Приложение 1. Основные термины, используемые в рамках дополнительных профессиональных программ для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников образовательных организаций по вопросам профилактики самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций

Приложение 1

к методическим рекомендациям

по работе с детьми, самовольно ушедшими

из семей и государственных организаций,

и профилактике таких уходов

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

ПРОГРАММ ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ,

СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ И ИНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ

САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИЗ СЕМЕЙ

И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Агрессивное поведение - поведение, нацеленное на подавление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Аддиктивное поведение - зависимое поведение - поведение, связанное с психологической или физической зависимостью от употребления какого-либо вещества или от специфической активности с целью изменения психического состояния.

Административное правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Буллинг - запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.

Восстановительный подход - использование в практической деятельности, в частности в профилактической и коррекционной работе с детьми и подростками, в том числе при разрешении споров и конфликтов и после совершения правонарушений, умений и навыков, направленных на всестороннее восстановление отношений, доверия, материального и морального ущерба и др.

Девиантное поведение - устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Девиантное поведение может быть разделено на три группы:

саморазрушительное поведение - отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее здоровью и развитию личности. Может проявляться в следующих формах: физические и психические нарушения, агрессивное поведение, зависимое или аддиктивное (химическая, лекарственная, алкогольная, пищевая зависимость, наркозависимость, гэмблинг), суицидальное поведение;

асоциальное поведение - отклоняющееся от морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Может проявляться в следующих формах: педагогически запущенный ребенок, социально-запущенный ребенок, социальный сирота, дети "группы риска", трудновоспитуемые дети, беспризорники, уличные дети, дети с проявлениями школьной дезадаптации;

антисоциальное или преступное - отклоняющееся от правовых норм поведение, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Может проявляться в следующих формах: делинквентное поведение, правонарушение, агрессивно-насильственное, корыстное поведение.

Дезадаптация - состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.

Деликвентное поведение - действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время правовых норм, угрожающие общественному порядку.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба родителя или единственный из них.

Жестокое обращение с детьми - нанесение физического, психологического ущерба ребенку путем умышленного действия, а также пренебрежение родителями, воспитателем, другими лицами обязанностями по отношению к нему, наносящее вред его физическому и психическому развитию.

Законные представители несовершеннолетних - родители или лица, их заменяющие - усыновители; опекуны; в случаях, предусмотренных федеральными законами, попечители; органы опеки и попечительства.

Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Интервенция - воздействие с целью позитивных изменений, например, преодоление нежелательного поведения (коррекция поведения, реабилитация личности).

Кейс-менеджмент - 1) работа со случаем - "кейс"-"случай"; 2) совокупность выстроенных в определенной последовательности методов и действий (обобщение информации; привлечение всех людей и поставщиков услуг; управление процессом), направленных на снижение риска совершения повторного административного правонарушения/преступления; 3) методика непрерывного индивидуального сопровождения несовершеннолетних, совершивших асоциальные поступки, правонарушения, преступления.

Коррекция - процесс влияния внешнего социума на конкретного человека с целью исправления определенных свойств личности и характера, способствующих преодолению конкретного отклонения в поведении человека.

Малолетний - несовершеннолетний, не достигших возраста 14-ти лет.

Медиация - способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора, добровольно участвующими в процедуре медиации, взаимоприемлемого и жизнеспособного решения при содействии нейтрального и независимого помощника - медиатора. В процессе медиации стороны приходят к соглашению без вынесения третьей стороной решения по спору. Прошедший специальное обучение медиатор лишь содействует сторонам спора в совместной выработке решения, основанного на осознании и реализации их собственных потребностей и интересов. При этом стороны, оставаясь "собственниками" конфликта, являются активными участниками и сохраняют контроль над процессом разрешения спора и содержательной стороной решения.

Межведомственное взаимодействие - согласованная деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, построенная на основе учета специфики взаимодействующих сторон и интересов семьи, несовершеннолетнего.

