IV. Механизмы реализации Стратегии, обеспечивающие достижение долгосрочных целей

IV. Механизмы реализации Стратегии, обеспечивающие

достижение долгосрочных целей

В горнодобывающем комплексе технологии и оборудование должны обеспечить:

максимальную сохранность сырья при добыче, достигаемую предотвращением механических повреждений и измельчения янтаря, которые в процессе экскавации горной массы, ее транспортировки и первичного обогащения ухудшают его качество и сортность, особенно крупных фракций (щадящие технологии);

более точную идентификацию рудного тела с использованием аппаратного объективного определения содержания янтаря и его фракционной структуры в янтароносных залежах в целях полноты его извлечения, контроля потерь и разубоживания, минимизации перемещения пустой породы, не содержащей ценных компонентов;

повышение полноты извлечения полезных компонентов из янтароносной породы, а также своевременное обнаружение и извлечение янтаря, если он встречается в материалах вскрышных пород;

мобильную передислокацию добывающих комплексов по мере освоения новых залежей и рудных тел лицензионных месторождений, по мере развития карьера (освоения новых залежей и рудных тел) без существенного изменения инфраструктуры;

добычу янтаря с сокращением доли ручного труда и минимизацией "открытых" точек технологических операций, допускающих контакт персонала с товарной продукцией, для исключения человеческого фактора, связанного с хищением янтаря;

возможность максимального применения автоматизированных технических средств диспетчеризации, технологического контроля и видеонаблюдения.

В этих целях необходимы разработка и внедрение инновационных модульных дезинтеграционно-извлекательных комплексов с небольшим водопотреблением, замкнутым циклом водооборота и низким электропотреблением при снижении количества персонала для обслуживания и работы установки при повышении производительности до 120 м/час по исходному сырью.

В обогатительно-доводочном комплексе технологии и оборудование должны обеспечить:

более полное извлечение полезных компонентов из янтароносной породы, в том числе с применением оптических (фотометрических), рентгеноскопических и других технологий, визуализирующих процессы сепарации, обогащения и сортировки на основе свойств минерального сырья;

максимальное исключение из процессов сепарации, обогащения и сортировки человеческого фактора с использованием закрытых модульных блоков;

использование щадящих технологий доводки, предусматривающих эффективное удаление лигнита на "мокрых" переделах, без повторной мойки и соответственно дополнительного температурного воздействия для сушки, а также применение сушильных аппаратов, обеспечивающих оптимальное распределение теплоносителя, в целях недопущения локального перегрева янтаря;

оптимальное складирование отвальных продуктов обогатительного передела путем сгущения и полусухого складирования хвостов обогащения;

автоматическую сортировку янтаря мелких фракций по весу, плотности, цветовым и другим характеристикам;

автоматизированное управление процессами складской работы по типу WMS (Warehouse Management System).

Янтарь, извлеченный инновационным модульным дезинтеграционно-извлекательным комплексом, может сразу передаваться на доводочно-сортировочную фабрику, минуя обогатительный узел, что снижает затраты на его обработку. Процесс доводки и сортировки должен происходить в автоматическом режиме с минимальным количеством персонала, с применением пневмотранспорта и инфракрасной сушки. Применение замкнутого цикла водооборота сократит энергопотребление и повысит эффективность производства.

В рамках модернизации горнодобывающего и обогатительно-доводочного комплексов необходимы также объемно-планировочные, архитектурные и конструктивные решения по производственным зданиям и сооружениям.

При переработке янтаря особое внимание должно быть обращено на технологии и оборудование:

обеспечивающие деликатную обработку янтарного сырья, не ухудшающие природных свойств;

облагораживающие сырье природного качества (устраняющие природные дефекты в янтаре);

позволяющие проводить неразрушающий контроль качества янтарного сырья для принятия оптимальных решений по его обработке с обеспечением максимального выхода товарной продукции из сырья;

автоматизирующие типовые, стандартные процессы при производстве заготовок и полуфабрикатов для ювелирного производства (шары, кабошоны, пластины для браслетов и др.), сувенирной и художественной продукции, при утилизации и складировании мелких фракций и отходов сырья для дальнейшего использования.

В части глубокой переработки янтарного сырья развитие производственной базы должно предусматривать следующие технологии и оборудование, обеспечивающие:

механическую переработку мелких фракций янтаря и янтарных отходов (янтарной крошки, остатков сортировки, сколов, срезов, спилов и др.) для получения прессованного янтаря в виде полуфабрикатов и различных изделий из него (бижутерия, декоративно-строительные изделия - плитка, панели, панно, картины, витражи, мозаика, посуда, элементы интерьера, светильники, сувениры и подобные поделки);

химическую переработку мелкого некондиционного янтаря и отходов производства для получения натуральной янтарной кислоты, янтарного масла и янтарной канифоли, которые востребованы в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства и медицины.

