См. прогноз на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

Таможенно-тарифное регулирование в 2018 - 2020 гг.

Россией на площадке ВТО было зарезервировано право по возможному пересмотру своих тарифных обязательств на трехлетний период, начиная с 2018 г. Одновременно на "полях" ВТО инициированы компенсационные переговоры в связи с присоединением Республики Армения и Киргизской Республики к Евразийскому экономическому союзу. Россия принимает активное участие в работе по выработке единой переговорной позиции по данному вопросу на площадке ВТО. Результатом этих переговоров может стать снижение ставок ЕТТ в отношении отдельных видов товаров. Предполагается, что переговорный процесс может завершиться в 2018 - 2019 гг.

Влияние на сферу таможенно-тарифного регулирования окажет процесс формирования зон свободной торговли с третьими странами, включая вступившее в силу 5 октября 2016 г. соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны (далее - Соглашение).

Данным Соглашением предусмотрена поэтапная либерализация таможенного тарифа вплоть до полного его обнуления по более чем 80% товарной номенклатуры.

В частности, ставки ввозных таможенных пошлин Вьетнама обнулены без переходного периода на такие сельскохозяйственные товары, как молоко и молочная продукция, мука, пшеница и меслин, семена льна и рапса, постепенно будут снижены ставки пошлин на мясо птицы и алкогольную продукцию. Среди наиболее значимых промышленных товаров, на которые ставки ввозных таможенных пошлин Вьетнама обнулены без переходного периода, можно отметить калийные удобрения, плавучие маяки и буровые платформы, рыболовные суда, отдельные виды стальных труб. Кроме того, к 2027 г. будут обнулены ставки ввозных таможенных пошлин Вьетнама на нефтепродукты, изолированные провода, автобусы, легковые и грузовые автомобили.

Вместе с тем Соглашение предусматривает комплекс мер, направленный на защиту внутреннего рынка от возможных рисков резкого роста вьетнамского импорта вследствие либерализации торговли. Защитными мерами в отношении особо чувствительных товаров легкой промышленности и некоторых видов мебели установлены пороговые годовые объемы импорта для вьетнамских товаров по нулевой ставке пошлины. При превышении этих объемов страны ЕАЭС имеют право применять таможенные пошлины на уровне ставки Единого таможенного тарифа ЕАЭС.

По итогам первого квартала 2017 г. по отношению к аналогичному периоду 2016 г. экспорт России во Вьетнам увеличился на 16,7%, при этом экспорт сельскохозяйственной продукции вырос в 20 раз (в частности, стали осуществляться поставки кукурузы, пшеницы, семян льна). Вместе с тем оценить реальный объем импорта товаров, ввезенных под преференцию, предусмотренную Соглашением, удастся после получения от Вьетнама статистики по импорту. В настоящее время данный вопрос согласовывается Евразийской экономической комиссией с вьетнамской стороной.

По оценкам Евразийской экономической комиссии, создание зоны свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом может увеличить торговый оборот между партнерами с текущего уровня в 4 млрд. долларов США до 8 - 10 млрд. долларов США через несколько лет после вступления Соглашения в силу.

Высшим Евразийским экономическим советом приняты решения о начале переговоров по заключению соглашения о свободной торговле с Израилем (решение от 16 октября 2015 г. N 29), Египтом (решение N 17 от 26 декабря 2016 г.), Индией (решение N 14 от 26 декабря 2016 г.), Сингапуром (решение N 16 от 26 декабря 2016 г.), по заключению временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли с Ираном (решение N 15 от 26 декабря 2016 г.), и по унификации торгового режима с Сербией (решение от 31 мая 2016 г. N 6). Начало переговоров с Сербией обусловлено необходимостью установления единого преференциального торгового режима между всеми государствами - членами ЕАЭС с данной страной, в то время как на настоящий момент режим свободной торговли установлен только между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Сербией.

По итогам рассмотрения предложения Республики Корея о заключении соглашения о свободной торговле 21 августа 2015 г. Совет ЕЭК принял решение N 18 "О развитии торгово-экономических отношений Евразийского экономического союза с Республикой Корея", которым одобрено проведение научно-исследовательской работы в целях определения подходов к дальнейшему развитию торгово-экономических отношений ЕАЭС с Республикой Корея.

18 мая 2016 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и Правительством Республики Сингапур, целью которого является формализация сотрудничества путем создания рабочей группы по взаимодействию между ЕЭК и Правительством Республики Сингапур для совместного изучения возможностей содействия развитию торгово-экономических связей ЕАЭС и Сингапура.

Также проводятся переговоры по заключению временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли с Исламской Республикой Иран. В настоящее время работа над текстом временного соглашения завершена. Предполагается, что указанное соглашение будет заключено до конца 2017 г. сроком на три года.

В соответствии с временным соглашением между ЕАЭС и Ираном импортные пошлины будут снижены на минимальное количество товаров - около 200 тарифных линий с обеих сторон. В случае признания преференциальной торговли эффективной, в дальнейшем возможен переход к полноформатной зоне свободной торговли.