См. прогноз на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

Грузовые перевозки

В 2016 г. объем перевозок грузов железнодорожным транспортом составили 1 227,0 млн. тонн (рост на 0,7%). При этом в 2016 г. коммерческий грузооборот составил 2 344,1 млрд. т-км (рост на 1,7%).

В 2016 г. наблюдалось снижение объема погрузки на железнодорожном транспорте нефти и нефтепродуктов (на 6,1%), черных металлов (на 0,5%) и цемента (на 6,9%).

При этом рост объема погрузки грузов железнодорожным транспортом наблюдался по: каменному углю (1,9%), коксу (на 5,5%), руде железной и марганцевой (0,5%), лому черных металлов (на 0,35%), химическим и минеральным удобрениям (4,0%), лесным грузам (6,9%), зерну (2%), строительным грузам (на 8%), руде цветной и серному сырью (3,1%), химикатам и соде (на 2,6%), промышленному сырью и формовочным материалам (0,3%). Положительная динамика грузооборота при снижении объемов погрузки связана с ростом средней дальности перевозок за счет увеличения перевозки грузов в экспортном сообщении.

Погрузка грузов железнодорожным транспортом за I полугодие 2017 г. составила 620,7 млн. тонн (рост 3,6%). По данным ОАО "РЖД", за I полугодие 2017 г. снижение погрузки наблюдается по коксу (на 0,6%), руде железной и марганцевой (на 0,5%), черным металлам (на 1,0%), цементу (на 1,4%), строительным грузам (на 5,5%) и руде цветной и серному сырью (на 1,9%). Вместе с тем рост объема перевозок наблюдается по каменному углю (9,4%), нефти и нефтепродуктам (1,1%), лому черных металлов (2,4%), химическим и минеральным удобрениям (8,1%), лесным грузам (4,3%), зерну (9,9%), химикатам и соде (2,0%), промышленному сырью и формовочным материалам (14,0%).

Грузооборот железнодорожного транспорта в I полугодии 2017 г. с учетом порожнего пробега составил 1 564,2 млрд. т-км (рост 7,0%) и без учета порожнего пробега 1 225,3 млрд. т-км (рост 7,4%).

В 2017 г. ожидается рост коммерческих перевозок на 3,0% и грузооборота на 6,5%, которые составят 1 263,8 млн. тонн и 2 496,5 млрд. т-км соответственно. Ожидаемый объем перевозок по итогам г. обусловлен складывающимися тенденциями на магистральном железнодорожном транспорте за I полугодие 2017 г., ростом объемов промышленного производства и физического объема экспорта.

При прогнозируемых темпах роста промышленного производства в среднесрочный период ожидается уверенный рост коммерческих перевозок грузов и грузооборота, объемы которых к 2020 г. достигнут 1 344,8 млн. тонн и 2 692,5 млрд. т-км соответственно (рост на 9,6% и 14,9% к 2016 г.).

Пассажирские перевозки. Пассажирооборот железнодорожного транспорта в 2016 г. характеризовался существенным увеличением относительно 2015 г. (на 3,3%) и составил 124,6 млрд. пасс-км. Из 1 037,1 млн. перевезенных в 2016 г. пассажиров (рост на 1,6%) на пригородные перевозки пришлось 935,7 млн. пассажиров (рост на 1,4%), на перевозки дальнего следования - 101,4 млн. пассажиров (рост на 3,6%).

За I полугодие 2017 г. пассажирооборот железнодорожного транспорта снизился на 1,4%, что связано с переориентацией пассажиропотока в дальнем следовании на воздушный транспорт (при снижении доли железнодорожного транспорта в структуре пассажирооборота на 2,8% доля воздушного транспорта увеличилась на 5,7%).

В 2017 г. с учетом складывающейся тенденции за I полугодие 2017 г. и макроэкономических параметров прогнозируется увеличение пассажирооборота на 0,8% к 2016 г., который составит 125,6 млрд. пасс-км.

Данная ситуация связана прежде всего с принятыми мерами по поддержке пригородного и дальнего сообщения (установление и продление действия льготных коэффициентов и налоговых ставок), а также с введением ряда скидок на проезд льготным категориям граждан (школьники, студенты и другие).

На динамику пассажирооборота железнодорожного транспорта оказали проводимые в последние годы Правительством Российской Федерации совместно с ОАО "РЖД" мероприятия по повышению качества услуг, доступности, безопасности.

С целью повышения доступности транспортных услуг для населения в 2016 г. продолжено оказание мер государственной поддержки организациям железнодорожного транспорта, включая:

компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в поездах дальнего следования в плацкартных и общих вагонах. За 2016 год перевезено 62,6 млн. человек (рост 2,6%);

компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом в общих и плацкартных вагонах в поездах дальнего следования. За 2016 год перевезено 2,3 млн. человек (на уровне 2015 г.);

компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении. За 2016 год перевезено 938,5 млн. человек (рост 1,3%);

компенсацию от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы России. За 2016 год перевезено 449,5 тыс. человек (рост на 23,4% от плановых показателей).

В целях эффективного функционирования пассажирского железнодорожного транспорта в пригородном и дальнем сообщении был принят ряд налоговых мер по поддержанию устойчивой деятельности железнодорожного транспорта.

В частности, принят Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающий продление льготного периода налогообложения услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по нулевой ставке НДС до 2030 г.