Последующая переработка янтаря в целях увеличения гибкости производства требует использования современных станков с числовым программным управлением, внедрения программ и технологий 3D-моделирования, что позволит значительно повысить качество и количество выпускаемой продукции.

В части торговли янтарным сырьем необходимо обеспечить его продажу по рыночным ценам, недискриминационные условия доступа и максимальную транспарентность условий продажи для всех участников янтарного рынка.

Для потребителей внутреннего рынка (индивидуальные предприниматели и юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации) могут быть использованы такие каналы продажи, как биржевые торги, регулярные открытые и закрытые аукционы, продажа по договорам. Для развития переработки в янтарном кластере необходимо предусмотреть возможность преимущественной закупки сырья по долгосрочным договорам резидентами кластера.

Для потребителей внешних рынков могут быть использованы такие каналы продажи янтарного сырья, как регулярные открытые аукционы и продажа по договорам. При этом поставки янтарного сырья на экспорт должны осуществляться исходя из интересов переработки янтаря на территории Российской Федерации.

В части реализации янтарной продукции необходимо развивать в первую очередь каналы продвижения на международные рынки в страны, где сосредоточено основное потребление и сформировались значительно более высокие цены на конечную янтарную продукцию.

Для этого целесообразно:

использовать возможности стратегических партнеров-инвесторов с ориентацией на их сбытовые сети с дальнейшей интеграцией или созданием собственной сбытовой сети за рубежом;

объединить на добровольной основе экспортные продажи и создать сеть резидентов янтарного кластера и других участников янтарной отрасли России под единым брендом "Калининградский янтарь" в виде торгового дома (центра);

освоить технологии продажи по каналам интернет-коммерции.

Потенциальные возможности по увеличению спроса на янтарную продукцию имеет российской рынок при условии его дальнейшего формирования. Развитие торговли на внутреннем рынке возможно через комиссионную реализацию, в первую очередь в местах платежеспособного спроса, в том числе:

в городах-миллионниках, где, как показывает статистика, имеется наиболее широкая прослойка среднего класса, имеющего возможность приобретать не только предметы первой необходимости, но и ювелирные украшения и предметы искусства;

в курортных городах и регионах, в которых ювелирная продукция и украшения приобретаются в качестве сувениров и памятных подарков;

в международных аэропортах.

В этих же целях необходимо привлекать технологии и каналы интернет-коммерции.

Несовершенство механизма образования цен на янтарь-сырец, проявляющееся среди прочего в значительной разнице между внутрироссийскими ценами и мировыми ценами, в течение длительного времени стимулировало вывоз необработанного янтарного сырья из России.

Реализация Стратегии позволит сформировать прозрачный механизм ценообразования на российском янтарном рынке, отражающий реальное соотношение спроса и предложения, и исключит возможность применения дискриминационного подхода при продаже янтарного сырья.

Приоритетными направлениями совершенствования механизма образования цен на янтарное сырье являются:

устранение ценовых дисбалансов при поставках янтарного сырья на внутренний рынок и на экспорт;

стимулирование реализации янтарного сырья посредством организованных торгов;

совершенствование правил проведения организованных торгов в целях обеспечения недискриминационного доступа к торгам для всех участников янтарного рынка, в том числе в части допуска лиц к участию в организованных торгах, требований к участникам, способам и периодичности идентификации участников;

совершенствование конкурентной среды в сфере переработки янтарного сырья;

создание и развитие гибкой ценовой системы, стимулирующей переработку янтарного сырья на территории России, в том числе янтарного сырья мелких фракций, производство новых видов янтарной продукции;

оказание информационной и консультационной поддержки предприятиям янтарной отрасли по вопросам закупки янтарного сырья;

создание механизма независимого отраслевого контроля соблюдения участниками янтарного рынка принципов добросовестности и честной деловой практики.

Основную долю предприятий янтарной промышленности в России и за рубежом составляют субъекты малого и среднего предпринимательства, из них более 90 процентов являются микропредприятиями.

Вместе с тем инновационная и инвестиционная активность микропредприятий подотрасли по переработке янтаря в России существенно ниже, чем в странах-лидерах.

