См. Паспорт национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы.

2. Содержание приоритетного проекта

Цель проекта

Обеспечение занятости населения за счет увеличения количества уникальных <3> субъектов ИМП, использующих поддержку (открывших и (или) расширивших, и (или) продолжающих ведение собственного бизнеса), до 336,8 тысяч единиц и среднесписочной численности занятых у таких субъектов ИМП до 1 222,5 тысяч человек

Показатели проекта и их значения по годам

Показатель

Тип показателя (основной, аналитический, показатель второго уровня)

Базовое значение

Период, год

2017

2018

Количество уникальных субъектов ИМП, использующих поддержку (открывших и (или) расширивших, и (или) продолжающих ведение собственного бизнеса) <4>, за период 2017 - 2018 гг., тыс. единиц (нарастающим итогом)

основной

35,0

155,4

336,8

Среднесписочная численность занятых у уникальных субъектов ИМП, использующих поддержку (открывших и (или) расширивших, и (или) продолжающих ведение собственного бизнеса) <4> за период 2017 - 2018 гг., тыс. человек (нарастающим итогом)

основной

368,6

723,3

1 222,5

Количество региональных лизинговых компаний (РЛК), в уставные капиталы которых внесен взнос АО "Корпорация "МСП" для целей реализации уставных целей АО "Корпорация "МСП", в первую очередь для развития ИМП (прежде всего поставщиков крупнейших заказчиков, определяемых Правительством Российской Федерации), за период 2017 - 2018 гг., единиц (нарастающим итогом) <5>

аналитический

0

2

8

Количество субъектов Российской Федерации, реализующих государственные программы (подпрограммы) развития

аналитический

0

5

10

сельскохозяйственной кооперации за период 2017 - 2018 гг., единиц (нарастающим итогом)

Годовой объем кредитной поддержки, оказанной субъектам ИМП с использованием гарантий и поручительств в рамках НГС, а также кредитов субъектам ИМП, предоставленных АО "МСП Банк", за период 2017 - 2018 гг., млрд рублей (нарастающим итогом) <6>

аналитический

80,0

82,0

181,5

Количество субъектов ИМП, которым оказана кредитная поддержка в моногородах с использованием гарантий и поручительств в рамках НГС, а также кредитов субъектам ИМП, предоставленных АО "МСП Банк", за период 2017 - 2018 гг., единиц (нарастающим итогом)

аналитический

290

411

905

Охват моногородов, в которых продуктовая линейка участников НГС представлена через НО "Фонд развития моногородов" в рамках взаимодействия с АО "Корпорация "МСП", единиц

аналитический

85

280

319

Количество субъектов ИМП, которым оказана финансовая поддержка в Дальневосточном федеральном округе с использованием гарантий и поручительств в рамках НГС и (или) в рамках деятельности АО "Фонд Дальнего Востока и Байкальского региона" <7>, а также кредитов субъектам ИМП, предоставленных АО "МСП Банк", за период 2017 - 2018 гг., единиц (нарастающим итогом)

аналитический

370

445

940

Количество субъектов ИМП, которым оказана финансовая поддержка в рамках поддержки проектов субъектов ИМП в сфере импортозамещения и (или) высокотехнологичного производства, и (или) несырьевого экспорта в рамках взаимодействия и (или) при координации институтов развития, за период 2017 - 2018 гг., единиц (нарастающим итогом) <8>

аналитический

30

80

240

Количество компаний с иностранным участием, реализовавших при содействии АО "Корпорация "МСП" мероприятия по встраиванию российских субъектов ИМП в цепочки поставок в целях повышения уровня локализации производства продукции данных компаний на территории Российской Федерации, за период 2017 - 2018 гг., единиц (нарастающим итогом)

аналитический

-

3

6

Доля женщин в общем количестве обученных в рамках программ обучения АО "Корпорация "МСП", не менее %

аналитический

-

50

50

Результаты проекта

1. Годовой объем закупок у субъектов ИМП крупнейшими заказчиками, определяемыми Правительством Российской Федерации, по итогам 2018 года составил 17,5 процента <9>.

