Документ не применяется. Подробнее см. Справку

ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА РОССИИ ОТ 24.04.96 N 39 "ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ"

Вопросы по применению Положения Банка России

от 24.04.96 N 39 "Об изменении порядка проведения

в Российской Федерации некоторых

видов валютных операций"

(далее - Положение Банка России N 39)

1. Какими документами при совершении резидентами переводов иностранной валюты в пользу нерезидентов - организаторов международных симпозиумов, конференций, других международных встреч необходимо подтверждать, что данный платеж не является капитальным вложением в соответствии с правилами бухгалтерского учета соответствующего государства?

Для осуществления резидентами переводов иностранной валюты в пользу нерезидентов - организаторов международных симпозиумов, конференций, других международных встреч в порядке, установленном пунктом 1.3 Положения Банка России N 39, достаточно письменного заявления резидента о том, что данный платеж не является капитальным вложением в соответствии с правилами бухгалтерского учета указанных операций соответствующего государства с приложением извлечений из правил бухгалтерского учета этого государства.

2. Какие документы должны быть представлены физическими лицами - резидентами в уполномоченный банк для подтверждения проведения операций по переводу средств в иностранной валюте из Российской Федерации за товары в соответствии с пунктом 1.20 Положения Банка России N 39?

Для подтверждения наличия оснований, указанных в пункте 1.20 Положения Банка России N 39, для осуществления международного перевода иностранной валюты без разрешения Банка России физическому лицу - приобретателю товаров (работ, услуг) необходимо представить в уполномоченный банк документ, подтверждающий факт приобретения у нерезидента этих товаров (работ, услуг). Таким документом, например, может быть чек или счет, выставленный нерезидентом на имя этого физического лица, т.е. документ, содержащий основные условия платежа - вид проводимой операции, ее сумма, получатель платежа.

3. Требуется ли разрешение Банка России на перевод в Российскую Федерацию на имя резидента (юридического и физического лица) средств в иностранной валюте, которые являются возвратом излишне уплаченных сумм налога?

На основании пункта 1.9 Положения Банка России N 39 без разрешения Банка России осуществляются переводы резидентами из Российской Федерации сумм в иностранной валюте в оплату налогов и иных обязательных платежей за выполнение судебными, арбитражными, нотариальными и иными органами своих функций в соответствии с законодательством иностранных государств.

Возврат нерезидентом излишне уплаченных сумм налога и зачисление иностранной валюты на текущий валютный счет резидента осуществляются также без разрешения Банка России.

4. В какие сроки должны быть осуществлены валютные операции, указанные в пунктах 1.11, 1.12, 1.13 Положения Банка России N 39?

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 29.12.98 N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" в Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" внесены изменения, согласно которым сроки осуществления текущих валютных операций при экспорте и импорте товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) были сокращены со 180 до 90 дней. При этом Федеральный закон не устанавливал каких-либо новых сроков для осуществления валютных операций, связанных с движением капитала.

Положение Банка России N 39 регулирует порядок осуществления без разрешения Банка России некоторых валютных операций, связанных с движением капитала. В частности, пункты 1.11 - 1.13 Положения Банка России N 39 регулируют порядок осуществления некоторых валютных операций, связанных с расчетами по экспорту - импорту и аренде воздушных, морских и речных судов, космических объектов, относящихся к валютным операциям, связанным с движением капитала.

В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты относятся к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости).

Переводы иностранной валюты в оплату права собственности и иных прав на недвижимость, в том числе в оплату купли (продажи) и аренды недвижимого имущества в соответствии с подпунктом "в" пункта 10 статьи 1 Закона относятся к валютным операциям, связанным с движением капитала.

В этой связи валютные операции, предусмотренные в пунктах 1.11 - 1.13 Положения Банка России N 39, относящиеся к валютным операциям, связанным с движением капитала, осуществляются резидентами без разрешения Банка России в сроки, установленные Банком России в Положении Банка России N 39.

5. Вправе ли нерезидент на основании пункта 1.9 Положения Банка России N 39 переводить в Российскую Федерацию в пользу резидента таможенные платежи в иностранной валюте?

Расчеты, связанные с оплатой нерезидентом в иностранной валюте таможенных платежей, являются валютными операциями, связанными с движением капитала (подпункт "е" пункта 10 статьи 1 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле"), и осуществляются в порядке, установленном Банком России.

В соответствии с пунктом 1.9 Положения Банка России N 39 без разрешения Банка России осуществляются переводы нерезидентами в пользу резидентов в Российскую Федерацию пенсий, алиментов, государственных пособий, доплат и компенсаций, сумм, выплачиваемых на основании приговоров, решений и определений судебных и других правомочных органов, наследственных сумм и сумм, полученных от реализации наследственного имущества, а также платежей по возмещению расходов судебных, арбитражных, нотариальных и иных административных органов (в том числе оплата налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей за выполнение указанными органами своих функций) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом уплата обязательных платежей государству (налогов, сборов, пошлин и иных безвозмездных платежей) в иностранной валюте осуществляется в соответствии с федеральными законами Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" установлено, что виды обязательных платежей государству (налогов, сборов, пошлин и иных безвозмездных платежей) в иностранной валюте определяются законами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 123 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные платежи уплачиваются как в валюте Российской Федерации, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются Центральным банком Российской Федерации, за исключением случая, когда такой платеж может быть уплачен только в иностранной валюте.

Согласно статье 118 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом либо иным заинтересованным лицом.

В соответствии с пунктом 1.9 Положения Банка России N 39 суммы таможенных платежей могут быть зачислены как на открытые в уполномоченных банках Российской Федерации валютные счета резидентов, являющихся получателями этих выплат, так и на открытые в уполномоченных банках Российской Федерации валютные счета их представителей. При этом указанные средства при наличии соответствующего поручения клиента могут быть переведены с открытых в уполномоченных банках Российской Федерации валютных счетов представителей на открытые в уполномоченных банках Российской Федерации валютные счета представляемых.

В связи с изложенным считаем, что осуществление расчетов по оплате таможенных платежей, предусматривающее перевод нерезидентом в пользу резидента в Российскую Федерацию иностранной валюты в целях дальнейшей уплаты этим резидентом таможенных платежей, подпадает под действие пункта 1.9 Положения Банка России N 39.