Документ не применяется. Подробнее см. Справку

ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИНСТРУКЦИИ БАНКА РОССИИ ОТ 16.07.93 N 16 "О ПОРЯДКЕ ОТКРЫТИЯ И ВЕДЕНИЯ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ БАНКАМИ СЧЕТОВ НЕРЕЗИДЕНТОВ В ВАЛЮТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

КонсультантПлюс: примечание.

Инструкция ЦБ РФ от 16.07.1993 N 16 утратила силу в связи с изданием Указания ЦБ РФ от 29.11.2000 N 857-У.

Вопросы по применению Инструкции Банка России

от 16.07.93 N 16 "О порядке открытия и ведения

уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте

Российской Федерации"

(далее - Инструкция Банка России N 16)

1. Подлежат ли валютные операции между резидентами и нерезидентами в рублях делению на текущие и связанные с движением капитала?

Пунктом 8 статьи 1 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" установлено, что текущие операции и операции, связанные с движением капитала, подразделяются на операции в иностранной валюте и ценными бумагами в иностранной валюте.

Таким образом, валютные операции между резидентами и нерезидентами в рублях не отнесены действующим законодательством ни к текущим операциям, ни к операциям, связанным с движением капитала.

2. Допускается ли перевод средств с рублевого счета типа "И" одного нерезидента на рублевый счет типа "И" другого нерезидента при осуществлении данными нерезидентами расчетов между собой по сделкам, связанным с осуществлением инвестиций на территории Российской Федерации?

В соответствии с пунктом 3 раздела V Инструкции Банка России N 16 запрещаются переводы с рублевого счета типа "И" одного нерезидента на рублевый счет типа "И" другого нерезидента.

Учитывая изложенное, нерезиденты вправе использовать средства со своих рублевых счетов типа "И" в соответствии с режимами указанных счетов для расчетов с резидентами по сделкам, связанным с осуществлением инвестиций, а также зачислять на свои рублевые счета типа "И" средства от реализации объектов иностранных инвестиций на территории Российской Федерации.

Однако нерезиденты не могут использовать свои рублевые счета типа "И" для расчетов между собой по сделкам, связанным с осуществлением инвестиций на территории Российской Федерации.

3. Какое количество счетов типа "Т" нерезидент вправе открыть в уполномоченных банках? Обязательно ли наличие филиала (представительства) на территории Российской Федерации у нерезидента, открывающего счет типа "Т"?

Ранее Инструкцией Банка России N 16 количество рублевых счетов типа "Т", открываемых на имя нерезидента, было ограничено количеством филиалов и представительств нерезидентов на территории Российской Федерации.

В настоящее время в соответствии с пунктом 1.2 Инструкции Банка России N 16 (в редакции Указания Банка России от 30.06.99 N 595-У "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию Банка России "О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации" N 16 от 16.07.93") рублевые счета типа "Т" открываются на основании договора банковского счета, заключенного с уполномоченным банком, на имя нерезидентов следующих категорий:

- предприятий, учреждений, организаций;

- банков и иных кредитных организаций;

- международных межправительственных организаций;

- официальных представительств.

Таким образом, после вступления в силу Указания Банка России N 595-У не обязательно наличие филиала (представительства) на территории Российской Федерации у нерезидента, открывающего рублевый счет в уполномоченном банке.

Нерезиденты, не имеющие филиалов и представительств на территории Российской Федерации, открывают рублевые счета типа "Т" в порядке, установленном Инструкцией Банка России N 16, на основании документов, предусмотренных в пункте 1 раздела III Инструкции Банка России N 16.

4. Нерезидент намерен закрыть счет типа "И" в одном уполномоченном банке и открыть аналогичный счет в другом уполномоченном банке. Каким образом он может осуществить перевод денежных средств на вновь открытый счет типа "И"?

Пунктом 2.3 раздела II Инструкции Банка России N 16 установлено, что на имя одного нерезидента может быть открыт только один рублевый счет типа "И" в Российской Федерации в одном из уполномоченных банков.

Вместе с тем если нерезидентом в уполномоченный банк представлено заявление о закрытии его рублевого счета типа "И", то ему может быть открыт рублевый счет типа "И" в другом уполномоченном банке, на который могут быть переведены средства с закрываемого счета типа "И", после чего этот счет должен быть закрыт.

5. Какие документы должны быть представлены нерезидентом в уполномоченный банк для покупки иностранной валюты за счет средств, находящихся на его рублевом счете типа "И" или рублевом корреспондентском счете банка - нерезидента?