В субъектах Российской Федерации действует 8 РЛК <10>.

2. Геомаркетинговая информационно-аналитическая система для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) (Бизнес-навигатор МСП) предоставляет информацию о возможностях открытия и развития бизнеса на территории 171 города во всех субъектах Российской Федерации.

3. В 10 субъектах Российской Федерации реализованы государственные программы (подпрограммы) развития сельскохозяйственной кооперации, включающие инструменты финансовой, организационной и информационной поддержки сельскохозяйственной кооперации.

4. Не менее чем в 80 субъектах Российской Федерации действуют по единой модели Центры оказания услуг, в том числе государственных и муниципальных услуг, малому предпринимательству на базе банков с государственным участием и иных заинтересованных организаций (далее - Центры оказания услуг).

5. Реализованы обучающие программы для ИМП:

5.1. Действует единая образовательная интернет-платформа - агрегатор образовательных программ для субъектов ИМП, утверждены требования к образовательным программам для субъектов ИМП в целях размещения на указанной интернет-платформе.

5.2. Реализованы обучающие программы АО "Корпорация "МСП", включающие 12 бизнес-тренингов продолжительностью от 1,5 до 35 часов, в 80 субъектах Российской Федерации, а также при участии Банка России повышен уровень информированности субъектов ИМП о различных видах финансовых рисков.

6. Обеспечена кредитная поддержка субъектов ИМП с использованием гарантий и поручительств в рамках НГС, а также кредитов субъектам ИМП, предоставленных АО "МСП Банк", в размере 181,5 млрд рублей; при участии Банка России разработаны механизмы секьюритизации кредитов субъектов ИМП <11>.

7. Участниками НГС и (или) институтами развития оказана поддержка 1 620 субъектам ИМП в сфере импортозамещения и (или) высокотехнологичного производства, и (или) несырьевого экспорта, а также субъектов ИМП, осуществляющим деятельность в Дальневосточном федеральном округе и моногородах.

Описание модели функционирования результатов проекта

1. Обеспечение доступа субъектов ИМП к закупкам крупнейших заказчиков, определяемых Правительством Российской Федерации, за счет:

- формирования двухуровневой системы контроля;

- реализации мероприятий, направленных на расширение перечня товаров, работ и услуг, закупаемых у субъектов ИМП, с обязательным выделением перечня инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;

- создания систем правовой и информационной поддержки субъектов ИМП, в том числе через реализацию принципа "одного окна", используя возможности МФЦ, Центров оказания услуг;

- обеспечения разработки и утверждения крупнейшими заказчиками, определяемыми Правительством Российской Федерации, программ партнерства, а также формирования реестров субъектов ИМП, присоединившихся к программе партнерства;

- актуализации сведений, содержащихся в едином реестре субъектов МСП, о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности и производимой продукции;

- формирования сети РЛК, предоставляющих оборудование по льготным ставкам - не более 8% годовых, а в части лизинга оборудования отечественного производства - не более 6% годовых.

2. Бизнес-навигатор МСП предоставляет открывающимся и (или) расширяющимся, и (или) ведущим бизнес предпринимателям в 171 городе всех субъектов Российской Федерации информацию о формах и видах поддержки, реализуемой на всех уровнях, о доступных рыночных нишах, наличии на рынке предложений коммерческой недвижимости и о продаже готового бизнеса, а также позволяет осуществлять расчет платежеспособного спроса, предложения и неудовлетворенного спроса и расчет примерного бизнес-плана, в том числе на основе информации, предоставленной правообладателями франшиз, путем геомаркетинговой адаптации предварительно разработанного типового бизнес-плана к параметрам выбранной предпринимателем рыночной ниши. При этом функционал Бизнес-навигатора МСП позволяет субъектам Российской Федерации, исходя из приоритетов регионального развития, дополнять Бизнес-навигатор МСП соответствующей информацией об иных городах, расположенных на их территориях и не входящих в число представленных в Бизнес-навигаторе МСП.

