Дополнительные положения, обеспечивающие эффективность, последовательность и преемственность организации, работы и развития деятельности службы школьной медиации

Дополнительные положения, обеспечивающие эффективность,

последовательность и преемственность организации, работы

и развития деятельности службы школьной медиации:

- поддержка, основанная на понимании возможностей Службы ШМ и сути самого Метода ШМ со стороны руководства образовательной организации;

- информированность всех участников образовательно-воспитательного процесса о существовании Службы ШМ (для чего она нужна, какие задачи она может решить, в каких случаях и к кому можно и нужно обращаться и т.д.), в том числе и внутренние органы самоуправления (советы, родительские или ученические комитеты, комиссии и т.п.), также с целью возможности опираться на такую Службу ШМ в своей работе;

- открытость Службы ШМ для родителей, с максимальным вовлечением их в эту работу (настолько, насколько они сами проявляют готовность и заинтересованность вовлечься в данную работу <8>). Это будет способствовать развитию сотрудничества, партнерских отношений между образовательной организацией и родителями, семьей в воспитании детей;

--------------------------------

<8> Служба ШМ предназначена для создания благоприятных условий и защиты интересов всех без исключения участников образовательно-воспитательного процесса, а значит и в интересах родителей.

- предоставление сотрудникам образовательной организации, задействованным в Службе ШМ, возможности коллегиального общения (интервизии, супервизии, консультации и т.д.);

- пополнение состава, участвующего в работе Службы ШМ, обучение сотрудников, мотивированных на работу в Службе ШМ;

- проведение совместных мероприятий с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, социальными службами и другими организациями, с которыми приходится вступать во взаимодействие в контексте функционирования образовательной организации. Контакт с ними. Выстраивание взаимообмена и взаимопомощи. Позиционировать образовательную организацию как объединяющий элемент в профилактической работе с детьми, превенции правонарушений и совершения повторных правонарушений несовершеннолетними;

- избегать формализации работы Службы ШМ. Создание положений, распоряжений, формуляров и др. не должно подменять содержательную работу Службы ШМ. Жесткая регламентация, формальный подход будет мешать развитию Службы ШМ и в конечном итоге приведет к утрате преимуществ, которые Служба ШМ как живой организм создает для существования образовательной организации, привнося в образовательно-воспитательный процесс позитивную направленность;

- при наличии координатора Службы ШМ важно понимать, что это не руководитель Службы ШМ, с которым необходимо выстраивать иерархические взаимоотношения, а человек, который организует пространство, необходимое для работы и развития Службы ШМ, и который будет сменяться по ротации;

- работа Службы ШМ - это максимальное распространение и укоренение основных принципов медиации в культуре взаимодействия участников образовательно-воспитательного процесса, т.е. незыблемость ценности человеческой жизни, уникальность личности каждого, уважение к любому человеку как данность, предоставление каждому права на собственное мнение, на защиту своих прав и интересов при условии, что это не нарушает права и интересы других, не наносит им вред;

- Служба ШМ всегда держится на людях, на человеческом факторе, поэтому очень важно, чтобы те, кто заинтересован в участии в ее работе, всегда поддерживались администрацией образовательной организации (отправлялись на обучение, повышение квалификации), чтобы к их мнению прислушивались;

- нужно делать все возможное для того, чтобы ценности взаимодействия, основанного на принципах, которые лежат в основании Метода ШМ стали привычным способом существования школьного социума, что и станет одной из главных гарантий последовательности и устойчивости работы Службы ШМ.