Изменения, внесенные Распоряжением Правительства РФ от 20.04.2022 N 947-р, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года.

Потенциал экспортных поставок двигателей и комплектующих

Прогнозируемый высокий спрос на финальную продукцию гражданского авиастроения обусловливает и высокую потребность в комплектующих как для первичного рынка, так и для поддержания летной годности существующего парка. Производители воздушных судов планомерно ведут работу по развитию собственной базы поставщиков, стараясь иметь двух - трех поставщиков на каждый тип комплектующих, включая двигатели. Данная практика позволяет производителям воздушных судов обеспечить минимально необходимый уровень конкуренции и сдерживать рост цен на комплектующие. Крупнейшие страны - производители занимают лидирующие позиции на мировом рынке по совокупному выпуску авиационной продукции преимущественно за счет поставок комплектующих.

Потенциальными заказчиками продукции российских компаний могут выступать как иностранные производители финальной продукции, так и поставщики 1 и 2 уровней, что позволит снизить входной барьер для участия в масштабных программах, где финалисты взаимодействуют с ограниченным количеством интеграторов систем, а не с конечными поставщиками отдельных комплектующих.

Отечественные производители комплектующих могут выстраивать сотрудничество с иностранными производителями на основе 3 основных моделей сотрудничества:

поставка комплектующих собственной разработки, в том числе в рамках совместных предприятий с иностранными производителями (например совместное предприятие "Хамильтон Стандарт - Наука" осуществляет разработку и производство теплообменников, используемых в системах кондиционирования воздуха самолетов "Эйрбас", "Боинг", "Бомбардье", "Эмбраер" и других самолетов);

контрактное производство комплектующих и разработка под заказ (по первой модели поставляют продукцию публичного акционерного общества "Корпорация "ВСМПО-АВИСМА", открытого акционерного общества "Каменск-Уральский металлургический завод", публичного акционерного общества "Корпорация "Иркут", по второй модели работает Европейская компания за свободу рынка автомобильных запчастей и рынка ремонта);

совместная разработка в рамках риск-разделенных партнерств (по данной модели предприятиями акционерного общества "Объединенная двигателестроительная корпорация" создавался двигатель SaM-146 для регионального самолета "Сухой Суперджет 100").

При поставках комплектующих собственной разработки наиболее привлекательны государства, в которых прогнозируется максимальный объем производства авиационной продукции.

При реализации модели контрактного производства или разработке продукции под заказ потенциальными партнерами являются страны с большим прогнозируемым объемом производства авиационной продукции в сочетании с высокой стоимостью факторов производства, таких, как труд, скорректированный на производительность, и энергоносители.

Модель совместной разработки в рамках международной кооперации целесообразно реализовывать в странах с высоким объемом производства и значительными затратами на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Указанным критериям отвечают крупнейшие производители воздушных судов "Эйрбас", "Боинг", COMAC и их поставщики 1 и 2 уровней, расположенные соответственно в странах Европейского союза, США и Китае. Объем выпуска авиационной техники в этих странах оценивается к 2030 году на уровне 263 млрд. долларов США (страны Европейского союза), 196 млрд. долларов США (США) и 149 млрд. долларов США (Китай). За ними следуют Япония (90 млрд. долларов США), Канада (13 млрд. долларов США), Бразилия и Мексика (по 2 млрд. долларов США каждая). Объем ежегодных затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в авиационной промышленности США составляет более 20 млрд. долларов США, во Франции около 3,4 млрд. долларов США, в Германии 3 млрд. долларов США, в Италии около 1 млрд. долларов США. При этом стоимость труда у производителей авиационной техники в европейских странах наиболее высокая (в Германии она составляет в среднем около 50 долларов США в час, во Франции - около 43 долларов США, в Италии - 37 долларов, а в США - около 20 долларов США), в то время как в Российской Федерации - около 4,5 доллара США.

Кроме того, производители комплектующих могут экспортировать продукцию в составе воздушных судов российского производства, а также производить альтернативные комплектующие (Parts Manufacturer Approval) для дальнейшей поставки операторам технического обслуживания и ремонта в Российской Федерации и за рубежом.