3. Развитие сельскохозяйственной кооперации в субъектах Российской Федерации будет осуществляться за счет комплексного применения следующих мер поддержки:

- финансовых - установление дополнительных мер государственной поддержки сельскохозяйственным кооперативам в рамках региональных программ развития сельскохозяйственной кооперации; предоставление гарантий и поручительств в рамках НГС, а также кредитов АО "МСП-банк";

- организационных - разработка механизмов стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей к объединению в сельскохозяйственные кооперативы, прежде всего посредством создания и развития системы консультационных центров и центров развития кооперации в регионах;

- направленных на обеспечение рынков сбыта продукции, произведенной сельскохозяйственными кооперативами - организация и проведение специализированных ярмарок сельхозпродукции, развитие торговой сети малых форматов, развитие собственной сети кооперативов, организация ярмарок выходного дня; обеспечение интеграции кооперативов с оптово-распределительными центрами, переработчиками сельхозпродукции, создание и развитие экспортно-ориентированных кооперативов.

4. Развитие системы "одного окна" предоставления услуг, сервисов, мер поддержки субъектам ИМП на базе Центров оказания услуг позволит обеспечить равный доступ субъектов ИМП к услугам, сервисам, мерам поддержки, необходимым для начала и ведения предпринимательской деятельности (государственные и муниципальные услуги и меры поддержки, услуги и меры поддержки организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, услуги АО "Корпорация "МСП", услуги (сервисы) финансово-кредитных, страховых, банковских организаций, органов и организаций, обеспечивающих подключение к сетям водо-, газо-, тепло- и электроснабжения, некоммерческих организаций, выражающих интересы предпринимателей).

При этом в целях обеспечения единого уровня качества обслуживания предпринимателей в рамках методологического и информационно-технологического обеспечения развития системы "одного окна" будут сформированы единая модель функционирования указанных Центров и перечень предоставляемых услуг, сервисов и мер поддержки, разработаны стандарты (требования, регламенты, порядки) предоставления услуг, сервисов и мер поддержки и определены механизмы взаимодействия Центров оказания услуг с органами государственной власти и местного самоуправления и иными поставщиками услуг, сервисов и мер поддержки.

5. Развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для ИМП на основе единых требований к содержанию образовательных программ для предпринимателей и поставщикам образовательных услуг и обеспечения работы единой образовательной интернет-платформы - агрегатора образовательных программ для предпринимателей будет способствовать повышению уровня информированности предпринимателей о существующих возможностях для создания и развития бизнеса, а также уровня бизнес-грамотности, в том числе финансовой грамотности (с целью их ознакомления с различными видами финансовых рисков, возникающих при использовании финансовых инструментов, исходя из модели жизненного цикла бизнеса, а также рисками выбора финансового контрагента). Увеличится выживаемость вновь созданных предприятий. При этом в целях расширения участников будет обеспечена возможность электронной записи на обучение в рамках обучающих программ АО "Корпорация "МСП", а также запись на прохождение обучающих программ АО "Корпорация "МСП".

6. Субъекты ИМП и организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов МСП, претендующие на получение гарантийной поддержки в рамках НГС, будут обеспечены доступом к гарантийной поддержке во всех субъектах Российской Федерации на единых условиях и с применением единых подходов к оценке деятельности.

Применение единых стандартов деятельности всеми участниками НГС упростит для субъектов ИМП и финансовых организаций - партнеров НГС восприятие и использование услуг, повысит их востребованность.

Включение в состав получателей гарантийной поддержки микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования, лизинговых и факторинговых организаций и распространение на них стандартов НГС позволит повысить доступность заемных средств для предпринимателей и микропредприятий с малыми масштабами деятельности.

