См. прогноз на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

Машиностроительный комплекс

Развитие машиностроительного комплекса (производство компьютеров, электронных и оптических изделий, производство электрического оборудования, производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки, производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, производство прочих транспортных средств и оборудования) в 2016 г. определялось восстановлением объемов производства высокотехнологических секторов экономики, обусловленного в том числе соответствующим ростом инвестиционной активности в 2015 г.

При этом в целом в 2016 г. по машиностроительному комплексу наблюдался рост производства на 1,8%, в том числе рост производства компьютеров, электронных и оптических изделий (0,6%), электрического оборудования (0,9%), автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (0,5%), прочих транспортных средств и оборудования (4,2%). Сократилось производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки (0,7%).

Определенный вклад в развитие машиностроительного комплекса внесла реализация мер государственной поддержки высокотехнологичных секторов экономики, в том числе в части: стимулирования спроса на продукцию российского производства (автомобилестроения, сельскохозяйственной техники, вагоностроения, авиастроения и судостроения), стимулирования инвестиционной и научной деятельности хозяйствующих субъектов (в автомобилестроении, станкостроении, ОПК, транспортном машиностроении), стимулирования развития производственно-технологического потенциала отдельных секторов машиностроения (например, в рамках федеральных целевых программ). В 2016 г. на реализацию указанных мер (без учета оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации) из федерального бюджета было направлено более 515 млрд. рублей.

В указанный период отмечался низкий уровень загрузки производственных мощностей отдельных видов высокотехнологичных товаров (в частности тракторов для сельского и лесного хозяйства прочих - около 11,8%, станков металлорежущих - около 14,4%, вагонов грузовых магистральных - 29,8%, генераторов переменного тока (синхронных генераторов) - 29,2%, автомобилей легковых - около 41,1%, холодильников и морозильников бытовых - около 52,7%, аппаратуры приемной телевизионной, в том числе видеомониторов и видеопроекторов, - около 29,5%).

Вместе с тем в условиях восстановления инвестиционного спроса в 2016 г. отмечался рост импорта. Импорт товаров по группам ТН ВЭД 84 - 90 в стоимостном выражении вырос на 5,0%. Экспорт продукции машиностроения по группам ТН ВЭД 84 - 90 в стоимостном выражении за указанный период сократился на 6,7%.

В настоящее время на развитие высокотехнологичных секторов экономики сдерживающее влияние оказывает ряд ограничений, в том числе технологическое отставание отдельных производств, введение секторальных санкций, ограничивших доступ предприятий страны к отдельным зарубежным технологиям и капиталам, низкая производительность труда, недостаток финансовых ресурсов (в том числе на проведение НИОКР), зависимость от поставок импортных комплектующих.

Таким образом, общесистемным фактором развития машиностроительного комплекса в среднесрочной перспективе является эффективность реализации мероприятий, направленных на снижение негативного влияния указанных ограничений, в том числе:

развитие экспорта машиностроительной продукции в страны Ближнего и Дальнего зарубежья. Реализация мероприятий, направленных на продвижение продукции отечественных производителей на новые рынки, в том числе на основе приоритетного проекта "Международная кооперация и экспорт в промышленности";

развитие совместных производств конечных продуктов и комплектующих с ведущими зарубежными организациями (в автомобилестроении, транспортном машиностроении, станкостроении, сельхозмашиностроении, авиастроении и других секторах) и заключение специальных инвестиционных контрактов с производителями продукции машиностроения;

реализация Государственной программы вооружений и расширение военно-технического сотрудничества;

реализация мер, направленных на импортозамещение продукции машиностроительного комплекса.