См. прогноз на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

Воздушный транспорт

Грузовые перевозки. В 2016 г. воздушным транспортом на коммерческих условиях было перевезено 1,0 млн. тонн грузов (рост на 12,7%), грузооборот составил 6,6 млрд. т-км (рост на 17,9%).

По данным Росстата, перевозка грузов и грузооборот воздушного транспорта за I полугодие 2017 г. составили соответственно 0,5 млн. тонн (рост на 21,7%) и 3,6 млрд. т-км (рост на 22,4%).

Учитывая складывающиеся тенденции, в 2017 г. ожидается существенный рост перевозок грузов на воздушном транспорте до 1,1 млн. тонн (рост на 17,0%) и увеличение грузооборота до 7,8 млрд. т-км (рост на 18,0%).

Пассажирские перевозки. Финансовые трудности, возникшие у российских авиакомпаний в связи с валютными колебаниями и ростом операционных расходов, а также со снижением реальных доходов населения, привели к падению по итогам 2016 г. пассажирских перевозок (5,0%), которые составили 215,6 млрд. пассажиро-километров.

Падение объема пассажирооборота на воздушном транспорте в значительной степени обусловлено снижением реальной покупательной способности населения, сложностями на мировом рынке туристических услуг, сохранением геополитической напряженности и повышенного мирового уровня террористической угрозы, закрытием в Египет, а также поздним открытием чартерных полетов в Турцию (конец августа 2016 г.).

В 2016 г. гражданской авиацией было перевезено 88,6 млн. пассажиров, что на 3,8 млн. пассажиров меньше, чем в 2015 г.

Также необходимо отметить, что в 2016 г. наблюдалось существенное сокращение перевозок пассажиров воздушным транспортом в международном сообщении (на 18,6%) и рост внутренних перевозок (на 7,3%).

На высокие темпы роста перевозок пассажиров во внутреннем сообщении оказали влияние меры господдержки, направленные на повышение доступности услуг воздушного транспорта для населения. Государственная поддержка авиаперевозок в 2016 г. реализована посредством пяти программ субсидирования из федерального бюджета:

1) на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории России и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации;

2) на обеспечение доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении;

3) из г. Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении;

4) в г. Симферополь и в обратном направлении;

5) на осуществление внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе.

В рамках этих пяти программ субсидирования в 2016 г. перевезено 1,5 млн. пассажиров при объеме бюджетных ассигнований 8,0 млрд. рублей.

В целях поддержки пассажирских перевозок на воздушном транспорте в 2017 г. Правительством Российской Федерации приняты меры по расширению перечня субсидируемых воздушных перевозок:

с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении с 67 до 73 (постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2017 г. N 670);

из Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении. В перечень субсидируемых маршрутов включены перевозки между Калининградом и городами Сочи, Екатеринбург, Мурманск, Архангельск, Калуга (постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2017 г. N 653).

Действующие льготы по ставке НДС на услуги по перевозке пассажиров на внутренних воздушных линиях позволяют сохранить доступность внутренних авиаперевозок для населения (не допустить существенного увеличения тарифа, несмотря на рост себестоимости) и, как следствие, не допустить снижения объемов внутренних авиаперевозок, а также стабилизировать экономику авиакомпаний.

Учитывая итоги за I полугодие 2017 г., а также оценку темпов ВВП и реальной заработной платы и реальных доходов населения, пассажирооборот 2017 г. оценивается на уровне 252,2 млрд. пасс-км (рост на 17%).

В среднесрочной перспективе также прогнозируется рост пассажирооборота, который к 2020 г. может достичь 281,4 млрд. пасс-км (на 30,5% к уровню 2016 г.).

На динамику развития пассажирских авиаперевозок окажет влияние дополнительный транспортный спрос в 2018 г. в городах проведения чемпионата мира по футболу в 2018 г. Прогнозируемые среднесуточные значения пассажиропотока через аэропорты МАУ оцениваются в 300 тыс. пасс./сутки в оба направления. Результаты расчетов показали, что общее количество матчей и "фан-зон" в период проведения чемпионата мира по футболу 2018 г. составит 10,746 млн. посещений.

Несмотря на огромную территорию страны, основной пассажиропоток концентрируется в московском авиационном узле и г. Санкт-Петербурге (80 - 85% пассажиропотока).

