1.3. Программно-методическое обеспечение профилактики самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций

1.3. Программно-методическое обеспечение профилактики самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций.

В рамках данной темы/модуля изучаются межведомственные и отраслевые программы, разработанные в субъектах Российской Федерации для решения задач профилактики самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций.

На практических занятиях отрабатываются технологии межведомственного и междисциплинарного взаимодействия специалистов в решении задач профилактики самовольных уходов детей из семей и государственных организаций, в том числе, по розыску несовершеннолетних; принятию мер по возвращению несовершеннолетних в семью, государственную организацию; организации работы после возвращения несовершеннолетних в семью, государственную организацию, на основе положений Примерного порядка и нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.

Изучаются вопросы организации и обеспечения упреждающей профилактики, которая предполагает систему мер, направленных на формирование условий, минимизирующих риски совершения несовершеннолетними самовольных уходов, и непосредственной профилактики, направленной на предупреждение повторных самовольных уходов.

Рассматриваются основы построения и реализации программ и методик, направленных на формирование нормативного (законопослушного) поведения несовершеннолетних. Указанные программы и методики должны обеспечивать комплексную системную работу в направлении нравственного аспекта, связанного с духовно-нравственными, морально-этическими нормами поведения; правового аспекта, связанного с организационно-правовыми нормами поведения.

В рамках теоретических и практических занятий темы/модуля формируется компетентность в организации и проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями.

Изучаются субъект-субъектно-ориентированные психолого-педагогические технологии, направленные на развитие личности подростка, формирование рефлексивного отношения к собственной личности, самосознания, предпосылок самоактуализации.

В рамках данного модуля необходимо проанализировать существующие в теории и образовательной практике технологии профилактики детского и семейного неблагополучия, технологии, позволяющие осуществлять эффективную профилактику самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций:

технологии укрепления семьи и семейного благополучия; формирования ответственного родительства; формирования здорового образа жизни; формирования ценностей семейной жизни; раннего выявления семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации (вторичной профилактики семейного неблагополучия или технологии раннего вмешательства); межведомственной междисциплинарной коррекционно-реабилитационной работы с семьей с детьми, находящейся в трудной жизненной ситуации (третичной профилактики семейного неблагополучия);

технологии межведомственного взаимодействия при решении проблем детского и семейного неблагополучия;

технологии ведения системы единой унифицированной документации при регистрации, постановке на учет, разработке индивидуальных программ профилактики, реабилитации и сопровождения детей, семей;

технологии профилактики девиантного поведения; организации досуга несовершеннолетних; активного вовлечения несовершеннолетних в общественную жизнь; правового просвещения несовершеннолетних; оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в социальной адаптации; формирования у несовершеннолетних ценности здорового образа жизни, модели безопасного поведения; сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей из неблагополучных семей; профилактики агрессивного поведения несовершеннолетних; медиативные технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних.