской Федерации разработан законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", который также направлен на исключение избыточных и устаревших требований пожарной безопасности, а также приведение его положений в соответствие с передовыми достижениями науки и техники.

Законопроектом устанавливается возможность выбора наиболее оптимальных и обоснованных вариантов противопожарной защиты объектов нефтеперерабатывающей и газовой отрасли, а также инфраструктуры газомоторного топлива. При этом, допускается сокращение противопожарных расстояний от подобных объектов защиты до смежных зданий при выработке дополнительного комплекса инженерно-технических и организационных мероприятий с учетом безусловного обеспечения безопасности людей. Такие решения позволят обеспечить возможность использования бензина, дизельного и газомоторного топлива в едином автозаправочном комплексе.

Данные изменения также позволят оптимизировать обязательные требования пожарной безопасности, что приведет не только к повышению гибкости противопожарного нормирования и многовариантности технических решений обеспечения пожарной безопасности, но и к снижению материальных затрат на реализацию противопожарных мероприятий при обеспечении нормируемого уровня пожарного риска.

В рамках реализации поручений, изложенных в Послании Президента Российской Федерации Путина В.В. Федеральному Собранию Российской Федерации от 04.12.2014, законопроект направлен на снятие избыточных нагрузок на субъекты предпринимательской деятельности.

В частности, предлагается установить добровольный формат декларирования в отношении объектов, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности не предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, при этом регистрация декларации будет являться основанием для освобождения объекта от проведения проверок надзорными органами МЧС России.

В соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации, в целях снижения стоимости строительства положениями указанного законопроекта допускается возможность декларирования строительных материалов, не применяемых для отделки путей эвакуации, без проведения испытаний в аккредитованной лаборатории в случае их предельно опасных характеристик.

Вводятся правила идентификации объектов защиты, позволяющие при наличии отдельных признаков отнести здания и сооружения к определенным классам опасности.

Это актуально для органов надзора и экспертов для оценки соответствия объектов защиты, на которые отсутствует либо утрачена проектная документация.

Кроме того, предусматривается разработка нормативного правового акта для объектов культурного наследия, относящихся к объектам религиозного назначения, устанавливающего минимально допустимые требования пожарной безопасности и учитывающего специфику подобных объектов защиты.

О неудовлетворительном состоянии поднадзорных субъектов 53161 информация направлена в органы государственной власти, 35014 - в органы прокурорского надзора.

Одновременно за 9 месяцев 2017 года органами прокуратуры в адрес органов федерального государственного пожарного надзора внесено 363 представления об устранении нарушений, связанных с осуществлением государственного пожарного надзора.

За несоблюдение требований законодательства Российской Федерации 297 должностных лиц органов ФГПН привлечены к дисциплинарной ответственности.

В целом при осуществлении ФГПН имеет место стабильная тенденция повышения уровня правовой грамотности инспекторского состава. Количество внесенных прокурорами представлений увеличилось на 9% (в 2017 г. - 336 ед., в 2016 г. - 363 ед.).

Прокурорами по нарушениям законодательства Российской Федерации при проведении проверок за 9 месяцев 2017 г. принесено 9 протестов (в 2016 г. - 12).

Обязанность проведения профилактики нарушений обязательных требований надзорными органами МЧС России в целях реализации положений федеральных законов от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах профилактики правонарушений" и от 03.07.2016 N 277-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" ввели приказы МЧС России, утвердившие изменения в административные регламенты функций по надзору в области гражданской обороны и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон 294-ФЗ) к таким мероприятиям по контролю относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, проводимые органами надзорной деятельности МЧС России в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, предусматривающей проведение органами надзорной деятельности плановых (рейдовых) осмотров.

Приказ МЧС России от 24 марта 2017 г. N 132 утвердил порядок оформления и содержания заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований территорий по вопросам обеспечения пожарной безопасности, выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и оформления результатов таких плановых (рейдовых) осмотров, обследований.

Плановые (рейдовые) осмотры, обследования, предусмотренные настоящим Порядком, могут проводиться в отношении территорий, за исключением лесных участков.

