III. Цели и индикаторы Стратегии

Целями Стратегии являются:

формирование конкурентоспособной, устойчивой янтарной отрасли, обеспечивающей внутренний и внешний рынки качественной и конкурентоспособной продукцией;

формирование производственных, образовательных, культурных центров, обеспечивающих долгосрочное развитие янтарной отрасли;

увеличение занятости населения.

Для достижения целей Стратегии необходимо решить следующие задачи:

стимулирование создания новых перерабатывающих производств;

развитие конкурентной среды в янтарной отрасли, приведение отношений в сфере сбыта янтаря-сырца и продуктов его переработки в соответствие с нормами антимонопольного законодательства;

стимулирование вывоза из Российской Федерации янтарных полуфабрикатов и конечных продуктов переработки янтаря-сырца;

совершенствование пространственного размещения перерабатывающих предприятий;

содействие формированию устойчивых производственных и коммерческих отношений между предприятиями янтарной отрасли;

стимулирование внедрения современных технологий и оборудования в добывающее и обрабатывающее производства;

стимулирование саморегулирования и самоорганизации янтарной отрасли;

совершенствование государственного регулирования янтарной отрасли, в том числе в сфере стандартизации;

создание имиджа Калининградской области (г. Калининград) как центра художественной обработки и изучения янтаря;

использование туризма для продвижения продуктов переработки янтаря.

Главными приоритетами Стратегии являются:

повышение инвестиционной привлекательности подотрасли по переработке янтарного сырья;

формирование янтарного кластера;

создание комфортных условий для ведения бизнеса в янтарной отрасли;

создание новых объектов туризма.

Наряду с такими традиционными продуктами янтарной промышленности, как ювелирные и художественные изделия с янтарем, янтарная бижутерия, предметы обихода из янтаря, большим рыночным потенциалом обладают косметическая продукция, биологически активные пищевые добавки, лакокрасочная продукция и регуляторы роста растений с добавлением или на основе янтарной кислоты и ее производных, янтарной крошки и муки.

Механизмы реализации Стратегии направлены на стимулирование инвестиций в переработку янтаря, развитие инновационной активности в подотрасли, направленной среди прочего на создание новых янтарных продуктов.

В современной экономике одним из наиболее эффективных инструментов опережающего инновационного развития отдельных отраслей промышленности и регионов является создание кластеров, позволяющее в максимальной степени реализовывать потенциальные синергетические эффекты.

В рамках данного подхода переход янтарной отрасли Российской Федерации от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному может быть осуществлен через одновременное развитие добычи и переработки янтаря, а также туризма, основанного на привлекательности для российских и иностранных туристов культурно-исторического измерения производства и потребления продуктов переработки янтаря.

Калининградская область имеет естественные предпосылки для развития янтарного кластера, поскольку на территории региона объединены добыча и переработка янтаря, а также богатая материальная и нематериальная культура, связанная с переработкой и потреблением янтаря.

В этом смысле Калининградская область является единственным в своем роде регионом в мире.

В связи с этим взаимоувязанное развитие добычи и переработки янтаря, а также "янтарного туризма" в рамках промышленно-туристического кластера в Калининградской области является приоритетом Стратегии.

Основной тенденцией развития государственного регулирования предпринимательской деятельности в ведущих зарубежных странах является снижение административной нагрузки на бизнес, упрощение и унификация правил и процедур регулирования, а также стимулирование саморегулирования и самоорганизации хозяйствующих субъектов, в том числе в сфере контроля соблюдения принципов добросовестности и честной деловой практики.

Таким образом, совершенствование государственного регулирования, направленное на повышение комфортности ведения хозяйственной деятельности, является ключевым фактором международной конкурентоспособности российской янтарной отрасли.

Реализация Стратегии позволит снизить административную нагрузку на российских участников янтарного рынка, повысит конкурентоспособность отечественных предприятий, а также снизит экономические стимулы совершения правонарушений в сфере добычи янтаря и оборота янтаря и янтарной продукции.

Основными показателями достижения целей Стратегии являются:

объем добычи янтарного сырья;

доля экспорта янтарного сырья в его добыче;

объем производства продуктов переработки янтаря;

количество занятых в сфере переработки янтаря;

количество функционирующих туристических и культурных объектов, связанных с янтарем (точек притяжения туристов).

Плановые значения целевых показателей реализации Стратегии приведены в приложении N 4.

Потенциально большие возможности по увеличению спроса на янтарную продукцию имеет российский рынок, но необходимо продолжить его дальнейшее формирование.