Также установлена ставка НДС 0% на перевозки пассажиров в дальнем следовании с 1 января 2017 г. до 1 января 2030 г.

Для снижения финансовой нагрузки на субъекты Российской Федерации и на бюджеты пригородных пассажирских компаний Правительством Российской Федерации внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 844, предусматривающие продление на долгосрочной основе (до 2030 г.) действия льготного коэффициента 0,01 к тарифам на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в пригородном сообщении и компенсацию в полном объеме потерь в доходах владельца инфраструктуры (ОАО "РЖД") от установления данного коэффициента (постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2016 г. N 703).

В прогнозный период конкуренция обострится, а развитие сектора будет определено повышением конкурентоспособности за счет повышения качества предоставляемых услуг и гибкой тарифной политики.

Продолжается развитие скоростного железнодорожного сообщения, которое уже вывело железнодорожный транспорт на качественно новый уровень, в том числе по технологиям, технике и качеству предоставляемых услуг. В ближайшей перспективе планируется появление высокоскоростного сообщения.

Организация скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения позволит обеспечить сокращение потребности в подвижном составе, поддержание и дальнейшее стимулирование роста повышения научно-технического и интеллектуального потенциала страны за счет размещения на отечественных предприятиях заказов на создание новых образцов техники мирового уровня. Тем не менее дальнейшее развитие высокоскоростного сообщения зависит от инвестиционных возможностей частных инвесторов и государства, которые в настоящее время ограничены.

Инвестиции. Увеличению инвестиционной активности предприятий в целом по транспортному сектору способствует в первую очередь рост инвестиций в отрасли железнодорожного транспорта.

В 2016 г. объем инвестиций в основной капитал увеличился и составил 447,3 млрд. рублей (рост на 4,6%).

В 2016 г. в рамках развития транспортной инфраструктуры и реализации государственной программы "Развитие транспортной системы" введено в эксплуатацию 441,6 км дополнительных главных путей и новых железнодорожных линий.

Реализовывались в том числе проекты:

"Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей" (63,7 км);

"Развитие участка Тобольск - Сургут" (46,7 км);

"Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла" (22,3 км),

"Комплексная реконструкция линий Таманского полуострова" (28,5 км).

В рамках реализации проекта "Строительство железнодорожной линии ст. Чульбасс - Инаглинский угольный комплекс железных дорог Якутии (Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район)" завершено строительство 5,7 км железнодорожных линий.

В 2016 г. приобретено 493 локомотива, 500 единиц мотор-вагонного подвижного состава и 294 пассажирских вагона.

Всего в 2016 г. введено 441,6 км дополнительных главных путей и новых железнодорожных линий.

В сентябре 2016 г. открыто пассажирское движение по Московскому центральному кольцу (МЦК) протяженностью 54 км. Это позволило повысить доступность и улучшить качество обслуживания пассажиров Московского региона. Среднее ежесуточное число перевезенных пассажиров в 2016 г. превысило 239 тыс. человек, в будние дни поток МЦК превышает 272 тыс. человек.

В 2016 г. перевезено более 27 млн. пассажиров. Ввод МЦК позволил разгрузить линии Московского метрополитена и существенно сократить время поездки. Полный круг по кольцу поезда "Ласточка" совершают за 84 минуты. Всего для перевозок задействованы 33 электропоезда "Ласточка" (ЭС2Г) отечественного производства, в которых особое внимание уделено удобству маломобильных граждан.

ПАО "ГТЛК" заключило в сентябре 2016 г. договор лизинга на поставку 7 новых, современных, комфортабельных пассажирских электропоездов серии ЭП2Д отечественного производства в 11-вагонном исполнении для междугородних маршрутов ОАО "Центральная ППК".

В августе 2017 г. ОАО "Российские железные дороги" завершило строительно-монтажные работы на новой железнодорожной линии Журавка - Миллерово и приступило к пуско-наладочным работам и тестовой эксплуатации отдельных участков магистрали. Окончательный ввод в эксплуатацию и открытие движения пассажирских поездов на линии планируется к концу осени 2017 г. Новая железная дорога длиной 137 км, связывающая центральные и южные регионы России и проходящая по территории Воронежской и Ростовской областей, позволит исключить из схемы движения 37-километровый участок трассы, проходящий по территории Украины. Сейчас пассажирские поезда проходят этот участок без остановки для пограничного контроля, однако сохраняются геополитические риски. Новая трасса позволит перевести все движение на территорию России. Цель проекта - развитие железнодорожной инфраструктуры в направлении "Центр - Юг", увеличение ее пропускной способности, обеспечение транспортной безопасности грузовых и пассажирских перевозок, минуя территорию Украины.

В 2017 г. будет продолжена работа по следующим проектам:

"Комплексная реконструкция участка М. Горький - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского узла";

"Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей";

"Строительство железнодорожной линии Прохоровка - Журавка - Чертково - Батайск";

"Комплексное развитие участка Междуреченск - Тайшет Красноярской железной дороги";

"Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань";

"Строительство вторых железнодорожных путей и электрификация участка Выборг - Приморск - Ермилово";

"Развитие Московского транспортного узла";

"Строительство дополнительных главных путей и разъездов, развитие станций на подходах к портам южной части России";

"Создание железнодорожного Северного широтного хода "Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево" и железнодорожных подходов к нему".