Изменения, внесенные Распоряжением Правительства РФ от 20.04.2022 N 947-р, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года.

Потенциал экспортных поставок самолетов гражданской авиации

Мировой рынок пассажирских авиационных перевозок на горизонте до 2035 года сохранит устойчивый рост, что следует из прогнозов ведущих исследовательских компаний. Так, среднемировой рост пассажиропотока ожидается на уровне около 5 процентов в год, что приведет к достижению показателя в 16 трлн. пассажирокилометров к 2035 году. Необходимость удовлетворения спроса со стороны авиационных компаний на увеличение провозных емкостей, а также на обновление флота потребует закупки большого количества новых лайнеров различной размерности. Так, по прогнозу публичного акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация", совокупный спрос на турбореактивные и турбовинтовые пассажирские самолеты в этот период достигнет 41250 единиц. Согласно прогнозу "Эйрбас" до 2035 года будет востребовано 32430 новых самолетов вместимостью свыше 100 кресел. В свою очередь "Боинг" прогнозирует поставку 39620 лайнеров вместимостью свыше 60 кресел. При этом потребности в новых среднемагистральных узкофюзеляжных самолетах оцениваются публичным акционерным обществом "Объединенная авиастроительная корпорация" в 27515 единиц, "Эйрбас" - в 23530 единиц, "Боинг" - в 28140 единиц.

Наибольший спрос на воздушные суда существует на рынках с большим объемом перевозок, характерных для регионов с высокими доходами и плотностью населения. К ним относятся Северная Америка и страны Европейского союза. Кроме того, высокий спрос прогнозируется на быстрорастущих рынках Китая и Юго-Восточной Азии. При этом в первом случае большая часть самолетов будет поставляться на замену морально устаревшим типам воздушных судов в рамках программ обновления парка, а во втором случае - в рамках расширения парка воздушных судов. При обновлении парка эксплуатанты, как правило, предпочитают приобретать самолеты того же производителя, что создает дополнительный барьер для входа на такие рынки новых игроков.

Наибольшие потребности в среднемагистральных самолетах существуют в Европейском союзе, в Китае, Азиатско-Тихоокеанском регионе, Северной Америке. Так, в период с 2017 года по 2025 год прогнозируется спрос на 2620 среднемагистральных самолетов вместимостью более 140 кресел в Европейском союзе, 1990 самолетов в Китае, 1975 самолетов в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и 1900 самолетов в Северной Америке.

В Европе и США действуют авиационные власти, уполномоченные устанавливать требования к сертификации воздушных судов, компонентов, организаций, занимающихся разработкой и производством авиационной техники, что создает барьеры для входа на рынок конкурентоспособной продукции, произведенной за пределами Европы или США. Кроме того, сертификаты, выдаваемые американскими и европейскими авиационными властями на воздушные суда и их компоненты, признаются и требуются при поставке продукции многими странами мира, в том числе теми, где расположены крупные потребители воздушных судов.

Конкурентами российского самолета МС-21 на мировом рынке являются самолеты "Эйрбас", "Боинг" и разрабатываемый китайской компанией "COMAC" магистральный самолет. Кроме того, 75 процентов зарубежного рынка среднемагистральных самолетов в сегменте более 140 кресел на 2017 - 2025 годы уже законтрактовано. С учетом уровня конкуренции приоритетными в среднемагистральном сегменте являются рынки Китая, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Наибольшие потребности в региональных самолетах существуют в Северной Америке, Китае, странах Европейского союза. Так, с 2017 года по 2025 год прогнозируется спрос на 970 региональных самолетов вместимостью 60 - 120 кресел в Северной Америке, 295 самолетов в Китае и 285 в Европейском союзе.

Основными конкурентами регионального самолета "Сухой Суперджет 100" на мировом рынке являются самолеты производства "Эмбраер" (Бразилия), "Бомбардье" (Канада) и выходящей на рынок с региональным самолетом компании "Мицубисши" (Япония). Около 20 процентов зарубежного рынка региональных самолетов в сегменте 60 - 120 мест на 2017 - 2025 годы уже законтрактовано. В нише 100-местных самолетов, в которой представлен региональный самолет "Сухой Суперджет 100", этот показатель достигает 50 процентов. С учетом уровня конкуренции приоритетными в сегменте региональных самолетов являются рынки Китая, других стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки. Спрос в странах Латинской Америки оценивается в 115 самолетов, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона - 105.