Поскольку от уровня развития данного сегмента предпринимательства зависит достижение целей и выполнение задач Стратегии, включая рост занятости в янтарной отрасли и повышение глубины переработки янтарного сырья, производственной и инновационной деятельности микропредприятий будет предоставляться государственная поддержка.

В приоритетном порядке государственная поддержка будет предоставляться микропредприятиям, обладающим максимальным потенциалом роста. Такие предприятия и индивидуальные предприниматели будут способствовать ускоренной модернизации янтарной отрасли.

В целях поддержки перспективных микропредприятий будут широко использоваться механизмы акселерационного развития, в первую очередь экспортный и инновационный лифты. Развитию данного сегмента предпринимательства в янтарной отрасли будет способствовать повышение качества бизнес-инфраструктуры.

В целях сокращения налоговой и административной нагрузки на микропредприятия в янтарную отрасль также может быть внедрена патентная система налогообложения.

Дополнительным преимуществом патентной системы налогообложения является создание условий для предотвращения нелегальных операций в сфере обработки и сбыта янтаря.

Приоритетными направлениями поддержки микропредприятий янтарной отрасли являются:

разработка, принятие и реализация программ государственной поддержки;

стимулирование использования современного технологического оборудования с улучшенными технико-экономическими и эксплуатационными характеристиками;

создание комфортных условий ведения предпринимательской деятельности;

повышение доступности финансовых ресурсов;

введение патентной системы налогообложения;

разработка иных налоговых мер стимулирования деятельности микропредприятий;

стимулирование кооперации между микропредприятиями и другими категориями предприятий;

проработка вопроса о предоставлении микропредприятиям янтарной отрасли поддержки в рамках государственных и региональных программ развития народных художественных промыслов;

проработка мер, направленных на продвижение янтарной продукции на внутренний рынок Евразийского экономического союза, в том числе на поддержку комиссионной реализации янтарных изделий;

развитие электронной коммерции;

поддержка маркетинговой деятельности;

содействие развитию бренда "Калининградский янтарь".

Важнейшие культурно-исторические объекты Российской Федерации, связанные с янтарем, расположены в Калининградской области.

На территории региона также проводятся основные мероприятия янтарной отрасли.

Калининградская область принимает участие в проекте "Всемирный путь янтаря".

На территории региона с 2009 года проходят международные соревнования ловцов янтаря, которые собирают не только российских участников, но и представителей Польши, Литвы и Германии. В 2015 году чемпионат по ловле янтаря в Калининградской области принял более 100 участников и около 2 тыс. болельщиков. Ежегодно в Калининградской области проходит специализированная выставка "Янтур", в рамках которой проводится выставка-конкурс "Янтарь Балтики".

В 2016 году Калининградским янтарным комбинатом было организовано мероприятие "Первый экономический форум янтарной отрасли Российской Федерации", направленное на продвижение янтарной отрасли в качестве национального бренда России.

Вместе с тем, несмотря на большое внимание, уделяемое культурно-историческому измерению янтаря в целях продвижения янтарной продукции и привлечения туристов в Калининградскую область, уровень развития туристической инфраструктуры и охват мероприятий по янтарной тематике не позволяют полностью реализовать потенциал Калининградской области в указанной сфере.

В целях позиционирования Калининградской области в качестве одного из ведущих центров ювелирного и камнерезного искусства в Российской Федерации необходимо более целенаправленно продвигать бренд "янтарный край". При этом популяризация янтаря и янтарных изделий должна осуществляться с помощью как уже опробованных, так и новых проектов.

Основными целями развития культурного и туристического потенциала Калининградской области являются:

продвижение Калининградской области в качестве центра ювелирного и камнерезного искусства в России и за рубежом, приобретение Калининградом статуса янтарной столицы Европы;

увеличение роли культурного измерения в подготовке работников янтарной промышленности Калининградской области, привлечение к профессиональной подготовке ведущих специалистов;

создание объектов показа по теме "янтарь", не имеющих мировых аналогов;

создание и популяризация научной концепции истории развития янтарной отрасли в России.

Переход от существующей экспортно-сырьевой модели развития янтарной отрасли к инновационной, а также рост занятости в области переработки янтаря невозможны без повышения конкурентоспособности российских переработчиков на внешних рынках.