Финансовое обеспечение НГС позволит удовлетворить возрастающий спрос субъектов ИМП и кредитующих их банков и некредитных финансовых организаций на гарантии и поручительства НГС. Внедрение средств автоматизации обработки заявок на кредиты, гарантии и поручительства НГС позволит оперативно рассматривать и оформлять кредитно-гарантийные сделки, ускоряя финансирование субъектов ИМП.

Кроме того, внедрение механизма секьюритизации кредитов субъектов ИМП позволит привлечь ресурсы инвесторов для целей кредитования субъектов ИМП.

7. Консолидация мер поддержки институтов развития:

а) финансовая поддержка (кредиты, гарантии, поручительства) субъектов ИМП в моногородах, реализуемая участниками НГС, а также информирование субъектов ИМП в рамках взаимодействия АО "Корпорация "МСП" и НО "Фонд развития моногородов" о возможности получения такой поддержки;

б) поддержка субъектов ИМП в Дальневосточном федеральном округе в рамках взаимодействия АО "Корпорация "МСП" и АО "Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона", а также финансовая поддержка (кредиты, гарантии, поручительства) субъектов ИМП в Дальневосточном федеральном округе участниками НГС;

в) поддержка субъектов ИМП, реализующих проекты в сфере импортозамещения и (или) высокотехнологичного производства, и (или) несырьевого экспорта в рамках сотрудничества АО "Корпорация "МСП", ООО "Управляющая компания РФПИ", ФГАУ "Российский фонд технологического развития", АО "Российский экспортный центр";

г) повышение степени локализации производства компаний с иностранным участием за счет встраивания в цепочки поставщиков субъектов ИМП с возможностью последующего формирования профильного кластера;

д) содействие развитию женского предпринимательства;

е) содействие развитию компетенций участников и победителей чемпионатов Союза "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Ворлдскиллс Россия" (WorldSkillsRussia)

--------------------------------

<3> Под уникальным субъектом ИМП понимается субъект ИМП, который для цели расчета показателя учитывается один раз.

<4> Субъекты ИМП, являющиеся получателями кредитов, гарантий и поручительств в рамках Национальной гарантийной системы (НГС), и (или) являющиеся поставщиками крупнейших заказчиков, определяемых Правительством Российской Федерации, и (или) пользователями Портала Бизнес-навигатора МСП.

НГС включает АО "Корпорация "МСП", АО "МСП Банк", региональные гарантийные организации (РГО).

Крупнейшие заказчики, определяемые Правительством Российской Федерации, - конкретные и отдельные заказчики, определяемые Правительством Российской Федерации для целей проведения оценки и мониторинга соответствия, предусмотренных статьей 5.1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

<5> В случае выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета на реализацию данного мероприятия в 2017 и 2018 годах.

<6> В случае выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета на реализацию данного мероприятия в 2017 и 2018 годах.

<7> В случае докапитализации АО "Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона" в 2017 и 2018 годах (письмо АО "Фонд Дальнего Востока и Байкальского региона" от 14 ноября 2016 г. N М657-1).

<8> Поддержка проектов субъектов МСП в сфере высокотехнологичного производства и несырьевого экспорта объединяет следующие институты развития: АО "Корпорация "МСП", ООО "Управляющая компания РФПИ", ФГАУ "Российский фонд технологического развития", АО "Российский экспортный центр" в соответствии с Порядком взаимодействия в рамках поддержки проектов субъектов МСП в сфере несырьевого экспорта от 07.06.2016.

<9> Рассчитывается по правилам, предусмотренным для расчета годового объема закупок у субъектов МСП в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 N 1352.

<10> В случае выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета на реализацию данного мероприятия в 2017 и 2018 годах.

<11> В случае выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета на реализацию данного мероприятия в 2017 и 2018 годах.