Необходимо ли представление нерезидентами в уполномоченный банк документов, подтверждающих наличие основания для зачисления или списания денежных средств с рублевых счетов указанных нерезидентов?

В соответствии с пунктом 5 раздела I Инструкции Банка России N 16 покупка нерезидентами иностранной валюты через уполномоченные банки за счет средств на своих рублевых счетах типа "И", а также рублевых корреспондентских счетах банков - нерезидентов допускается только после представления в уполномоченный банк, выполняющий поручение на покупку иностранной валюты, документов, подтверждающих зачисление рублей на эти счета по основаниям, предусмотренным пунктом 1 раздела IV, пунктом 3 раздела IV либо пунктом 1 раздела V Инструкции Банка России N 16, заверенных уполномоченным банком, в котором открыт рублевый счет типа "И" или рублевый корреспондентский счет банка - нерезидента.

Инструкция Банка России N 16 не устанавливает перечня документов, которые могут подтверждать обоснованность зачисления рублей на указанные рублевые счета нерезидентов.

Если иное не будет установлено Банком России, то документами, подтверждающими зачисление рублей на счета типа "И" и рублевые корреспондентские счета банков - нерезидентов, могут являться документы, подтверждающие совершение сделки в письменной форме (в том числе путем обмена посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи), документы, подтверждающие факт передачи товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также другие документы, подтверждающие основания зачисления средств на рублевые счета нерезидентов.

В случае, если основанием проведения операции является сделка, совершаемая в устной форме, а также если в силу характера операции нерезидент не может представить каких-либо иных доказательств, документами, подтверждающими зачисление на рублевые счета нерезидентов денежных средств, могут являться полноформатные расчетные документы о зачислении рублей на счета нерезидентов, содержащие расшифровку основания платежа в поле "Назначение платежа", подтверждающую зачисление рублей на эти счета по основаниям, предусмотренным пунктом 1 раздела IV, пунктом 3 раздела IV либо пунктом 1 раздела V настоящей Инструкции.

Представленные документы подлежат заверению уполномоченным банком, на рублевый счет нерезидента в котором поступили рублевые средства, при покупке иностранной валюты за счет указанных рублевых средств.

6. В каком порядке осуществляется покупка нерезидентами (юридическими и физическими лицами) за рубли недвижимости в Российской Федерации?

С учетом положений Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 09.07.99 N 160-ФЗ, а также действующего валютного законодательства Российской Федерации юридические лица - нерезиденты могут осуществлять платежи по сделкам купли - продажи недвижимого имущества со своего рублевого счета типа "И", открытого в уполномоченном банке (пункт 2.1 раздела II и пункт 2.2 раздела V Инструкции Банка России N 16).

Физические лица - нерезиденты могут оплачивать приобретаемую в Российской Федерации недвижимость в рублях со своих счетов, открытых в уполномоченных банках в порядке, предусмотренном разделом VI Инструкции Банка России N 16.

7. В каком порядке осуществляются платежи в пользу резидентов в оплату поставляемых из Российской Федерации товаров, в отношении которых применяются нетарифные меры внешнеэкономического регулирования, по перечню, устанавливаемому Правительством Российской Федерации?

При применении пункта 2.1 раздела IV Инструкции Банка России N 16 и решении вопроса об отнесении экспортируемых товаров к товарам, в отношении которых применяются нетарифные меры внешнеторгового регулирования, следует руководствоваться федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, принятыми по вопросам нетарифного регулирования отдельных товаров (лицензирования, квотирования).

Режим рублевых счетов нерезидентов типа "Т", установленный пунктом 1.1 раздела II Инструкции Банка России N 16, не предусматривает расчетов по операциям, связанным с осуществлением экспорта из Российской Федерации товаров, в отношении которых применяются нетарифные меры внешнеэкономического регулирования.

В соответствии с пунктом 1.3 данной Инструкции расчеты в рублях по подобным операциям также не могут быть осуществлены через рублевые счета банков - нерезидентов, открытые в уполномоченных банках.

Таким образом, резиденты могут заключать контракты с нерезидентами на экспорт товаров, в отношении которых применяются нетарифные меры внешнеэкономического регулирования, которые содержат условия о расчетах в иностранной валюте, если иное не установлено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Однако если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора (ст. 15 Конституции Российской Федерации).

Соглашение о создании Платежного союза государств - участников Содружества Независимых Государств от 21 октября 1994 года предусматривает, что в качестве валюты платежа участники платежной системы по их выбору могут использовать национальные валюты сторон или другие валюты (ст. 4 указанного Соглашения).