Межведомственный консилиум - это собрание специалистов органов и учреждений системы профилактики, целью которого является всесторонний анализ проблемной ситуации несовершеннолетнего и семьи, на основе информации, полученной от специалиста по социальной работе, определение статуса и разработка межведомственной индивидуальной программы социальной реабилитации для несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении.

Межведомственная индивидуальная программа социальной реабилитации несовершеннолетнего и семьи, находящихся в социально опасном положении - форма документа, содержащего подробные сведения о семье, несовершеннолетнем, первичную информацию о социальном, психологическом статусе, состоянии здоровья, социальном и индивидуальном развитии несовершеннолетнего, задачи коррекционно-реабилитационной работы, комплекс необходимых мер, реализуемых специалистами учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и ориентированных на реабилитацию конкретного ребенка и его семьи, данные о происходящих в семье изменениях.

Молодежь - лица в возрасте до 30 лет.

Мотивированность поведения - внутренняя готовность действовать, регулируемая ведущими потребностями, ценностями и целями личности.

Насилие - умышленное применение индивидом или социальной группой различных форм принуждения в отношении, например, ребенка, ущемляющее его конституционные права и свободы как гражданина, наносящее ущерб или содержащее угрозу его физическому, психическому состоянию и развитию. Насилие может иметь формы физического, сексуального, психического воздействия и принуждения с целью унижения, вымогательства, удовлетворения сексуальных потребностей, подчинения своей воле, присвоения тех или иных прав.

Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию; либо совершающее правонарушение или антиобщественные действия.

Нормативное поведение - устойчивое поведение человека, при котором он следует наиболее важным социальным нормам, стремится поддержать общественный порядок и равновесие, сохраняя при этом собственную индивидуальность.

Полипрофессиональное взаимодействие - взаимные согласованные действия специалистов разных профилей, направленные на совместный результат, основанные на понимании общей цели и своих задач.

Полипрофессиональная команда специалистов - группа, состоящая из специалистов различных профессий, осуществляющих деятельность на основе принятия общих ценностей, направленную на достижение согласованной цели путем взаимодополнения, дифференцирования совместной и конкретизации индивидуальной ответственности.

Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.

Практическая социально-педагогическая технология - это целенаправленная, наиболее оптимальная социально-педагогическая деятельность по реализации специальных методов, средств и приемов, обеспечивающих достижение прогнозируемой цели в работе с одним человеком или с группой в определенных условиях.

Превенция - воздействие с целью предупреждения - профилактики нежелательного явления.

Преступление - виновно-совершаемое общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Ребенок - лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия).

Реабилитация - система целенаправленных действий, восстанавливающих личностную и социальную продуктивность несовершеннолетнего.

Ресоциализация - возобновленная, повторная, вторичная социализация. Она представляет собой комплекс мер, направленных на формирование духовной ориентации подростков на принципах общечеловеческих нравственных ценностей, оказание помощи в становлении и реабилитации несовершеннолетнего.

Самовольный уход - добровольное, самовольное (тайное или явное) оставление дома или организации; безвестное отсутствие несовершеннолетнего в течение 1 часа с момента установления факта его отсутствия, либо с момента наступления времени, оговоренного для возвращения.

Семья - общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию, и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестко обращаются с ними.

Сопровождение - процесс, направленный на обеспечение, создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора; взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.

Социализация - процесс и результат усвоения человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы человеческих отношений.

Социальная адаптация - процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы.

Социальный контроль - процесс целенаправленного воздействия общества или социальной группы на личность, с целью контроля и анализа его поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми в данной системе нормами. Также социальный контроль может рассматриваться и в качестве внутреннего контроля (самоконтроля).

Социальная норма - совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.

Социальный паспорт семьи, находящейся в социально опасном положении, - накопительный документ, включающий в себя первоначальную информацию о членах семьи несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, их проблемах, а также сведения о происходящих в семье изменениях (далее - социальный паспорт семьи).

Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.