Основными направлениями государственной поддержки экспорта продуктов переработки янтаря являются:

организационная поддержка маркетинговых мероприятий производителей ювелирных изделий с вставками из янтаря и янтарной бижутерии, художественных изделий и предметов интерьера из янтаря;

информационно-консультационная поддержка переработчиков янтаря и их отраслевых объединений по вопросам, связанным с выходом на новые рынки, поиском зарубежных партнеров, в том числе по линии торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах;

финансовая, гарантийная и страховая поддержка экспорта янтарной продукции субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе на региональном уровне;

привлечение в целях поддержки экспорта продуктов переработки янтаря системы торговых домов Российской Федерации за рубежом;

формирование зонтичного бренда "Калининградский янтарь", ориентированного на Китай, Индию и страны с большой китайской диаспорой.

Совершенствование законодательства, регулирующего вопросы вывоза янтарного сырья и продуктов переработки янтаря из Российской Федерации, а также перемещения таких товаров с территории Калининградской области на остальную часть таможенной территории Евразийского экономического союза, необременительность процедур и правил вывоза и перемещения янтарного сырья и продукции из янтаря наряду с их достаточностью для недопущения злоупотреблений являются важными факторами конкурентоспособности продукции янтарной отрасли Российской Федерации.

Анализ указанной сферы выявил необходимость внесения изменений в законодательство Российской Федерации по следующим основным направлениям:

проведение детализации единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в целях повышения эффективности учета и контроля вывоза янтарного сырья, янтарных полуфабрикатов и изделий из янтаря;

оптимизация мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования вывоза янтаря и продуктов его переработки из Российской Федерации, а также ввоза таких товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза;

оптимизация таможенных операций при перемещении продуктов переработки янтаря из Калининградской области на остальную часть таможенной территории Евразийского экономического союза.

Повышение международной конкурентоспособности отечественной переработки янтаря и достижение уровня стран-лидеров по показателям создания добавленной стоимости возможны при условии реализации синергетического эффекта в янтарной отрасли.

Наиболее перспективным субъектом Российской Федерации в данном отношении является Калининградская область.

Создание на территории региона янтарного промышленно-туристического кластера потребует объединения усилий предприятий янтарной и туристической отраслей и их ассоциаций, органов государственной власти, образовательных и исследовательских организаций, учреждений культуры и позволит решить следующие основные задачи:

повышение конкурентоспособности предприятий янтарной и туристической отраслей;

улучшение обеспеченности участников кластера инновационной производственной, транспортной, инженерной и энергетической инфраструктурой;

привлечение инвестиций в янтарную отрасль и туристический сектор;

совершенствование системы профессионального образования, в том числе в рамках концепции непрерывного образования;

повышение инвестиционной и инновационной активности микропредприятий;

формирование, развитие и тиражирование эффективных механизмов государственно-частного партнерства;

развитие международной научно-технической и производственной кооперации в сфере переработки янтаря;

повышение художественно-культурной ценности продукции янтарной отрасли.

На реализацию идеи создания на территории Калининградской области янтарного промышленно-туристического кластера будут направлены следующие меры:

разработка концепции кластера;

создание управляющей компании кластера;

разработка программы развития кластера;

создание технологической инфраструктуры кластера, индустриальных парков, технопарков и бизнес-инкубаторов;

стимулирование различных видов кооперации участников кластера (производственной, научной и др.).

Необходимо обеспечить подотрасль по переработке янтаря квалифицированными работниками.

В целях повышения уровня подготовки работников янтарной отрасли необходимо обеспечить устойчивое взаимодействие системы профессионального образования и производства.

В рамках совершенствования системы профессионального образования будут осуществлены следующие меры:

оценка перспективных кадровых потребностей янтарной отрасли;

выработка участниками янтарной отрасли требований к результатам профессионального обучения;

разработка программ профессионального образования, соответствующих требованиям участников янтарной отрасли;

формирование системы непрерывного профессионального образования, обеспечивающей потребности инновационного развития янтарной отрасли.

По экспертным оценкам, по состоянию на 2016 год нелегальная добыча янтаря составляла от 25 до 50 процентов общего объема добычи янтаря-сырца в России.

Незаконный оборот янтарного сырья и янтарных изделий оказывает негативное воздействие на конкурентоспособность предприятий по добыче и переработке янтаря, действующих в рамках правового поля, снижает инвестиционную привлекательность янтарной отрасли.

Борьба с незаконным оборотом янтаря и продуктов его переработки будет вестись по следующим основным направлениям:

подготовка предложений по ужесточению административной ответственности и (или) введению уголовной ответственности за незаконную добычу и оборот янтаря, продуктов его переработки;

создание системы контроля законности обращения янтаря на внутреннем рынке, например, с использованием механизма лицензирования деятельности по продаже янтарного сырья.