За первое полугодие 2017 г. аэропортами Московского авиационного узла (Внуково, Домодедово, Шереметьево) было перевезено 39,7 млн. пассажиров. При этом за аналогичный период в 2016 г. аэропортами МАУ было перевезено на 6,2 млн. пассажиров меньше. Увеличение перевозок в аэропортах МАУ обусловлено значительным ростом спроса на международные перевозки (рост на 26,4%).

Ожидается развитие сегмента низкотарифных авиаперевозок. Вместе с тем экстенсивное развитие рынка воздушных перевозок увеличивает риск финансовой неустойчивости авиакомпаний.

Инвестиции. В 2016 г. объем инвестиций в основной капитал составил 218,8 млрд. рублей, из них 185,5 млрд. рублей - за счет внебюджетных источников финансирования.

В 2016 г. введены после реконструкции 2 взлетно-посадочные полосы в аэропортах Уфа и Елизово (Петропавловск-Камчатский).

В аэропортах Норильск и Кызыл завершены первые этапы реконструкции взлетно-посадочных полос длиной 730 м и 1450 м соответственно.

В соответствии с Программой подготовки к проведению в 2018 г. в России чемпионата мира по футболу продолжается реализация мероприятий по реконструкции аэропортовых комплексов Волгоград, Екатеринбург (Кольцово), Калининград (Храброво), Нижний Новгород (Стригино), Самара (Курумоч), Саранск, Домодедово, Шереметьево, строительство нового аэропорта Ростов-на-Дону (Южный).

В аэропорту Нижний Новгород в рамках первого этапа завершена реконструкция и введена в эксплуатацию часть перрона.

В Ростове-на-Дону высокими темпами ведется строительство нового аэропортового комплекса с ИВПП размером 3600 x 45 м с оснащением по II категории ИКАО.

В соответствии с графиками ведется реконструкция аэродромной инфраструктуры в аэропортах Самара, Екатеринбург, строительство новой ВПП-3 в аэропорту Шереметьево.

Продолжаются работы по реализации проектов реконструкции (строительству) аэродромной инфраструктуры в аэропортах Ульяновск (Баратаевка), Бегишево (Нижнекамск).

В 2016 г. обновление парка самолетов, в том числе с учетом мер государственной поддержки, составило 133 единицы, в том числе:

103 воздушных судна (тип самолета: "Сухой Суперджет", "Боинг", "Аэрбас"), приобретаемых на правах лизинга (финансового и операционного);

30 воздушных судов (тип самолета: "Сухой Суперджет", Ан-24), приобретенные в собственность.

Продолжается реализация программы операционного лизинга самолетов "Сухой Суперджет 100" в рамках выполнения поручения Президента Российской Федерации по поддержке российского авиастроения. В декабре 2016 г. подписаны два постановления Правительства Российской Федерации - N 1485 и N 1486 от 26 декабря 2016 г. - об увеличении уставного капитала ПАО "ГТЛК" на 5 млрд. рублей и 3,8 млрд. рублей бюджетных средств в целях расширения поддержки лизинга воздушных судов "Сухой Суперджет 100" и Л-410, а также софинансирования приобретения 29 единиц отечественных вертолетов производства АО "Вертолеты России".

ПАО "ГТЛК" заключены твердые контракты с холдингом "Вертолеты России" на поставку 10 единиц вертолетов Ми-8МТВ-1, 13 единиц Ми-8АМТ и 6 единиц вертолетов "Ансат". Также твердые контракты подписаны с АО "Уральский завод гражданской авиации" и АО "ГСС" на поставку 5 единиц самолетов Л-410 и 4 единиц ВС "Сухой Суперджет 100" соответственно.

В 2017 г. инвестиции в основной капитал воздушного транспорта оцениваются в размере 248,1 млрд. рублей (рост на 13,4%).

Развитие аэропортовой сети обеспечивается комплексом мероприятий по развитию международных аэропортов-хабов, внутрироссийских узловых аэропортов и региональных аэропортов.

Различные формы привлечения заемных средств (кредиты банков, лизинг для обновления воздушных судов) станут весьма значимым источником инвестиционной деятельности на воздушном транспорте.