Предметом плановых (рейдовых) осмотров территорий является выявление готовящихся нарушений или наличие признаков нарушений требований пожарной безопасности и (или) требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по:

очистке территории, прилегающей к лесу, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов, отделения леса противопожарной минерализованной полосой или иным противопожарным барьером;

строительству на территории, прилегающей к лесу, различных сооружений и подсобных строений, а также складирования горючих материалов, мусора, отходов древесных, строительных и других горючих материалов;

соблюдению порядка выжигания сухой травянистой растительности;

соблюдению порядка использования открытого огня и разведения костров на территориях;

созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, исправности источников наружного противопожарного водоснабжения;

организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайной ситуации, а также по своевременному оповещению населения и направлению в зону чрезвычайной ситуации сил и средств для ее ликвидации.

Проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований территорий осуществляется в соответствии с заданием по утвержденным маршрутам.

Срок проведения каждого планового (рейдового) осмотра, обследования территории устанавливается начальником органа ГПН либо его заместителем с учетом природно-климатических и географических условий субъектов Российской Федерации, но не может превышать 10 рабочих дней.

В ходе планового (рейдового) осмотра, обследования территорий проводятся следующие мероприятия:

внешний визуальный осмотр зданий и сооружений, технологических установок, оборудования, агрегатов;

визуальный осмотр (обследование) территорий;

фиксация результатов осмотра (обследования), в том числе с применением технических средств;

анализ информации о деятельности либо действиях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получение сведений, в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем.

В случае отсутствия нарушения требований пожарной безопасности и (или) требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера составляется акт осмотра (обследования) территории с указанием на отсутствие нарушений.

В случае выявления нарушений требований пожарной безопасности и (или) требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера должностные лица органов надзорной деятельности принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя подразделения надзорной деятельности информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ.

В 2017 году органами надзорной деятельности МЧС России проведено 17970 плановых (рейдовых) осмотров, обследований территорий (земельных участков), в том числе 8761 населенного пункта, 1402 мест отдыха детей, 1444 садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.

По итогам проведения контрольных мероприятий установлено 2907 нарушений, составлено 11340 актов осмотра (обследования) территорий (земельных участков), выдано 2196 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований, в том числе: индивидуальным предпринимателям - 51 предостережение, юридическим лицам - 336, органам местного самоуправления - 913, физическим лицам - 896.

Принято решений о назначении внеплановой проверки в отношении 351 лица, в том числе: индивидуальных предпринимателей - 11, юридических лиц - 326, органов местного самоуправления - 14.

Для организации профилактики правонарушений в Российской Федерации в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации направлено распоряжение МЧС России от 10.10.2016 N 448 "О реализации мероприятий профилактических операций", а также направлена Типовая программа профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, обеспечения безопасности на водных объектах. На основании этих документов в каждом субъекте разработаны, утверждены и реализуются программы профилактики нарушений обязательных требований на 2017 год.

Проводятся сезонные профилактические мероприятия, направленные на исключение возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, пожаров, происшествий на водных объектах, ограничение их последствий, а также создание условий для их ликвидации и проведение аварийно-спасательных работ, включая: элементы дифференциации инструментов профилактики; организацию консультационной работы с электронными обращениями.

В 2017 году органами надзорной деятельности МЧС России проводились мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности, осуществляемые в формах правового просвещения и информирования. Указанные профилактические мероприятия проводились в отношении детских лагерей, задействованных в летней оздоровительной кампании, объектов с массовым пребыванием людей, населенных пунктов и садоводческих объединений, подверженных угрозе природных пожаров, общеобразовательных учреждений, объектов жизнеобеспечения и других.

Всего проведено более 400 тыс. профилактических мероприятий. Организовано 170 тыс. тренировок по эвакуации. Проведено более 276 тыс. противопожарных инструктажей. Организовано более 140 тыс. сходов с населением по разъяснению правил установленных требований и правил поведения граждан.

В нижеприведенной таблице 1 представлены обобщенные сведения анализа правоприменительной практики и разъяснения по наиболее часто задаваемым вопросам подконтрольных субъектов при осуществлении федерального государственного пожарного надзора.