8. Вправе ли уполномоченный банк открыть корреспондентский счет банку - нерезиденту в валюте Российской Федерации в случае отсутствия у банка - нерезидента документов, подтверждающих наличие у него разрешения на занятие банковской деятельностью?

Инструкция Банка России N 16 (пункт 1.3 раздела II) предусматривает открытие рублевых корреспондентских счетов только лицам, имеющим статус банка - нерезидента.

Следовательно, при открытии корреспондентского счета банку - нерезиденту в валюте Российской Федерации необходимо подтверждение государственных органов статуса нерезидента как банка, то есть представление в уполномоченный банк копии банковской лицензии, выписки из банковского реестра либо иного документа, подтверждающего наличие разрешения на занятие банковской деятельностью.

Таким образом, в случае отсутствия у нерезидента документов, подтверждающих наличие у него разрешения государственных органов на занятие банковской деятельностью, уполномоченный банк не вправе открывать ему рублевый корреспондентский счет.

9. Каков порядок приема выручки, полученной нерезидентами в наличных рублях от реализации физическим лицам (резидентам и нерезидентам) на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг)?

Прием наличных денежных средств от юридических лиц - нерезидентов - владельцев рублевых счетов типа "Т" в приходную кассу уполномоченного банка производится в соответствии с Положением "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" от 5 января 1998 года N 14-П, Положением "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" от 25 марта 1997 года N 56 (в редакции Указания Банка России от 30.12.97 N 121-У).

КонсультантПлюс: примечание.

Положение ЦБ РФ от 25.03.1997 N 56 утратило силу в связи с изданием Указания ЦБ РФ от 06.12.2002 N 1217-У.

Порядок ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации установлен Положением ЦБ РФ 09.10.2002 N 199-П.

В соответствии с указанными нормативными актами прием денежной наличности от юридических лиц - нерезидентов - владельцев рублевых счетов типа "Т" в приходную кассу уполномоченного банка производится по объявлениям на взнос наличными 0402001, представляющих собой комплект документов, состоящий из Объявления, Ордера и Квитанции. В Объявлении владелец счета обязан заполнить графу "источник взноса", в которой указывает, что производит зачисление наличной рублевой выручки от реализации физическим лицам на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг (пункт 1.15 раздела IV Инструкции Банка России N 16). Кроме того, прием в кассу кредитной организации и зачисление денежной наличности на счет клиента - юридического лица может производиться также по препроводительной ведомости к сумке с рублевой денежной наличностью.

Предоставление в уполномоченный банк иных документов при осуществлении операции по зачислению наличной рублевой выручки нормативными актами Банка России не предусмотрено.

Действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает обязанности уполномоченных банков по контролю "легального происхождения" денежных средств клиентов.

В том случае, если у уполномоченного банка возникают вопросы относительно правомерности зачисления юридическим лицом - нерезидентом на свой счет наличных рублевых сумм согласно пункту 1.15 раздела IV Инструкции Банка России N 16, уполномоченный банк может в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" затребовать у нерезидента - владельца счета документы, подтверждающие правомерность поступления наличных денежных средств.

ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ УКАЗАНИЯ БАНКА РОССИИ "О ПОРЯДКЕ ПОКУПКИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ - РЕЗИДЕНТАМИ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ ЗА РУБЛИ НА ВНУТРЕННЕМ ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЛАТЕЖЕЙ ПО ДОГОВОРАМ ОБ ИМПОРТЕ ТОВАРОВ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ" ОТ 22.03.99 N 519-У И УКАЗАНИЯ БАНКА РОССИИ ОТ 14.04.99 N 543-У "ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ УКАЗАНИЯ БАНКА РОССИИ "О ПОРЯДКЕ ПОКУПКИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ-РЕЗИДЕНТАМИ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ ЗА РУБЛИ НА ВНУТРЕННЕМ ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЛАТЕЖЕЙ ПО ДОГОВОРАМ ОБ ИМПОРТЕ ТОВАРОВ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ" ОТ 22.03.99 N 519-У ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ УКАЗАНИЯ БАНКА РОССИИ ОТ 12.02.99 N 500-У "ОБ УСИЛЕНИИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ СО СТОРОНЫ УПОЛНОМОЧЕННЫХ БАНКОВ ЗА ПРАВОМЕРНОСТЬЮ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИХ КЛИЕНТАМИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ К УПОЛНОМОЧЕННЫМ БАНКАМ ЗА НАРУШЕНИЯ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"